конспект урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Соколова Наталья Владимировна

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки.

Праздник – это не только песни и пляски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_no_67.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Народный праздничный костюм.( ИЗО , 5 класс)

Цели урока: познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде ; воспитывать интерес к народной культуре ; расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.

Планируемые  результаты:

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

- описывать элементы народного костюма;

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль символов в украшении костюма;

Формирование универсальных учебных действий обучающихся:

Личностные УУД:

- осваивать древние корни своего народа;

- формировать ответственное отношение к обучению и познанию искусства.

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи в учебе;

- планировать пути достижения цели;

- оценивать результат на поставленную задачу.

Познавательные УУД:

- осознавать народный праздничный костюм как образное представление человека о мире;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;

- выполнять эскизы.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в группе;

- согласовывать свои действия с учителем и одноклассниками.

Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.

                                                               

                                                                  Ход урока.

1.Организационный  момент

2.Целеполагание и мотивация .

               Посмотрите на иллюстрацию картины русского художника Венецианова "На пашне. Весна" .

-Как вы думаете, что здесь изображено? (Девушка в праздничной одежде на поле )

-Почему так написал художник?

- Рассмотрите иллюстрации картин художников . Что вы можете сказать, какой тогда ( в 18 веке ) была жизнь крестьян?

    Действительно, приходилось очень много трудиться .  Зато, когда приходил праздник, он был для крестьян долгожданным и желанным. К нему готовились. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Её шили сами и всем хотелось показать свои наряды , свое мастерство.

3.Формирование новых  знаний.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.

       

        У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и просто окончание рабочего дня. Праздники всегда были веселые, наполненные музыкой, пением, играми и танцами. Каждый вечер люди разных возрастов собирались вечером у кого-то в избе и там пели и танцевали (плясали). Песенно-танцевальный репертуар был очень богатым и разнообразным. На все времена года, на все календарные праздники были свои песни, игры, танцы, забавы, потешки.

Праздник – это не только песни и пляски.

- Чем отличается этот день от простых будней ?  (наряды )

         Нам от наших предков досталось огромное наследство, сделанное их руками. Оно копилось веками, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и душу, свои мечты, надежды, радости и горести. Национальные костюмы создавались многими поколениями людей. Русский народный костюм привлекает своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.

                  В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности  в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Отдельные черты отличали костюм каждой губернии, уезда и даже села. Для того чтобы создать такой костюм, требовалось большое мастерство. Оно включало в себя крой и шитье, плетение кружев и вышивку. Мастер должен был владеть и ткацким ремеслом: пояса и рукава большинства русских костюмов ткали. Такое платье носилось не месяцы, а годы.

                 Гимн всем женщинам России, которые во всех времена были прекрасными.

Они – рукодельницы,
Они – мастерицы,
Они вас накормят,
Напоят водицей.
Работают днем,
Вышивают, ткут ночью –
Мадонны России –
Славные дочери!

Народная одежда различалась :

1. по назначению :

 - будничная,

- праздничная,

- свадебная,

- траурная),

2.возрасту,

3.семейному положению.

            Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

             Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия “красный” и “красивый” были в народном представлении однозначны.

       Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки. Чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома.

        Согласно древним поверьям, одетая в богатый праздничный костюм женщина способна благотворно влиять на землю, дарующую богатый урожай . (вот и ответ на вопрос по картине ! )

            С помощью символов люди искали способы сообщать друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В символе форма и цвет тесно взаимосвязаны. Цвет – это форма языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные взгляды.

Праздничные костюмы удивляют своим многоцветием. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек и поместил их на одежду. Всё в костюме напоминает о красоте родной земли.  И основным мотивом проходит сочетание белого и красного цветов.

Какое значение имел цвет в костюме ?

Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.

Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.

Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.

Жёлтый цвет -  символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.

Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.

- Рассмотрим мужской праздничный костюм.

1.Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка) с воротником-стойкой или без него. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Рубаху шили обычно из домотканого белого холста. Иногда холст красили в синий или красный цвет. Белую же рубаху украшали красивой вышивкой - по низу рукавов, рубахи, по вороту.

2.Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом.

3. Частью костюма были штаны (порты). Штаны были неширокими, из крашенного в синий или черный цвет холста. Праздничные штаны часто бывали в полоску.Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами .

4.Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы .

- Рассмотрим женский  праздничный костюм.

В народе ходила такая пословица – «Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.»

- Как вы понимаете её смысл?

           Русский женский костюм был очень красочным и многообразным.  Женский костюм был намного сложнее и многослойнее , чем мужской . Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной.

1.Основа женского костюма –  белая  длинная  рубаха  из холста или из шёлка. Летом рубаха нередко служила единственной одеждой девушек. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве.

2.В центральных и северных районах  России женщины на праздники одевали сарафан.

Сарафан был одеждой женщин всех сословий России вплоть до 40-х годов XX века, он подчеркивал красоту и стать русской женщины, такое богатство она “несла”, плывя, словно лебедушка. Отсюда походка, манера и стиль.

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, спереди украшали узорной (княжей) полосой, тесьмой,серебряным кружевом, узорными пуговицами. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:

Слава божеству! Праздник.

Просьба плодородия.

Благодарность Богу за содеянное.

3. В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи. 

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс. 

1.Понева – клетчатая  шерстяная юбка из двух полотнищ. Она одевалась непременно поверх рубахи . Понёву носили только замужние женщины. Подол женской рубахи и юбка-понёва часто украшались тканым или вышитым орнаментом, содержащим древние идеограммы земли, засеянного поля – веточки, цветы, условные изображения растений. Все эти узоры выражают идею земли, плодоносящей почвы.

2. Затем шел передник (запон, занавеска) .  Передник обычно делали из холста  , щедро украшали  вышивкой , тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. . Передник  нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя.

3. Далее одевали  навершник – верхнюю короткую одежду без рукавов .

4.На голову надевали шапочку-сороку (кику).

4.Важной частью женского костюма был головной убор. Он являлся своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Почти каждая губерния (а иногда и уезд) имела свойственные только ей формы головных уборов.

   Как известно, головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение “опростоволоситься” – оказаться на людях с непокрытыми волосами, т.е. в неловком положении.

     Головной убор был символом плодородия и силы. Обычно он состоял из нескольких частей (число деталей доходило до 12) и весил до 5 кг. Три основные из них:

- налобная часть – кичка с рогами или гладкая;

- чехол из кумача, бархата или ситца – “сорока”;

- олотнище сзади – “позатылень”.

        Девичьи головные уборы, в отличие от женских, оставляли открытыми волосы – символ красоты, невинности, брачных возможностей. В день венчания девушке надевали “сороку” (в распластанном виде этот головной убор напоминает птицу с длинным хвостом, отсюда название).

            Форма  и декор кокошников. Они нередко украшались изображениями солнца, звезд, древа жизни, птиц. Образный строй головных уборов в народных представлениях был связан с небом.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку. А вот верхняя часть женской рубахи, её подол, понёва и передник выражали своими узорами идею земли. И украшались они знаками земли и плодородия.

5.Не менее важной частью костюма был пояс. Пояс был не просто деталью одежды, подбирающей рубаху, или сарафан. Он играл роль оберега. При его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, которые передавались изустно на протяжении веков.

 Пояса бывали :

- вязаными,

- ткаными

-  вышитыми.

 Русские люди носили обычно несколько поясов:

- Один надевался прямо на голое тело под одежду, на нем вышивали слова молитвы.

-  Второй пояс надевали поверх одежды. Женщины завязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны.

             На пояс подвешивали кошельки, ключи и другие мелкие предметы, ведь карманов на сарафане не было – их изобрели гораздо позже. Ходить без пояса считалось недопустимым – так, о человеке, который ведет себя неподобающим образом, говорят, что он “распоясался”.

 

               Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

Для украшения своих костюмов наши предки использовали следующие виды орнамента: 

- растительный,                                 - геометрический,                     - пейзажный,

 -  символический ,                         - животный ( зооморфный ).

- Что же характерно, для указанных нами видов орнамента?

            Создавая орнамент, люди во все времена обращались к природе, но не просто копировали её, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное.

           Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков.

             Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических

фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др.  В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

           Главными объектами пейзажного орнамента являются природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречающиеся в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента.

            Животный орнамент основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

                 Образами орнамента являются символы или системы символов.

Поговорим о цвете. 

- Какое значение имел красный цвет?

Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.

Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.

Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.

Жёлтый цвет - символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.

Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.

                      Таким образом, можно сказать, что народный костюм – это не просто одежда, в народном праздничном костюме люди выражали свои представления о мире, частью которого они себя ощущали.

4.Физкультминутка .

5. Практическая работа.

Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.

6. Итог урока ,  выставка и анализ работ.

7.  Домашнее задание

Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"

конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"...

Конспект урока "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ."

Познакомить с дымковским промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научить выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка; об...

Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"

На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...

План-конспект урока по ИЗО "Чувашский костюм"

Урок изобразительного искусства по темеНародный праздничный костюм чувашей. 5-й класс...

Методическая разработка урока. Тема: "Народный праздничный костюм".

Методическая разработка урока . Тема: " Народный праздничный костюм". 5 класс....

Конспект урока "Эскиз русского-народного костюма"

Предмет: «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Школа Неменского»5 классТема урока: «Эскиз русског...