РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Для 5-8 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Разбежкина Марина Михайловна

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5-8 классов составлена из расчета часов, указанных в учебном плане.

Предмет «Изобразительное искусство»  изучается в 5-8 классах в объеме 89  часов (по 35 часа в 5 классе и по 18 часов в 6,7,8 классах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogramma_po_izo_5-8_kl_19-20uch_god.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4  им.Тикеева Д.С.»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОНРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Утверждена

Педагогическим советом

МБОУ СОШ № 4 имени Тикеева Д.С.

протокол № ___      от  «___»____2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы____________Аетбаев Х.А

«___»_________2019г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для 5-8  классов

(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд»

авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского)

на 2019– 2023 учебные годы

Составитель – преподаватель изобразительного искусства Разбежкина М.М.,

учитель высшей квалификационной категории

2019 год

Место   учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5-8 классов составлена из расчета часов, указанных в учебном плане.

Предмет «Изобразительное искусство»  изучается в 5-8 классах в объеме 89  часов (по 35 часа в 5 классе и по 18 часов в 6,7,8 классах).

Планируемые результаты изучения учебного курса «Изобразительное искусство»

        По окончании основной школы учащиеся должны:

  •  знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
  •  знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
  •  знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
  • чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
  • знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
  • знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
  • называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
  • иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
  • иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
  • получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания  курса 5-8 класса

В соответствии с принципиально новыми положениями и требованиями к результатам общего образования изучение содержания курса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» направлено на освоение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражают индивидуальные, личностные качества и потребности учащихся, нравственно-ценностные ориентации, личностные и гражданские позиции, которые должны быть сформированы в процессе освоения содержания курса:

• формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России — создателя уникальных художественных творений, знание культуры своего народа, своих родных мест, бережное отношение к рукотворным памятникам старины, к поликультурному художественному наследию России, к художественным традициям;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к учению и познавательной деятельности, открытие личностно значимого смысла содержания обучения, в том числе художественно-практической деятельности, включенности в решение вариативных заданий, учитывающих интересы и возможности учащихся (выбор любимых мотивов и образов, а также художественных материалов, наиболее подходящих для решения творческих задач);

• формирование  целостной художественной картины мира, целостного мировоззрения средствами декоративно-прикладного искусства через освоение произведений уникального народного прикладного искусства, современных художественных промыслов, классического и современного декоративно-прикладного искусства; осознание включённости произведений крестьянского искусства в высокий порядок мира Природы и Космоса, выраженный символической трёхчастностью (небо, земля, недра) через восприятие рукотворных предметов крестьянского творчества в цепочке познания (Природа — Человек — Культура);

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре; воспитание способности находить взаимопонимание в процессе обсуждения различных вопросов и проблем, связанных с декоративно-прикладным искусством;

• формирование коммуникативной компетентности в процессе художественно-познавательной и художественно-практической деятельности, умения применять в общении со сверстниками и взрослыми (на итоговых занятиях, в процессе организации выставок детских работ, в совместных проектах, на праздниках и т. д.) навыки сотрудничества, создавать атмосферу доброжелательно-делового продуктивного взаимодействия, преодолевая ситуации возможных напряжений и конфликтов;

• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, художественный вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение художественного наследия народов России и мира (декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII в. и т. д.).

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;

• умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);

• умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);

• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);

• умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;

• умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);

• умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (например, при создании общественно значимой декоративной работы в материале), умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументировано отстаивать своё мнение.

Предметные результаты:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образногоязыка исредств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
  • диалогический подход к освоению произведений искусства;
  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.)

Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»

5 класс- 35 ч

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека

Древние корни народного искусства — 9 ч

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Башкирская народная вышивка

Народный праздничный костюм (Русский, башкирский)

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве — 8 ч

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Искусство Башкирской росписи. Истоки  и современное развитие промысла

 Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор — человек, общество, время — 10 ч

 Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда Древнего Египтянина

Одежда «говорит» о человеке.

История костюм Китая

История костюмов народов России

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Коллективная работа  «Бал в интерьере дворца»

Декоративное искусство в современном мире — 8 ч

Современные художник по декоративно-прикладному искусству

Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.

6 класс — 18ч

Искусство  в жизни человека

Виды изобразительного искусства и основы образного языка —4 ч

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности.

Основы цветоведения. Цвет и ритм пятен  в произведениях живописи.

Мир наших вещей. Натюрморт — 4ч

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Натюрморт в цвете и графике.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Вглядываясь в человека. Портрет — 5 ч

Образ человека — главная тема в искусстве. Роль цвета в портрете.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Сатирические образы человека.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж —5 ч

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Пейзаж — большой мир.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

7 класс — 18 ч

Дизайн и архитектура  в жизни человека

Художник-дизайн архитектура —5 ч

Изобразительное искусство

Семья пространственных искусств.

Прямые линии и организация пространства

Цвет-элемент композиционного творчества. Линия и пятно

В бескрайнем море книг и журналов.

 Буква-строка-текст. Искусство шрифта

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий — 4 ч

Архитектура - композиционная организация пространства.

Макетные упражнения

Здания как сочетание различных объемных форм.

 Важнейшие архитектурные элементы здания

Цвет в архитектуре и дизайне. Форма и материал

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека — 5 ч

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн интерьера. Ты - архитектор

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни индивидуальное проектирование —4 ч

Интерьер комнаты. Портрет ее хозяина.

Дизайн вещно-пространственной среды.

Дизайн и архитектура моего сада.

Мой костюм, мой облик.

Дизайн современной одежды

8 класс-18 ч

Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах-4ч

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Художник в театре кукол.

Сценография как искусство и производство. Фотография и компьютер.

Костюм, грим и маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий - 4 ч

Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография и компьютер.

Грамота фото композиции и съемки.

 Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? -5 ч

Многоголосый язык экрана.

Синтетическая природа фильма и монтаж.

Художник и художественное творчество в кино.

Бесконечный мир кинематографа

Искусство анимации. Много История и специфика рисовального  фильма.

Телевидение, пространство культура. Экран-искусство-зритель- 5 ч

Телевидение и документальное кино.  Телевизионная  документалистика: от видеосюжета до телерепортажа

Кино глаз, или Жизнь в врасплох. Современные формы экранного языка.

Телевидение, Интернет… Что дальше?

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства

Тематическое распределение количества часов:

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Всего  часов

Всего  часов

5 КЛАСС

Декоративно-прикладное

искусство в жизни человека

Древние корни народного искусства

9

2

Связь времен в народном искусстве

8

1

Декор — человек, общество, время

10

1

Декоративное искусство в современном мире

8

1

6 КЛАСС

Искусство

в жизни человека

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

4

1

Мир наших вещей. Натюрморт

4

1

Вглядываясь в человека. Портрет

5

---

Человек и пространство. Пейзаж

5

1

7 КЛАСС

Дизайн и архитектура в жизни человека

Художник-дизайн, архитектура

5

1

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

4

1

Город и человек. Социальное значение и архитектуры в жизни человека

5

---

Человек в зеркале дизайн и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

4

1

8 КЛАСС

Изобразительное искусство

в театре, кино и на телевидении

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

5

1

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

3

1

Фильм творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

4

--

Телевидение, пространство культура. Экран-искусство-зритель

6

1

ИТОГО

89

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для уровня основного общего образования

Рабочая программа по биологии составлена на основании требований ФГОС ООО к рабочей программе. За основу взята программа по биологии, которая легла в основу учебников для 5 - 9 класса, выходящих в сер...

Рабочая программа по биологии для уровня основного общего образования

Программа составлена  в соответствии  с требованиями ФГОС ООО, на основании рабочей программы "Биология" к учебникам предметной линии "Линия жизни" (под редакцией В.В. Пасечника)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» уровня основного общего образования для 7-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «Информатика»  уровня основного общего образования для 7-9 классовСрок реализации 2017-2019 годыПрограмма составлена на основе автор...

Рабочая программа по предмету «Математика» уровня основного общего образования для обучающихся 5-6 классов УМК И.Я. Виленкина и др.

Рабочая  программа по математике для 5-6 классов  составлена в соответствии   с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнау...

Рабочая программа по предмету « Физика» уровня основного общего образования для обучающихся 7-9 классов

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федеральный государственный образовательн...

Адаптированная рабочая программа для неделимых классов уровня основного общего образования для обучающихся с ТНР

Рабочая программа изучения предмета «Технология» для 5 – 9 классов составлена на основе:- Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федеральн...