Дополнительная общеобразовательная развивающая программа художественно-эстетической направленности.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Якимова Елена Николаевна

Кружок "Волшебная радуга".Возраст обучающихся: 10-12 лет. Срок реализации: 1 год, по 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_raduga_-kruzhok_yakimova_e.n.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

РАССМОТРЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ШМО

УЧИТЕЛЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ЦИКЛА

ПРОТОКОЛ  № ОТ        

РУКОВОДИТЕЛЬ ШМО

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ:  АЛЕКСЕЕВА Н.В.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

художественно-эстетической направленности

«Волшебная радуга»

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Срок реализации:  1 год.

                         

                                                               

                                                                                                   Автор-составитель:

Якимова Е. Н., учитель ИЗО.

г. Велиж

2020-2021год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

   Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Разнообразие видов практической деятельности подводит учащихся к пониманию явлений художественной культуры, изучение произведений искусства и художественной жизни общества подкрепляется практической работой школьников.

        Данная программа сочетает в себе элементы обучения и развития художественно-творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны детям и подросткам.

        В кружок принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному искусству в любом его виде.  Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала важное  значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

    Программа органично сочетает в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Она направлена главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования окружающим миром, так как для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.

        Данная программа учитывает органичную связь внешкольной творческой деятельности с основными идеями, заложенными в программе для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.

   Занятия по программе активизируют творческую инициативу, воображение и фантазии, обогащают эмоционально – образную структуру личности и формируют эстетическое отношение к окружающему миру. Все это делает программу актуальной в наше время.

Вид программы:  модифицированная программа;

Направленность программы:  художественно-эстетическая /изобразительное творчество/.

Цель – формирование художественной культуры, развитие художественного восприятия и эстетических чувств учащихся.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития изобразительного искусства;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • обучить технологиям разных видов ИЗО.

Воспитательные:

  • приобщить уч-ся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали;
  • способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  • развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Особенностью  данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах изобразительного искусства. Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, пастель, для графики – карандаш, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия.   В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

    Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий, беседы на темы изобразительного искусства.

  Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.

 Сроки реализации программы:

 Программа  рассчитана  на  1 год обучения и  составляет 68 часов (2 часа в неделю)  для детей 10-12 лет (5 – 6 класс). Набор детей осуществляется в начале учебного года.  Принимаются все желающие.

Форма занятий:

 Занятия проводятся в форме урока, 1 раз в неделю .

Формами подведения итогов реализации программы  являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, художественные конкурсы: районного, окружного  масштаба).

Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества, способствуют формированию художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, понимания прекрасного и воспитанию интереса и любви к искусству.

                                                      Ожидаемые результаты.

  1. Научить детей умению видеть красоту, открывать для себя новое в окружающем мире, радоваться открытиям.
  2. Овладеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  3. Уметь работать в различных техниках изобразительного искусства.
  4. Научить замечать созданную самой природой красоту и восхищаться ею, ее неповторимостью.
  5. Научить детей свободно работать карандашом, красками и кистью.
  6. Воспитать у ребят любовь и бережное отношение к природе.
  7. Формирование внимания, осознанности, усидчивости, целеустремленности, аккуратности, художественного вкуса.
  8.  Смысл работы заключается в пробуждении и обогащении чувств, сенсорных способностей детей, путем освоения живых, воспринимаемых органами чувств особенностей природных и художественных явлений — цвета, звука, формы, движения, возможностей слова и живой речи. Коллективные занятия являются продолжением индивидуальной работы.

СОДЕРЖАНИЕ.

  • Прощаемся с летом. Импровизация на темы летних впечатлений. В самом начале выполнения заданий ребята делятся своими впечатлениями о проведенном лете. Во время их рассказов руководитель заостряет внимание на красочных картинах летних пейзажей. После выполнения задания организуется выставка работ и их коллективное обсуждение.
  • Фигуры в нашем мире. Ознакомление с гуашевыми красками, правилами работы с гуашью. Разъясняется различие приемов работы гуашью и акварелью. Выполняется красочное упражнение: рисование окружающих нас предметов в виде геометрических фигур.
  • Три основных цвета. Холодные и теплые цвета.  Знакомство с красками и их тайнами. Для формирования умения работать красками выполняется упражнение “Волшебные краски”: смешиваются основные краски (желтая, синяя, красная) для получения составных цветов.
  • Техники и приемы. Знакомство с различными техниками и приемами в графике и живописи – стеклография, граттаж, рисование «по-сырому», сухая кисть. Умение применять данные техники для достижения желаемого эффекта.
  • Дары осеннего сада и огорода. Выполнение с натуры фруктов и овощей. Проводится анализ формы, пропорций, цветовой окраски фруктов, овощей.
  • В гостях у елки. Сюжетами рисунков могут быть: празднично наряженная елка, хоровод вокруг нее и т.п. Особую выразительность дает цветная бумага и использование цветных восковых мелков.
  • Художественный труд. Исполнение изделий своими руками, знакомство с различными видами декоративного искусства – бумагопластикой, оригами, аппликацией,  элементами батика, лепкой.
  • Хохломские узоры. Исполнение простейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узоров в полосе или круге).
  • Большое внимание уделяется рисованию на темы. Во время таких занятий совершенствуются умения выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Рисование природы.

12

2

10

2

Декоративное искусство .

22

2

20

3

Мир вокруг нас. (Рисование на темы).

34

2

32

Итого:

68 ч

6 ч

62 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

Тема занятия

Всего

часов

Теория

Практика

1

Методы и приемы используемые в рисунке.

2

2

-

2

Линия в рисунке. Осенний букет.

2

-

2

3

Цветовая гамма. Упражнение «Лужа с драгоценными камнями»

2

-

2

4

Сближенные теплые цвета. «Золотая осень»

2

-

2

5

Роль формы мазка в живописи «Дождик моросит»

2

-

2

6

Превращение кляксы. Преобразование абстрактного пятна в образ.

2

-

2

7

Орнамент в ДПИ. Смысловое значение элементов.

2

2

-

8

Украшаем вазу.

2

-

2

9

Декоративная композиция из природных материалов.

2

-

2

10

Рисование с натуры. Бытовой натюрморт.

2

-

2

11

Симметричные изображения «Бабочка».

2

-

2

12

Гармоничное сочетание цвета «Солнышко».

2

-

2

13

Аппликация «Снежинка». Происхождение холодного цвета.

2

-

2

14

Символ птицы в ДПИ. Панно «Жар-птица»,лепка.

2

-

2

15

Панно «Жар-птица», цветовое решение.

2

-

2

16

«Ёлка – красавица». Создание образа с помощью линий и цвета.

2

-

2

17

Рисование домашних животных по памяти и с натуры.

2

-

2

18

Знакомство с техникой «сухая кисть», «Кошка».

2

-

2

19

Иллюстрирование «Рассказов о животных» Бианки.

2

-

2

20

Зимние деревья, создание образа через силуэт и характер линий

2

-

2

21

« Хоровод» (гофрирование, вырезание) коллективная  работа.

2

-

2

22

«Веселые человечки», силуэт, передача движения.

2

-

2

23

Знакомство с техникой стеклографии «Зимний пейзаж»

2

-

2

24

«Золотая хохлома».

2

2

-

25

«Золотая хохлома», Роспись подноса.

2

-

2

26

Перспектива в рисунке, геометрические тела.

2

-

2

27

Перспектива в рисунке, тела вращения.

2

-

2

28

Композиция «Праздник в моей семье», А3.

2

-

2

29

«Праздник в моей семье», окончание работы.

2

-

2

30

Иллюстрация к сказкам Г.Х. Андерсена.

2

-

2

31

Композиция «Космические дали».

2

-

2

32

ДПИ. Раскрашивание пасхального яйца.

2

-

2

33

Композиция «Этот день Победы».

2

-

2

34

Композиция «Мы рисуем музыку».

2

-

2

Всего:

68

6

62

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

   Предлагаемая программа построена так, чтобы дать ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую студийную деятельность под руководством педагога-художника.

Для успешного освоения данной программы преподавателю необходима значительная подготовка в плане обеспечения занятий соответствующими материалами – карандаш, ластик, Бумага, цветные фломастеры, картон, акварель, гуашь, кисти, вата, стекло и др. Необходимо, чтобы каждый ребенок был обеспечен на занятии всем необходимым, так как любые организационные неувязки действуют на детей расхолаживающе и они теряют необходимый для работы настрой.

Кроме общепринятых форм организации занятий, таких, как беседа, рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на заданную тему, необходимо использовать и нестандартные формы организации учебной работы: занятие – осмысление, серия занятий, связанных одной темой, занятие – путешествие в мир сказки во времени, в пространстве.

        Подведение итогов по результатам освоения материала может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения блиц-выствки, когда работы детей развешиваются на стенах или раскладываются на полу. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных художественных решений. В конце года готовиться большая выставка творческих работ.

ЛИТЕРАТУРА

  • Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1961.
  • Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1977.
  • Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. – Мн.: Современный литератор, 2002.
  • Полунина В.Н. Солнечный круг/ В.Н. Полунина. – М., 2003.
  • Трофимова М. В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство.- Ярославль: Академия развития, 2001.
  • Юсов Б.П. Виды искусств и их взаимодействие. – М., 2001.
  • Юсов Б.П. Вопросы художественного развития школьников в процессе изобразительной деятельности/ под редакцией Б.Лихачева, Г.Зальмона. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокал»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаХудожественно-эстетической  направленности «Вокал»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Задоринка"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Унисон»

Рабочая программа вокального  кружка «Унисон». Срок реализации программы 4 года. Занятия коллективные, индивидуальные.Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занят...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебный мир искусств»

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстника...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Театр моды «Вдохновение»

Работа по курсу кружка «Театр моды «Вдохновение» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также мышления, воображения детей с ограниченными воз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Вокальное пение»

Направленность образовательной общеразвивающей программы кружка «Вокальное пение»: художественно-эстетическая, вокально-исполнительская деятельность.Актуальность программы Музыкальное обра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В мире танца»

Система дополнительного образования – неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического...