«Каков мастер, такова и работа» Глиняная игрушка разных регионов России
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Петрова Светлана Сергеевна

Игрушечные промыслы возникали в разное время и формировались в различных исторических условиях. На их развитие влияли населенность края, экономика, местонахождение. В каждой местности складывалась своя школа. У мастеров-игрушечников разных промыслов были свои секреты «потешного» ремесла, определенные приемы технического и художественного исполнения игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki-svistulki.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игрушечные промыслы возникали в разное время и формировались в различных исторических условиях. На их развитие влияли населенность края, экономика, местонахождение. В каждой местности складывалась своя школа. У мастеров-игрушечников разных промыслов были свои секреты «потешного» ремесла, определенные приемы технического и художественного исполнения игрушек.

Слайд 2

«Каков мастер, такова и работа». Глиняная игрушка разных регионов России. Русские игрушки – только малая часть богатого культурно-исторического наследия.

Слайд 4

Узнаем В каких регионах России лепят глиняную игрушку? Какие характерные особенности глиняных игрушек разных регионов?

Слайд 5

Дымковская игрушка Этот русский народный промысел возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов Руси. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Слайд 6

Дымковский орнамент

Слайд 8

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново, Одоевского района Тульской области. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготавливали на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину, которая после обжига приобретала белый цвет. Затем наносили рисунок.

Слайд 9

Филимоновский орнамент

Слайд 11

Каргопольская игрушка Этот русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополь, Архангельской области. Каргопольская (Архангельская) игрушка изготавливается из красной глины. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленая, черный, охра. Иногда добавляются золотая и серебряные краски.

Слайд 12

Каргопольский орнамент

Слайд 14

Абашевская игрушка Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село Абашево мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села изготавливали на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. Игрушки из глины абашевских мастеров глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.

Слайд 15

Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Слайд 17

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп : 1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем. 2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса. 3) птицы - петух, наседка, павлин, утка. 4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки - свистульки, не свистят только петухи и индюки.

Слайд 18

Конь Филимоновский Дымковский

Слайд 19

Филимоновская Дымковская Птица

Слайд 20

Женский образ Дымковская барыня Филимоновская барыня

Слайд 21

Задание Нарисовать игрушку по выбору: Филимоновскую или Дымковскую

Слайд 22

Творческое задание Лепим игрушку из пластилина По выбору: Дымковская Филимоновская Каргопольская Абашевская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Глиняная игрушка" в 1 классе.

Рабочая программа "Глиняная игрушка" разработана для 1 класса в связи с введением Нового стандарта в образовании. Программа расчитана на 1 час учебного времени в неделю. Цель программы - развитие...

конспект урока технологии во 2-м классе Народная глиняная игрушка

Конспект урока технологии во 2-м классе. Тема "Народная глиняная игрушка". нак урое дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся лепить по мотивам народной игрушки из пластилина....

Народная глиняная игрушка

ИКТ для урока изобразительного искусства в 5-ом классе...

внеклассное мероприятие"Каков мастер-такова и работа"

Внеклассное мероприятие в рамках недели труда...

Практическая работа « Оценка ресурсообеспеченности разных регионов и стран отдельными видами природных ресурсов»

Данная практическая работа может использоваться при изучения темы "Мировые природные ресурсы" в курсе "Экономическая и социальная география мира....

Практическая работа Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов 10 класс

Практическая работа  Оценка обеспеченности разных регионов и стран   основными видами природных ресурсов   10 класс...

Презентация "Глиняная игрушка" (в рамках познавательного проекта "Мордовская народная игрушка")

Народная глиняная игрушка в России имеет и мифологическое, и фольклорно-музыкальное значения....