Современные виды декоративного искусства.Витраж
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

Каргина Наталья Владимировна

В данной работе представлены разработки уроков МХК в 9классе по теме "Современные виды декоративного искусства. Витраж". Здесь представлено подробное описание как можно сделать витраж своими руками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vitrazh_1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Пеля-Хованская СОШ

Методическая разработка урока

по МХК в 9 классе

Тема урока: Современное декоративное искусство. Витраж.(1 урок)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с искусством витража.
    2. Сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе
    3. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре.
    4. Развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование и материалы:

  1. Фотографии с изображением витражей.  
  2. Работы старшеклассников, имитирующие витраж, от эскиза до завершенной работы.
  3. Художественные материалы.
  4. Презентация.

План урока:

  1. Беседа на тему монументальное искусство, история создания витражного искусства, основные правила изготовления витража.
  2. Практическое выполнение задания.
  3. Подведение итогов, анализ и защита работ.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Формирование новых знаний.

На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из монументальных искусств, витраж. Работа, имеющая большие размеры и предназначенная для украшения зданий, то это произведение монументального искусства. К ним относятся: мозаика и витраж.(слайд1)

ЧТО ТАКОЕ ВИТРАЖ (слайд2)

Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле
. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях.. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ВИТРАЖА (слайд3)

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий. Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.


НАЗНАЧЕНИЕ ВИТРАЖЕЙ (слайд 4)
Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов. Витражи  играют значительную роль в оформлении интерьера. Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи

Большой скачок витражное искусства претерпевает в XI веке. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму – цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля.
В романский период достигали в высоту шести метров. Для прочности и удобства установки такие большие окна делили на несколько панелей площадью не больше нескольких квадратных дециметров, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке.
Самым древним из уцелевших образов витража романского периода является поразительная и загадочная голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе. Голова нарисована на прозрачном «белом» стекле. Выразительные линии образа прорисованы непрозрачной коричневой эмалью.
 Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.

ВИТРАЖ В РОССИИ (слайд5)

Витраж в России. славянские народы  также были мастерами витражей.

Российские мастера занимались стекловарением с ранних времен, и уже в одиннадцатом веке в храмах создавались витражи. Новгородские и гродненские церкви – тому яркое подтверждение. Хотя искусство витража не было настолько распространенным и популярным как в европейских державах. Многое для развития стеклотехник и стекловарения сделал Михаил Ломоносов.. И Москва, и Петербург могли похвастать прекрасными образцами витражей в своих соборах. Абрамцевский кружок художников развивал этот вид искусства, как самостоятельный. Среди них наиболее известных - Михаил Врубель, его лучшим витражным произведением считается витраж «Рыцарь».

СОВРЕМЕННЫЙ ВИТРАЖИ (слайд6)

Объяснение предстоящей работы.

Изготовить настоящий витраж в условиях школьного урока не представляет возможности, а вот имитацию его яркими уголками для бумаг или заменить на прозрачные цветные пакеты.
Но прежде необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, марин, растительные узоры, по мотивам сказок и т.д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Работая над эскизом, вы должны обязательно помнить, что все контуры – линии изображения – должны соприкасаться друг с другом и конечно с самой рамкой. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которые впоследствии вы вставите цветные «стекла».
При составлении эскиза нужно не забыть, что в настоящем витраже мастер работает со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии делать по возможности прямыми.  ( Показ работ ребят прошлых лет.)
 (слайд7)

3. Практическая работа.

Задание: выполнить эскиз декоративной композиции для техники витража.

  1. Анализ работ. 
  2. Задание на дом. закончить эскиз декоративной композиции для техники витража.

Тема урока: Современное декоративное искусство. Витраж.(2 урок)

Цель:

1. Сформировать понимание создания декоративной работы над имитацией техники витража.
2. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре.
3. Продолжать развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование и материалы:

  1. Эскизы работ, выполненные на первом уроке.
  2. 2 листа черного картона, нож для бумаги, ножницы, клей ПВА или «Момент», пергаментная бумага, цветные маркеры, цветная фольга, фантики от конфет или цветные пакеты.
  3. Работы старшеклассников: готовые и находящиеся на разных этапах выполнения.

План урока №2:

  1. Организационный момент.
  2. Доработка эскизов.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов, анализ и защита нескольких работ.
  5. Домашнее задание

 

Ход урока №2

1. Организационный момент.

2. Доработка эскизов.

Ребята просматривают свои эскизы, завершают рисунок перед переносом его на картон, определяются с цветовой гаммой.

Формирование умений и навыков.

  1. Перевести рисунок на 2 листа черного картона в зеркальном отражении.
  2. Ножом для бумаг вырезать те части картона, куда будут вставляться цветные кусочки, при этом нужно стараться не перерезать тонкие полоски, иначе композиция может развалиться на отдельные элементы.
  3. Вырезать цветные кусочки из уголков с припуском для склеивания , а затем аккуратно с обратной стороны приклеить к полоскам на клей.

Прежде чем начать сборку, необходимо посмотреть по эскизу, как располагаются цветные вставки, если нарушить цветовую композицию, то готовая работа может выглядеть раздробленной и не понятной для окружающих.
Художник должен передать красоту материала, чтобы окружающие люди могли видеть не только рисунок, но и великолепие материала  из которого он выполнен. Как говорил  Данила - Мастер, в знаменитой сказке Бажова «Каменный цветок»: « Вижу, поди-ка, какой у нас камень, А мы что с ним делаем? Точим, да режем, да колер наводим и вовсе ни к чему. Вот мне и припало желание так сделать, чтобы полную силу камня показать и людям показать».

Самостоятельная практическая работа.

Задание: Выполнить имитацию витража.

  1. Анализ и защита  работ.
  2. Выставление оценок

Список используемой литературы.

  1. http://vitrazhy.ru 
  2. http://www.mw-light.ru/articles/view/ 
  3. http://um-glass.ru/ 
  4. http://domdecor.kiev.ua/article/article 
  5. Сказки Бажова « Каменный цветок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное декоративное искусство. Витраж.

План-конспект урока "Современное декоративное искусство. Витраж"...

Урок ИЗО в 7 классе по программе 8 вида "Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство. Витраж. Тест Люшера".

Данный комплект для проведения урока включает в себя тезисы, сценарий и структуру урока, презентацию "Витраж" и презентацию "Тест". Этот комплект позволит проводить качественный урок изобразитель...

"Современное декоративное искусство. Витраж"

"Современное декоративное искусство. Витраж"Урок ИЗО по программе Б.М. Неменского, 5-й класс   ...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Презентация "Современные виды декоративно-прикладного творчества"

В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неогранич...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...


 

Комментарии

То что Вы предлагаете сделать ученикам - это аппликация в стиле витража - так и надо называть, чтобы быть корректным и не подменять понятия. А в остальном - всё прекрасно.