Занятие "Эскиз витража"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Менушкина Татьяна Николаевна

Занятие по изо для детей 7-9 лет. Техника: акварель, восковые мелки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-risovanie_eskiza_vitrazha.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие
Витраж «Осень» (эскиз)

Вид занятия: декоративное рисование.

Для детей 7-10 лет.

Цель занятия: выполнение эскиза витража.

Задачи:

  1. Образовательная:

Познакомить обучающихся с жанром «Монументальная живопись» и его видами: фреской, мозаикой, витражом. Закрепление практических навыков работы акварелью;

  1. Воспитательная:

Развивать творческие способности, художественный вкус, понимание и стремление к преобразованию действительности «по законам красоты»;

  1. Развивающая:

Развивать умение видеть общее в частном, развивать образное мышление, умение работать с декоративной формой и цветом.

Оборудование занятия:

  1. Для учителя:

Иллюстрации «Фреска, мозаика, витраж», выставка (репродукции осенних пейзажей), работа детей, фотографии, книжные иллюстрации, декоративная работа «Листопад», осенние листья, выполненные способом «Оттиск» со стихами на тему «Осень», методическая разработка «Стилизация», музыка (Вивальди, Чайковский «Времена года. Осень»).

  1. Для учащихся:

Альбом, карандаш, ластик, кисти, акварель, восковые мелки, палитра, посуда с водой.

Ход занятия.

Приветствую детей. Объявляю тему занятия.

- С давних времен человек старался украсить свое жилище. Живописные произведения большого размера, которые украшают какое-нибудь архитектурное сооружение внутри или снаружи относятся к жанру монументальной живописи.  Люди видят такое произведение издали, поэтому художник избегает мелких деталей. Произведение должно  быть немногословным, но выразительным. К жанру монументальной живописи относят фреску и мозаику. Фреска - это роспись по сырой штукатурке, используемая внутри здания.

- Как Вы думаете, почему фреска не может быть снаружи помещения? (т.к. дождь может ее испортить). Фресками в основном украшают церкви, монастыри. Мозаика пришла к нам из глубины веков. Это картины, составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла – смальты или из каких-либо других материалов. (Показываю детям иллюстрации «Мозаика», «Фреска».  Дети определяют, где какой вид монументальной живописи, закрепляя эти понятия).

- Скажите, в этих работах художник дает реальное изображение того, что видит или несколько измененное, декоративное? (Декоративное, отвечают дети, и объясняют, почему они так думают).

- Вспомните, когда мы с Вами изучали тему «Орнамент», мы говорили о таком понятии, как «Стилизация» - это переход реальной формы в декоративную (на примере методической разработки «Стилизация» вспоминаем это понятие).

- Еще одним видом монументальной живописи является «Витраж» (прошу детей повторить это слово). Это особая картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой узкими свинцовыми пластинами. «Vitre» - по-французски «Оконное стекло» (смотрим иллюстрации). Витраж – очень древнее искусство. Уже в пятом веке нашей эры окна церквей украшали орнаментальной мозаикой из цветных стекол, которые вставляли в деревянные или каменные переплеты. Со временем эти переплеты заменили свинцовой арматурой. Витраж стал богаче и пластичнее. Наивысшего рассвета искусство витража достигло в Средние века в странах Западной Европы. Витражи украшали громадные стрельчатые окна соборов, ратуш, замков феодалов. Богатые горожане украшали ими свои дома (смотрим иллюстрации). Главное достоинство Витража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя интенсивность цвета и создавая ощущение праздничности, нарядности. Изменяется освещение – и колорит витража тоже меняется, обретая новые нюансы: приподнятость, сказочность, загадочность. Когда сквозь узкие высокие проемы окон падают лучи солнца, окна как будто загораются. Яркие цветные стекла начинают светиться, как драгоценные камни, отбрасывая блики на стены и пол.

- Как Вы представляете себе это? (Дети соглашаются, что, наверное, это очень красиво). Обращаю внимание на нарисованную на доске схему окон, широко распространенных в Средние века (стрельчатое и арочное окно).( Смотрим иллюстрации с витражами).

- Второй расцвет искусство в конце XIX – начале XX века (смотрим иллюстрации). Витражными стали делать не только окна, но и двери, люстры, светильники (смотрим иллюстрации). В современном мире витраж также очень популярен.

- Отличается ли на Ваш взгляд современный витраж от древнего? (дети приходят к выводу, что витраж стал более декоративен).

Сегодня мы с Вами будем рисовать эскиз витража на тему «Осень».

- Вот художник, так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? … (дети хором «Осень!»).

- Какая она – Осень? Давайте посмотрим на нее глазами поэтов (дети читают стихи на тему «Осень», написанные «Осенних листьях»).

- Вы уже обратили внимание на выставку осенних пейзажей, выполненных Вами, и другими детьми, и репродукции картин художников. Давайте подойдем поближе и все рассмотрим. Подумайте, что бы Вы хотели нарисовать, но не забывайте, что Витраж – это декоративная работа, избегайте лишних деталей, формам нужно придать округлость. Подумайте, как можно составить изображение из кусочков, будто это отдельные стекла. В работе Вам поможет музыка (включаю музыку).

Практическая работа.

Возможные вопросы:

- Как можно расположить лист?

- Почему эскиз Витража лучше выполнять акварелью, а не гуашью? (Потому что акварель прозрачная и может передать прозрачность стекла).

- Вспомните, как нужно выполнять заливку? (Развести краску на палитре, и накладывать в одном направлении). Можно использовать прием «вливание цвета в цвет».

Дети выполняют эскиз с начала простым карандашом, обводят контуры восковым мелком. Выполняют заливку акварелью. Провожу индивидуальную и, при наличии типичных ошибок, фронтальную работу.

Объявляю об окончании работы. Организую мини-выставку. Смотрим выполненные работы. Проводим рефлексию занятия.

Прощаюсь с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Витраж на бумаге

Поэтапное создание эскиза витража на бумаге. С фотографиями....

Современные виды декоративного искусства.Витраж

В данной работе представлены разработки уроков МХК в 9классе по теме "Современные виды декоративного искусства. Витраж". Здесь представлено подробное описание как можно сделать витраж своими рука...

Витраж

Данная презентация - это сопровождение для урока МХК в 9 классе по теме "Современные виды декоротивноо искусства. Витраж"...

Методическая разработка "Искусство витража и современность" (Презентация для урока или занятия кружка)

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. У учащихся необходимо ...

презентация к конспекту занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет.

Пезентация к конспекту  занятия Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража живописью пластилином на стекле" для детей 6-12 лет., включает в себя изображения витражей, созданных по классической...

Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".

Презентация  к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями"  создана в л...

«Исторические сведения об искусстве витражей, их виды. Применение витражей в дизайне интерьера»

В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает общественные здания (окна, двери, интерьерные перегородки), изменяя их облик. Витражи в России все больше входят в моду. Декоративные возм...