Статья "Цветоведение и цветотерапия, как здоровье сберегающая технология в курсе предмета изобразительное искусство"
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Оксана Геннадиевна Литовко

Цвет является неотъемлемой частью в жизни каждого.

Человек не отдает себе отчет, почему, в тот или иной момент он использует цвет, и как он его выбирает. Через цвет мы выражаем свое настроение, мироощущение, формируем отношение к себе других людей. При выборе гардероба, мы руководствуемся не только выбором размера, кроя и моды, главное место мы оставляем цвету. 

Учитель,  проводник в волшебный мир искусства, наставник, руководитель творческого процесса,  в его силах помочь ребенку освоиться в этом мире – мире искусства.

«Созерцая мир, цвет и красоту вокруг нас, мы находим гармонию в себе».

                                                                                                                                  О.Г.Литовко

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_tsvet.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Цветоведение и цветотерапия, как здоровье сберегающая технология в курсе предмета изобразительное искусство.

Цвет является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Ещё с древних времён было замечено влияние цвета  на психику и мироощущение людей.

Цвет, как воздействие на человека, применялось в различных сферах жизни . Использование цветного стекла, изобилие красок и мерцание света в витражах христианских церквей, способствовало созданию определенной атмосферы, необходимой для большего верования прихожан.

Использовали цвет врачеватели. Считали, подкрашенную различными травами воду лечебной. А так же цветные камни прикладывали к больным местам, для излечения различных недугов.

Люди носили одежду определенных цветов, подчеркивая своё положение в обществе. Цвет  имеет важное место в геральдике.

Человек не отдает себе отчет, почему, в тот или иной момент он использует цвет, и как он его выбирает. Через цвет мы выражаем свое настроение, мироощущение, формируем отношение к себе других людей. При выборе гардероба, мы руководствуемся не только выбором размера, кроя и моды, главное место мы оставляем цвету. При правильном выборе, вещь может стать «целительной», и только благодаря цвету. Влияние цвета, в нашем окружении, нельзя недооценивать. Одни цвета помогают расслабиться, успокоиться или взбодриться, другие - угнетают.

 

Так что же такое цвет, и почему мы зависимы от него настолько сильно? Можно выделить основные цвета, которые передают те или иные эмоции и ощущения, а также определить или предопределить настроение.

  • Белый цвет воспринимается по-разному. Это одновременно, и нейтральный вбирающий в себя другие цвета, и цвет чистоты, умиротворения и силы. В разных культурах цвет имеет разные значения.
  • Чёрный  неоднозначный цвет, такой же, как и белый, поглощающий. Он одновременно цвет мрака и покоя. Чёрный усиливает различные чувства человека. Сильным он поможет, а вот слабых духом, наоборот отяготит.
  • Красный цвет часто называют цветом страсти. Но страсть у каждого своя. Это могут быть любые яркие чувства, вызывающие восторг. Цвет заряжает энергией и вселяет активность.
  • Синий цвет несет гармонию и спокойствие. Благоприятно оказывает влияние на концентрацию внимания. В целом успокаивающий цвет, позволяет вести полный контроль над собой.  
  • Желтый - цвет радости и смелости,  цвет повышающий самооценку, жёлтый спектр повышает умственную продуктивность.
  • Зелёный жизнеутверждающий, символизирует жизнь, молодость. Это цвет безопасности, недаром используется в светофоре, как разрешающий сигнал. Также этот цвет хорошо успокаивает.
  • Бирюзовый цвет уменьшает агрессию и вселяет спокойствие.
  • Фиолетовый цвет активизируют врождённую интуицию, побуждают к знаниям.

Если рассматривать уроки изобразительного искусства с позиции цветотерапии, то учитель может корректировать настрой учеников к познавательной деятельности  в целом.

Уроки изобразительного искусства подразумевают работу цветом, но это не всегда оправдано поставленной задачей. Это могут быть упражнения на построения, но и здесь можно работать цветными графическими материалами, таким образом привнести в работу элементы творчества.

Учитель,  проводник в волшебный мир искусства, наставник, руководитель творческого процесса,  в его силах помочь ребенку освоиться в этом мире – мире искусства.

На своих уроках изобразительного искусства, я предполагаю рисовать красками или цветными карандашами, в зависимости от поставленной задачи. А так же я заметила, что дети подбирают цвета интуитивно, четко следуя своему внутреннему состоянию. Они еще не умеют управлять цветом, который может помочь ребенку раскрепоститься, либо наоборот успокоиться. Дети, которые раскрасили свои рисунки полностью, «насытились» цветом, в конце урока чувствуют себя отдохнувшими. Но не все умеют работать быстро и самостоятельно подобрать цвет, много времени тратится на выбор.        

Поэтому необходимы уроки – упражнения в условиях выполнения программы. Темы на развитие воображения, чередовать с упражнениями по выбору цвета. Чаще всего это возможно реализовать через поэтапное рисование, с заранее продуманной цветовой и предметной композицией.

Необходимо ограничение палитры, что дает возможность быстро подобрать нужный цвет. И именно здесь есть возможность корректировать психоэмоциональное состояние детей в целом, руководствуясь элементами цветотерапии.  Важно,  чтобы дети не уходили от заданной палитры и использовали ее максимально, это  должно привести к нужной нам цели – не только понимание цветовых сочетаний,  спектра,  цветовой совместимости, но и влиянии цвета, на рисующего.  В таких условиях дети не отвлекаются от реализации поставленной задачи, и используют заранее подобранные учителем цвета. Не мало, важно, что дети получают знания о гамме цветов, и в дальнейшем, у них не должно возникать проблем в ее подборе.

Итак, на уроках я предлагаю выполнять «быстрые рисунки» в графическом исполнении, в двух вариантах:

  1. Использование цветных карандашей. Их используем при рисовании портрета, архитектуры и городских мотивов, там,  где важна линия, а если она будет цветная, то это уже элемент творчества, самовыражения рисующего.
  2. Использование черной гелиевой ручки и красок. Выбрать можно не только гелиевую ручку, как самый доступный материал, но и линнер. Главные элементы композиции выделяем любым доступным цветным материалом – акварельные краски,  восковые мелки, пастель, акварельные маркеры и маркеры для скетчей.

Рисунок получается не просто черно-белым, а имеет цветовой акцент, и приобретает законченный вид, на каждом этапе рисования.  Этот процесс и результат, несет нужную эмоциональную окраску настроения рисующего. Таким образом, выполняя упражнения, мы готовим ребенка к выполнению самостоятельной творческой работы и к заданиям, где необходимо самостоятельно выбрать цвет, цветовую гамму и технику исполнения в пределах урока.

Важно то, что вырабатываются навыки быстрого рисования, создания композиции и выбора цвета, и  самое главное – приходит удовлетворение от проделанной работы!

«Созерцая мир, цвет и красоту вокруг нас, мы находим гармонию в себе».

                                                                                        О.Г.Литовко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 7 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 7 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 5-10 классы, 2018-2019 уч.г. г....