Психология творчества
статья по изобразительному искусству (изо)
Занятия изобразительным искусством, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Психология творчества
Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены в социально приемлемой форме, приводят к перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Стрессу особенно подвержены дети, подростки, а также люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. У лиц с ограниченными возможностями здоровья это может быть связано с осознанием дефекта.
Занятия изобразительным искусством, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.
Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные.
Занятие изобразительным искусством может оказаться и просто интересным хобби, и стать профессией для людей, одаренных в художественной области, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья.
Влияние изобразительной деятельности на развитие личности изучается специалистами разных профилей: философами, художниками, педагогами, психологами, психотерапевтами.
Изобразительная деятельность позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей его жизни, но и свои фантазии, дать волю воображению, осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, прорисовывая их. Она способствует культурному развитию личности, важна для эмоционального и интеллектуального развития человека, формирования его личностной зрелости (Т.С. Комарова).
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности.
Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром.
Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает уберечь и защитить ребенка от того, что мешает ему нормально развиваться. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/26/picture-21141.jpg)
Интегрированный урок изобразительного искусства и психологии «Реальность и фантазии в творчестве художника».
Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/29/picture-50559-1598684108.jpg)
Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках
Статья Статья "Психология творчества и рефлексиив современных социальных практиках"С.Ю.Степанов...
Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и афоризмов
Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и афоризмов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/08/picture-77538-1570552446.jpg)
Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года». Педагог- психолог: Токарева Инна Александровна
Конспект НОД с детьми логопедической подготовительной к школе группы с элементами арт- терапии ОО Познание, Художественное творчество, «Путешествие по временам года».Педагог- психолог: Токарева ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-259872-1369683978.jpg)
Психология художественного творчества
Статья описывает эстетические и изобразительные особенности детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/25/picture-457360-1406303250.jpg)
Психология художественного творчества детей в группах разного возраста.
Проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит остро и актуально. Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания.Со...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/25/picture-457360-1406303250.jpg)
Психология художественного творчества
Понятие творчества. Роль осознаваемых и неосознаваемых мотивов творчества.Природа и сфера действия интенции творческой личности.Переживание и его художественное воссоздание.Вдохновение и мастерство. Н...