Проектно - исследовательская деятельность на уроках ИЗО
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Описание педагогического опыта в проектной деятельности на уроках ИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл purtova_g.a.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №10" г. Реутов Московской области

 

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках ИЗО»

Пуртовой Галины Алексеевны, учителя ИЗО

I. Введение. 
Рассматривая суть, цель, основные принципы и требования к использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что он способствует изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, обеспечивает удовлетворение общественно и личностно значимых потребностей в реализации познавательной и творческой деятельности учащихся. В результате проектной деятельности, полнее обеспечиваются необходимые условия для развития личности.

Ориентация образования на внедрение новых способов работы на уроке направлена на развитие у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний и овладению ими способами решения проблем в различных областях жизни. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает такой необходимый социальный навык, как коммуникативность, умение сотрудничать.

Использование метода проектов не только стимулирует интерес учащихся к теме определенного урока, но и углубляет связи между темами блока уроков.

Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутреннее и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.

Для работы над проектом необходимо:

  1. Выбрать тему проекта;
  2. Определить характера проекта;
  3. Выделить проблему, сформировать обоснование проектной деятельности;
  4. Наметить пути реализации проекта;
  5. Спрогнозировать результат проекта.

Используя вышеописанные рекомендации, предлагаемый материал и творческую фантазию, можно создать такие проекты, которые будут востребованы как на уроках так и во внеурочное время.

  1. Тема педагогического опыта: «Создание условий для формирования у учащихся 4-6 классов учебно-практической самостоятельности путём проектной деятельности в процессе преподавания изобразительного искусства». 
    2. Опыт основан на изучении разработок В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина, рекомендациях программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 
    Для того, чтобы выпускник школы являлся всестороннее развитой личностью, необходимо создать определённые условия. 
    С моей стороны – это развёрнутая аргументация своих мыслей и описание переживания, использование особых речевых средств для усиления воздействия на учащихся, выстраивание многоуровневых логических ходов пережитого. Со стороны учащихся – это возможность построения собственного действия, что способствует развитию его способностей в сфере мышления и речи. 
    Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как учитель я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет ученика среди товарищей. 
    Идёт процесс коллективного учебного исследования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность учащихся в виде: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учебник», «учебник – художественная деятельность» и т.д.. 
    3. Главная идея моего опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка относительно «Я» других людей. 
    Раньше в качестве главных социально одобряемых характеристик были «ум и совесть», а теперь – это «социальная активность», «способность к достижению цели». Путь через чувства – это путь к осмыслению и переживанию, а главное – обращение к проблемам человеческой личности, обществу, миру окружающей природы, где родился и проживаешь. 
    Результат опыта: компетентность, способность подростка не только уметь что–то делать и знать, но и может учиться делать, применяя знания. 
    Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. 
    Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированный технологии обучения, метод проектов, разноуровневое обучение) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края. 
    В основу опыта положены следующие принципы: непрерывности и преемственности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации. 
    Научные положения: 
    1) Принцип континуальности опыта – связь опыта, приобретаемого в процессе 
    образования, с опытом, необходимым для будущей жизни. 
    2) Принцип связи формируемого опыта с особенностями среды, в которой проживает 
    ребёнок. 
    3) Принцип взаимодействия внешнего и внутреннего факторов опыта. 
    4) Принцип возрастной адекватности: обеспечить (с одной стороны) преемственность 
    ситуаций и выстроить (с другой стороны) их последовательность с учётом 
    возможностей самого ребёнка. 


    II. Технологический (основная часть) аспект. 
    1. 
    Актуальность педагогического опыта: 
    инновационный подход к методике преподавания предмета «Изобразительное искусство и художественный труд», а именно, к процессу осмысления и переживания ведущей темы урока, четверти, года через элементы самостоятельной работы учащихся. 
    Информация - главный результат и одновременно условие развития ребёнка. 
    Проектная деятельность - это приобретение новых знаний, умений на основе работы учащегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы учащихся: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамика проектно – исследовательских умений. 
    Цель предмета: воспитание Человека, Личности, живущего в единой связи с обществом и миром окружающей природы. 
    Задачи: вооружение учащихся знаниями идеалов и шедевров мирового искусства, формирование навыка овладения элементарными основами реалистического рисунка, развитие изобразительных и декоративно-прикладных навыков, художественного вкуса. 
    Такой подход соответствует социальному заказу. 

    2. 
    При отборе и организации учебного содержания учитываются: 
    1) частью обучения являются задания по организации результатов собственного 
    эксперимента, анализа, обдумывания; 
    2) уместна разработка тем проектных работ, при выполнении которых школьники 
    применяют изученный на уроках предметный материал; 
    3) основная часть уроков, занятий кружка «ИЗО» проходит в различных организационных формах: аппликация, конструирование, лепка из глины и солёного теста, урок – путешествие, компьютерный урок. 
    Преобладающие виды деятельности: учебная, проектная, творчески – игровая, трудовая, художественно-эстетическая. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя

Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость  проектно - исследовательской  деятельности  на   уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной   деятельности...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...