Конспект урока "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Белоусова Румия Наиловна

Познакомить с дымковским промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научить выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка; обобщить знания о геометрических фигурах; развивать у учащихся наблюдательность, изобразительные способности, художественный вкус; диагностировать знание геометрических фигур, умение выделять их в предмете, различать оттенки цвета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok16.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 16.

ИЗО, 1кл.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ.

Цели деятельности педагога

Познакомить с дымковским промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научить выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка; обобщить знания о геометрических фигурах; развивать у учащихся наблюдательность, изобразительные способности, художественный вкус; диагностировать знание геометрических фигур, умение выделять их в предмете, различать оттенки цвета

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: познакомятся с промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научатся выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять анализ художественных произведений, добывать новые знания о геометрическом орнаменте, используя учебник, рабочую тетрадь; регулятивные – научатся работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка; коммуникативные – научатся высказывать свое мнение, выслушивать мнения своих товарищей.

Личностные: сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие русского народного искусство; самостоятельность в поиске решения поставленных изобразительных задач

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, игровой; индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Оборудование

Акварельные краски, кисть, стакан с водой, альбом, салфетка, палитра, комплект геометрических фигур

Наглядно-демонстрационный мате-риал

Геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал); образец педагогического рисунка, аудиозапись русской народной песни «Ах вы, сени…»

Основные понятия и термины

Орнамент, геометрический орнамент, круглые кисти, плоские кисти

 Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала; проверка
готовности обучающихся к уроку.

Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Вы уже научились рисовать узоры, состоящие из листочков и ягодок. Сегодня вы придумаете и создадите новые узоры

Показывают приготовленные к уроку
принадлежности.

Слушают и обсуждают тему урока

Фрон-тальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться

Устный опрос

II. Изучение нового мате-
риала

Словесно-иллюстративный рассказ «Орнамент».

– Сегодня на нашем занятии мы познакомимся с орнаментом. Что это такое? Узор, который вы придумали и нарисовали на прошлом уроке,
называется орнаментом. Слово
«орнамент» в переводе с латинского (ornamentum) означает «украшение». Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Орнамент возник задолго до появления письменности, так как древний человек украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах,

Слушают учителя, смотрят презентацию, отвечают на вопросы,

Фрон-тальная работа

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Просмотр мультимедийной презентации

«Знаки-символы в русском орнаменте».

Словесно-иллюстративный
рассказ.

Физкультминутка –

игра-танец «Разноцветные флаж-

орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые и волнистые линии, ромбы. Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

– Орнамент имеет несколько разновидностей. Мы с вами сегодня поз-накомимся с геометрическим. Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей
и др).

Учитель показывает слайды, учащиеся рассказывают, какие геометрические фигуры они видят в орнаменте.

– У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии, каждая черточка имела свое значение. Люди пытались графическими символами выразить такие общие понятия, как солнце
вода, движение, земля и другие. Основными мотивами русского орна-мента являлись солярные знаки
 круги, кресты; изображение женской фигуры  символа плодородия, матери сырой земли; волнообразные ритмические линии  знаки воды; горизонтальные прямые линии, обозначающие землю; изображение дерева  олицетворение вечно живой природы. Давайте рассмотрим глиняные игрушки, которые сделаны мастерами филимоновского, каргопольского и дымковского промыслов. Опишите орнамент, которым они украшены. Можно ли его отнести к геометрическому? Почему?

Держит в руках четыре флажка разного цвета: красный, желтый, фиолетовый, синий. Предлагает одному из учащихся взять
любой флажок и потанцевать.

В стихотворении меняются слова с обозначением того цвета, флажок которого взял очередной ученик.

задают
вопросы для уточнения информации.

Слушают учителя, смотрят слайды, отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации.

Выполняют упражнения

составляют осознанное речевое высказывание в уст-

ной форме.

Регулятивные: сохраняют принятую познавательную цель при выполнении учебных
действий.

Личностные:

понимают пользу от занятий двигательной
и лечебной гимнастикой


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ки в музыкальном сопровождении(аудиозапись русской народной песни «Ах вы, сени…»)

Желтый, желтый, ярко-желтый

У меня в руке флажок.

С желтым, желтым, ярко-желтым

Потанцую хорошо.

Разноцветные флажки

У ребят у наших.

С разноцветными флажками

Весело попляшем.

С разноцветными флажками

Весело шагаем.

Красный, желтый, голубой –

Все цвета мы знаем

III. Акту-ализация
знаний

Словесно-иллюстративный рассказ «Что мы будем рисовать». Объяснение нового материала.

Рассматривание дымковских игрушек.

– Сегодня на уроке мы геометрическим орнаментом украсим дымковскую игрушку. Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая – создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Для ее производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки, продолжающейся от двух до двадцати дней, и обжига при температуре 700–800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществля-

Слушают учителя, отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации.

Фрон-тальная работа

Познавательные: осуществляют поиск
существенной информации
(из рассказа учителя,
по воспроизведению в памяти); анализируют объекты
деятельности;
придерживаются последовательности действий при выполнении практической

Устные ответы.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Использование широкой цветовой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.

работы; знают способы работы с материалами и инструментами.

Регулятивные: понимают смысл за-даний учителя
и принимают учебную
задачу.

Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации

Демонстрация приемов работы
с акварельными красками.

Рассматривание кистей разных видов

– Если раньше для выполнения узоров пользовались палочками и перьями, то сейчас мы рисуем кистью. Давайте посмотрим, какие бывают кисти. Как видите, кисти различаются не только по размеру, но и внешний вид у них разный. Есть кисти круглые и плоские. Круглой кистью удобно выполнять прием примакивания и рисовать лепестки и листочки, линии, точки. А вот плоской кистью хорошо делать широкие мазки, проводить прямые линии. Как вы думаете, от чего будет зависеть ши-рина линии?

Демонстрирует приемы работы кисточками разной формы, обращает внимание учащихся на рисунки в учебнике (с. 19).

– Чтобы кисти служили долго, с ними нужно обращаться аккуратно. Знаете ли вы правила работы с кистью?

Помогает учащимся составить правила бережного обращения
с кисточками

Наблюдают за дей-

ствиями учителя.

Фиксируют последовательность операционно-технологических действий

Наблюдение

IV. Творческая практическая работа

Рисование акварель-
ными
красками.

Задание: украсить

силуэты дымковс-

Контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют рисунок по
теме

Индиви-дуальная работа

Познавательные: умеют организовать творческое пространство.

Регулятивные: сохраняют принятую

Выполнение практической работы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

ких игрушек орнаментами

познавательно-практическую цель; умеют регулировать процесс работы

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует выставку работ и обсуждение результатов.

Проводит беседу по вопросам:

 Что нового вы узнали на уроке?

Всё ли вам удалось в этом задании?

Что не удалось? Почему?

 

Рассматривают выставленные работы, отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная

Регулятивные: умеют
соотносить выполненную работу с эталоном; оценивают выразительность рисунка.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого.

Личностные: способны оценить причины успеха или не-успеха при вы полнении учебных действий

Оцени-вание
работы учащихся на уроке

Домашнее за-дание

Учебник,

с. 1619

Объясняет задание:

– Найдите дома вещи, на которых есть орнамент, сфотографируйте их и принесите фотографии на следующий урок

Слушают учителя

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества».

Конспекты занятий из блока «Краска у нас в гостях» дополнительной образовательной программы «Ступеньки творчества»:Три царевны Акварельного царства.Как две царевны — Красная и Желтая — в гости друг к ...

конспект занятия по рисованию "Краски весны"

Занятие пр рисованию проведено в ГПД для детей 2 класса школы I-II вида....

ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Такие красивые нарядные глиняные игрушки  делают и по сей день в заречной слободе Дымково, что недалеко от реки Вятки. А игрушки называют – дымковские....

Конспект занятия "Украсим платьице чувашским узором"

Конспект непосредственно-организационной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в средней группе...

Конспект занятия "Петух и краски"

Методическая разработка занятия по курсу "Подготовка к письму" для детей дошкольного возраста...

Конспект занятия кружка "Яркие краски осени"

Приорбщить учащихся к наблюдению заокружающей природой, уметь видеть красоту, открывать для себя новое, радоваться открытиям....