Современный урок изобразительного искусства в условиях введения ФГОС
статья по изобразительному искусству (изо)

Гиндулина Тереза Ивановна

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным и огромную роль в этом играет учитель!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок изобразительного искусства в условиях введения ФГОС

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным и огромную роль в этом играет учитель!

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта
второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• максимум творчества и сотворчества;

• время сбережение и здоровье сбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.
При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Предмет «Изобразительное искусство» в силу своей специфики имеет благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог на уроке почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом.

К. Д. Ушинский писал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.

На мой взгляд, эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к изобразительной, у школьников за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Ученики в этом возрасте сравнивают более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути – отказу от изобразительной деятельности.

Вот почему очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и цель педагога – создать все условия для успешной деятельности.

На современным уроке изобразительного искусства в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Для повышения  мотивации к творческой  деятельности  школьников уроки изобразительного искусства следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного.

Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными.  Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Примеры проведения уроков:

 Урок – виртуальная прогулка/путешествие. 

Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Примерами таких уроков могут быть уроки в 5 классе по темам «Гжель»,  «Древние образы в современных народных игрушках». На уроках связанных с этой темой «Древние образы в современных народных игрушках», мы с ребятами изучаем и выполняем эскизы народных игрушек, а затем лепим их из пластилина, проводится беседа, в ходе которой рассматриваются характерные детали народных игрушек. Здесь же проводится словарная работа.

Урок – репортаж с выставки. 

Данный урок проводится после урока – виртуального путешествия, где используется предварительное домашнее задание. Примерами таких уроков могут быть уроки в 5 классе по теме «Современное выставочное искусство», 6 классе Великие портретисты прошлого», «Пейзаж в русской живописи». Учащиеся подготавливают репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.

Урок – панорама. 

Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким примером такого урока может быть урок по теме «Пейзаж – настроение. Природа и художник» в 6 классе, на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «Пейзажная живопись»

Урок – викторина. 

На таком уроке учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки, литературы. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Один из таких уроков можно провести в 5 классе как итоговый урок «Народные промыслы».

 Урок - игра. 

Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходил урок в 5 классе «Русский костюм и современная мода», в 7 классе «Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды». Учащиеся с удовольствием разрабатывали модели одежд для кукол.

 Уроки-конкурсы: 

на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Пример такого урока – урок в 6 классе по теме «Жанры в изобразительном искусстве».

 Уроки-познания: 

учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

 Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением. Стараюсь творчески подойти к методике проведения уроков, организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы, выстраиваю систему уроков таким образом, чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного.

Интересна и, на мой взгляд актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на уроках ИЗО с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных тем будет использован компьютер.  Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством обучающихся.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников.

Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущего самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя могут реализовывать новые стандарты без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться.

И главным мотивом для детей, по моему мнению, это личный пример самого учителя. Дети видят, как я рисую. И многие из них ходили ко мне на кружок «Цветик семицветик». Обучающие не раз выигрывали конкурсы рисунков и поделок не только на школьном уровне, муниципальном, но и региональном. Эти победы и вовлекают детей в изобразительное творчество.

Альберт Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.»

Литература:

  1. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..
  2. Леонтович А.В., «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.
  3. Неменский Б.М. Учебная программа «Изобразительное искусство» 5-9 классы. - М.: Просвещение
  4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48
  5. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Панова Е. А. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях - [Электронный ресурс].
  7. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2003.
  8. Слепокурова В.И. Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства. - [Электронный ресурс]. 
  9. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah
  10. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к современному уроку английского языка в условиях введения ФГОС»

Основные отличия традиционного урока от урока по ФГОС. Приёмы, актуальные для современного урока английского языка....

Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС и его анализ.

Анализ урока должен начинаться самоанализом, конкретными требованиями к самому себе. Совершенствование мастерства учителя во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоана...

Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС

Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является: • применение активных...

Статья "Современные уроки изобразительного искусства в условиях введения ФГОС"

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пр...