Урок по изобразительному искусству 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей через игру и через игрушку закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила.

К сожалению, в настоящее время часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.

А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.

 Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей через игру и через игрушку закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила.

К сожалению, в настоящее время часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.

А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.

 Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

На уроке обучающиеся народную текстильную куклу Коза

Ссылка на материалы https://disk.yandex.ru/d/2HAqaWQdHP-xaQ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план - конспект35.68 КБ

Предварительный просмотр:

        

Методическая разработка урока,

на тему «Вокруг света»

Гладилиной Светланы Геннадьевны,

учителя изобразительного искусства и технологии МАОУ СОШ №22

г. Балаково, Саратовской области

8-917-02-78-623

 Gladilina.cvetlana@yandex.ru

Цель: знакомство с традиционными народными куклами, изготовление куклы Коза
Задачи:
- приобщать обучающихся к народной культуре;
- прививать интерес к русской народной кукле как виду народного художественного творчества;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- научить технологии изготовления обережной куклы Коза.

Содержание

Актуальность.

Цели и задачи

Планируемые результаты

План занятия

Ход занятия

1.Организационный момент 

2. Подготовка к восприятию нового материала.

3. Объяснение нового материала

4. Практическая работа

 Физкультминутка

Домашнее задание

5. Заключительная часть


Список использованных источников.

1. Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука» Народное творчество 2004

2. Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004;

3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

4.Шайурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла» С-Пб «детство-пресс» 2012

5. Источники интернет ресурсов:

http://www.rukukla.ru (о народной кукле)

Приложения.

Приложение 1 Выставка кукол

Приложение 2 Материалы и оборудование

Приложение 3 Тест –игра

Приложение 4 Технологическая карта по раскрою деталей куклы

 Приложение 5 технологическая карта по изготовлению народной куклы Коза

 Приложение 6 Готовая кукла Коза

Приложение 7 Презентация к уроку

 

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы — самая загадочная, без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков - Щедрин.

Актуальность.

 Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей через игру и через игрушку закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры, идеалы, правила.

К сожалению, в настоящее время часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.

А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла.

 Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

Место урока. Предметная область «Изобразительное искусство» 5 класс. Раздел «Декоративное искусство в современном мире». (Учебник Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М.)

Тема урока: «Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла)»

Цель: знакомство с традиционными народными куклами, изготовление куклы Коза
Задачи:
- приобщать обучающихся к народной культуре;
- прививать интерес к русской народной кукле как виду народного художественного творчества;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- научить технологии изготовления обережной куклы Коза.

Планируемые результаты

 Личностные:

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • самостоятельность и личная ответственность за принятое решение в творческой работе;

 - желание привносить в окружающую действительность красоту;

  • использование навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

-бережное отношение к духовным ценностям

Метапредметные:

  • самостоятельно решать творческие задачи;
  •  уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;

Предметные:

     -уметь выявлять в произведениях народного декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора

Тип урока : комбинированный, практикум

Формы и методы: 

-теоретическийрассказ-информация по истории создания куклы, беседа с применением фольклорного материала, наглядно-иллюстративный, презентация;

-практический: изготовление куклы по инструкционной карте,

Оборудование: компьютер, выставка народных кукол «В русской кукле русская душа» (Приложение 1), инструкционные карты для изготовления куклы. Музыкальное сопровождение: народная музыка.

Материалы и инструменты:

Ткань Х\Б белая – 35 * 60 /см, нитки мулине красного цвета. Ножницы, карандаш, линейка, треугольник. (Приложение 2)

План занятия.

1.Организационный этап.

2. Подготовительный этап: подготовка к восприятию нового материала, введение

3. Объяснение нового материала: беседа об истории обрядовой куклы, ее образах (приобретение новых знаний). (Презентация 7) 

4.  Практическая работа: изготовление куклы, повторение ТБ., физкульминутка .

5. Заключительная часть: Обобщение и систематизация.

6. Рефлексия (по методу «Веселый хоровод») Обобщение и систематизация знаний учащихся, просмотр и обсуждение выполненных работ. Контроль и самоконтроль.

Ход занятия.

1.Организационный момент Подготовка рабочего места Подготовка необходимых материалов. Психологический настрой. (тихая фольклорная музыка) 

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Здравствуйте, ребята.        

Издавна славилась Россия народными промыслами. Чего только не создавали народные умельцы! Вспомним их, выполнив задания теста- игры. (Приложение 3)

 Ребята, выполняя тест, вам необходимо выбрать ответ, кликнув мышкой. Если вы правильно ответили, появится рушник и матрёшка будет раскрашиваться. Если ответ неправильный, появится половичок, попробуйте ответить ещё раз.

Молодцы, все справились с заданием и теперь видим на экране красивую народную куклу – матрешку. Но ребятишки на Руси в играх использовали и другие куклы.

Посмотрите на нашу выставку «В русской кукле русская душа». Какие куклы вам знакомы? (Ответ: кукла девка-баба. Мы говорили о ней, когда говорили о народном русском костюме).

О чем сегодня на уроке мы будем говорить? (Ответ: о народной кукле).

Что хотели бы на уроке узнать? (Ответ: разновидности кукол, из чего и как делали)

3. Объяснение нового материала. (Презентация. Приложение 7)

 Слайд 2. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси

Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, но и важнейший атрибут древних обрядов, символ продолжения рода, залог семейного счастья.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Лица долгое время у кукол не было. Так их защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки

Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

Ученица

У обрядов на Руси множество заветов.
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.


Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет: предки опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.


Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Непременно куклы те дареными были.

Слайд 3. В настоящее время известно более 90 видов различных кукол.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей

Слайд 4.Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла-закрутка “Куватка’’ (Пеленашка), то она отгоняет от него злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель.

Кукла –пеленашка

В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным детям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели.  Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленатый.  Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

Кукла 

 «Берегиня сна»   с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка. Расплачется ребенок, закапризничает - на помощь приходила кукла «Утешница», обвешанная сладостями. А уж не дай бог заболеет ребенок, принималась мать мастерить «Сударушку», закручивает да приговаривает: «Бабушка-сударушка, помоги моей доченьке!».

Куклу «Берегиню» или «Любаву» традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей, прочные красные нитки. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.

Слайд 5. А если возникали у женщины проблемы, она обращалась к кукле- «Девка-баба»
Каждый образ куколки выполнял собственную функцию. Если перевернуть куколку стороной «баба», то она будет помогать в домашних делах и оберегать семью.
А если вдруг усталость навалилась, и дни стали серее, то стоит только повернуть куколку стороной «девка» - и силы вернутся, и жизнь заискрится радужными цветами, а муж или любимый преподнесет приятный сюрприз.
Играя в куклу "перевёртыш" Девка-баба крестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки и замужней женщины.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничку . Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Слайд 6.  Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии. Важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку или хозяина. Ведь она сделана с любовью.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игрушки и сами игры строго разделялись.

Слайд 7. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет простую могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Слайд 8.

 Русская тряпичная куколка простая

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит, нам родная

Слайд 9. Обрядовые куклы - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Обрядовых кукол тоже много. Вы их на слайде видите.

 С Куклой Масленицей вы хорошо знакомы. Мы с вами ежегодно ее делаем на проводы Масленицы.

Слайд 10. Сегодня мы будем шить обрядовую куклу, которая называется Коза

 Она делается в конце декабря, перед тем, как все начинают колядовать.

В прошлом ни один славянский праздник не обходился без веселья, вкусной еды и праздничных декораций. Среди прочих украшений была и кукла коза.

Была она двух форматов: домашняя и уличная. Уличная кукла по факту не была куклой — это был наряд. По традиции в козу, коня или корову наряжались молодые парни. Накидывали себе на плечи шкуру с рогами на голову, одевали кожух и ходили вместе с остальными колядующими по домам соседей, пели песни, желали всем радости, процветания. Считалось, что все, к кому заглянет в гости коза, будут хорошо жить в новом году. В благодарность вестников удачи угощали вкусностями, поили горячими напитками.

   Домашняя кукла была совсем небольшого формата — около 20-30 см. Выглядела как игрушка и никто ее на себя не надевал, как костюм. Изготавливали козу из крестовины и лыка или из ткани. А затем украшали всем, что находилось под рукой — лентами, бусинами. Крепили к поясу козочки колокольчики, миниатюрные подковки, мешочки с зерном.

Значение куклы козы:

  • деньги — ожидайте повышения на старой работе или новую удачную сделку;
  • сытость — в доме будет много вкусной еды, хватит на всех;
  • тепло — все члены семьи будут одеты-обуты по сезону;
  • плодородие — пар, давно мечтающих о ребенке, ожидает пополнение в семье;
  • радость — в вашей жизни станет больше приятных, запоминающихся моментов;
  • защита — лялька убережет от сглаза, отведет порчу, отпугнет завистников.

Обрядовая кукла коза очищает пространство от негатива и привлекает удачу. С ее появлением дом наполняется радостью. Лучше не покупать ее, а сделать самому. Как именно, мы расскажем.

Слайд 11. Традиционно куколку-защитницу козу делают из лыка. Именно так ее мастерили древние славяне. Однако со временем появились альтернативные варианты. Среди таких кукла из ткани.

4. Практическая работа:

Перед работой, ребята, давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами: все вместе скажем наш инструктаж по технике безопасности:

Чтоб безопасно нам работать

Нужно правила нам знать

Про ножницы мы скажем,

На примере вам покажем

Как их надо подавать:

Ни острыми конечками,

А круглыми колечками.

Нужно правила всем знать

Аккуратно соблюдать

И получим мы тогда

Наслажденье от труда!

-  Приступаем к изготовлению куклы «Коза»

- раскрой деталей куклы (Приложение 4)

-   изготовление основы куклы (Приложение 5)

Перед вами инструкционная карта по выполнению работы. Педагог контролирует работу детей и оказывает нуждающимся учащимся помощь

- Мы закончили основу нашей куколки. Давайте немного отдохнем:

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

Крутим - вертим головой,

Разминаем шею.

Вот вы и сделали куклу козу своими руками! Можете гордиться результатом и радоваться, что у вас дома появился новый оберег.

Домашнее задание

 Придумать и изготовить одежду и декор для куклы.

5. Заключительная часть

Обобщение и систематизация.

1.Когда возникли первые игрушки? (в глубокой древности).

2.Из чего их делали?

3.Какая игрушка была самая распространенная в русских деревнях?

4.Почему на самодельных тряпичных куклах нет лица?

5.Название каких кукол вы запомнили?

Самоонализ и оценка занятия.

Ребята. давайте поставим наших кукол в хоровод и посмотрим, что же у нас с вами получилось?

 6.Рефлекция

  Делая  вывод  по  данному  уроку,  можно  сказать  следующее:

вместо  привычных  купленных  оберегов,  относящихся  к  другой

культуре, мы можем вернуть свои традиции и доверить оберег нашего

жилья и  нас  самих куклам- оберегам,  выполненными  своими  руками,

которые будут хранить тепло наших рук и частицу наших сердец.

  Делая вывод по  данному  уроку,  можно  сказать  следующее: вместо  привычных  купленных  оберегов,  относящихся  к  другой культуре, мы можем вернуть свои традиции и доверить оберег нашего жилья и  нас  самих куклам- оберегам,  выполненными  своими  руками, которые будут хранить тепло наших рук и частицу наших сердец.

А сейчас я попрошу убрать свое рабочее место

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро уберем

И все вещи соберем!

Всем спасибо.

1. Агаева И., Агапова О. «Куклы из бабушкиного сундука» Народное творчество 2004

2. Генсицкая Н. История одной куклы. М.: Издательский дом «Страница», 2004;

3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

4.Шайурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла» С-Пб «детство-пресс» 2012

5. Источники интернет ресурсов:

http://www.rukukla.ru (о народной кукле)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе.

Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского...

Презентация для проведения урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр"

В презентации представлен материал для краткого ознакомления учащихся с жанрами изобразительного искусства и для более подробного с анималистическим жанром. Может использоваться при дистанционном обуч...

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...