Открытый урок по теме: «КАМЕННЫЕ СТРАЖИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Емельянова Лариса Викторовна

Открытый урок по теме:

«КАМЕННЫЕ СТРАЖИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

по учебнику "Изобразительное искусство"

для 6 класса общеобразовательных учреждений

                     под редакцией Т.Я. Шпикаловой                           

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                           МБОУ «Тарасковская СОШ»

Открытый урок по теме:

«КАМЕННЫЕ СТРАЖИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» 

по учебнику "Изобразительное искусство"

для 6 класса общеобразовательных учреждений

под редакцией Т. Я. Шпикаловой                           

Разработала: Емельянова Лариса Викторовна,

учитель изобразительного искусства

Кашира, 2022 г.

Цель урока: ознакомление учащихся с древнерусской архитектурой.

Задачи урока:

  1. Дать понятие о кремле как оборонительном сооружении.
  2. Расширять знания учащихся о памятниках архитектуры России.                                                
  3. Воспитывать бережное отношение к художественному наследию.

Практическая работа: зарисовки главных архитектурных элементов древнерусских крепостей.

Формируемые понятия: кремль, крепость, детинец, посад.

Предметные результаты:       

1. Познакомятся с архитектурой русских оборонительных сооружений                                          

2. Потренируются, опираясь на знание законов перспективы, в зарисовках архитектурных форм.    

На уроке развиваются и совершенствуются следующие УУД:

Личностные - развитие интереса к  древнерусской  архитектуре, умения  видеть  красоту, созданную  предками.  

Познавательные  - познакомятся  с  кремлями и  крепостями  Новгорода, Владимира, Ростова, Москвы.

Регулятивные  - самоорганизация для  достижения  оптимального  результата.

Коммуникативные  - участвуют  в  подведении  итогов  творческой  работы , обсуждают  творческие  работы  одноклассников  и  дают  оценку  своей  и  их  творческо – художественной  деятельности.

Учебно - методическое  обеспечение:

  • наглядные  пособия;
  • учебник;
  • информационный  материал.    

Оборудование:  

  • компьютер;
  • медиапроектор.    

Материалы  и  инструменты:  

  • бумага;   
  • простой  карандаш;   
  • цветные  карандаши;   
  • чёрная гелевая  ручка;  
  •  ластик.                      

                                                 

                                       План  проведения  урока

1. Организационный  момент.

2. Определение  темы  занятия.

3. Объяснение: «Кремли  России  как  оборонительные  сооружения»

4. Закрепление  материала.

5. Работа  с  учебником (стр. 72 – 80)

6. Практическая  работа  по  созданию  зарисовок  архитектурных  элементов  древнерусских  крепостей

7. Итоги  урока.

                                             Ход урока:

1. Организационный момент

2. Определение темы урока.

На доске прикреплены таблички со словами  «детинец»,  «посад».  Как вы думаете, что означают  эти  слова?  Сегодня мы поговорим о  русских  оборонительных  сооружениях.

3. Объяснение учителя.   (Объяснение сопровождается презентацией)

 1)   Кремли  России -  свидетели  грозных  событий  прошлых  времён,  хранители  русской  истории,  средоточие  памятников  культуры,  созданных  народом,  Непоколебимо  вставали  они  на  пути  многочисленных  врагов  земли Русской.

Нашим  далёким  предкам  приходилось  постоянно  заботиться  о  строительстве  крепостей. Тогда  типы   русских  крепостей   были  различны. Это  и  княжеские  замки,  и  боярские  усадьбы, собственно  города,  обычно  делившиеся  на  княжескую  часть – детинец ,и  населённый   торговым  и  ремесленным  людом  посад.

При  устройстве  крепостей  максимально  использовались  возможности  естественных  преград,  способных  затруднить  продвижение  врага.  Ядро  города  обычно  располагалось  при  слиянии  рек,  на  высоких  крутых  мысах.  А  с  той  стороны,  откуда  ожидалось  нападение  на  город,  создавались  искусственные  оборонительные  сооружения  (земляной вал  и  ров,  деревянные стены  из  заострённых  вверху  брёвен  или -  позднее -  из  заполненных  землёй  или  камнем  бревенчатых  срубов).

Со  временем  оборонительные  сооружения  стали  опоясывать весь  город.  Однако,  каменное  строительство  получило  распространение с  13  века,  когда  появились  стенобитные  орудия  для  их  штурма.  Для  защиты  города  от  неприятеля  и  обстрела  в  крепости  стали  возводить  боевые  башни.

Новгородский  кремль,  святыня  земли  русской  -  один  из древнейших  памятников  оборонительного  зодчества.  История  его  неразрывно  связана  с судьбой  Великого  Новгорода. Внутри  Новгородского  кремля  расположился  город.  В  1045 г.  Из  огромных  камней  неправильной  формы  начали  строить  главный  собор  города  -Святую  Софию.  Здесь  же  хранится  один  из  трофеев  новгородцев  -  бронзовые  врата  с  рельефным  изображением  ветхозаветных  и  евангельских  сцен.

Воевать  Новгороду  приходилось  часто, Такие  крепости  как  Ладога, Юрьев, Корела, Ореховец,  да  и  сам  Новгород  зодчие  укрепляли  по  последнему  слову  оборонного  строительства  времён  Средних  веков.

Начиналась  с  Кремля  и  Москва.  Каменные  стены  Кремля стали  строить  во  второй половине  14  века  при  Иване  Калите.  Возведённый  на  холме  при  впадении  реки  Неглинной  в  Москву- реку  новый  Кремль  был в  виде  треугольника,  со  срезанным  углом  у  Боровицких  ворот,  имел  квадратные  проездные  башни,  а  внутри  первые  белокаменные сооружения  -  Успенский  и Архангельский  соборы.

Московский  Кремль,  вместивший  в  себя  резиденции  великого  князя,  митрополита,  соборы,  боярские  дворы,  монастыри,  во  второй  половине  15  века  был  расширен  до  нынешних  размеров. А  посад  охватил  его  с  трёх  сторон   и  был  прорезан   радиальными  улицами.  Часть  посада -  Китай- город – была  огорожена  в  1530-х гг.  каменной  стеной,  а  затем  каменная  стена  Белого  города (1585 – 1591)  и  деревоземляная стена  Земляного  города  окружили  столицу  двумя  кольцами ,  что  и  определило  её радиально -  кольцевую  планировку.  Монастыри -  крепости (Данилов,  Андронников,  Симонов)  защищали  Московский  Кремль  на  подступах  к  гроду  и  по  своему  силуэту  были  созвучны  Кремлю.  Радиальные  улицы  вели  к  центру  через  увенчанные  башнями  ворота Земляного  и  Белого  города.

2)  Кремли  Пскова, Тулы, Коломны, Зарайска.

Крепостные  стены  стали  выше  и  толще.  Появились  навесные  бойницы  и  зубцы  в  виде  ласточкиного  хвоста ( примененные  итальянскими  архитекторами  в  Московском  Кремле)

4. Закрепление  материала.  Игра  «Бой  у  крепостной  стены»

Выбираются  две  команды  из  3  человек.

   1. На  доске прикреплены  6 «ядер». С  обратной стороны  каждого  ядра  написан  вопрос  по пройденному   материалу. Игроки  двух  команд  по  очереди открывают  вопросы. Побеждает  та  команда, которая  наберёт  больше  правильных  ответов. Игру  сопровождают  звуки  боя  и  свистящих  ядер.

   2. Перед каждой  командой  изображение  крепости, разрезанное  на  кусочки. Какая  команда  быстрее  соберёт  изображение.

 5.Работа  с  учебником.

Откройте  учебник  на  стр. 80 . Перед  вами  рисунок   А.М.Васнецова с  изображением башни  Белого  города. Какие  основные  архитектурные  элементы  древнерусской крепости  вы  находите  на  этом  изображении?

Вам  нужно  будет  выполнить  зарисовки  основных  элементов  древнерусских  крепостей. Посмотрите  на  странице  81  учебника   образцы  учебных  работ. Работы  сначала  выполняются  простым  карандашом, затем  можно  проработать  рисунок  чёрной  гелевой  ручкой. При  работе  можно  пользоваться  фотографиями  и  картинками  из  учебника.

 6.Практическая  работа  по  созданию  зарисовок  архитектурных  элементов  древнерусских  крепостей

 7.Итоги  урока.

    Выставка  работ  на  доске.  Коллективное  обсуждение  работ.

                                            Список литературы:

1. . Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская, Л.В. Неретина. - М., 2008.

2. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Методическое пособие 6 класс / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская.- М., 2008.

3. Носов К. С. Русские крепости и осадная техника, VIII—XVII вв.— СПб.: Полигон, 2002.

4. Косточкин В. В. Древние русские крепости. М.: Наука, 1964

                        Электронные  образовательные  ресурсы:

при  подготовке  урока  были  использованы  ресурсы  Интернета.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

конспект открытого урока по теме : повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам

Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа задачи: 1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение  орфографии: правописа...

Открытый урок по теме "Уникальность планеты Земля" 5 класс

Задачи:1.Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: ее месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси;2.Закрепить знания об окружающих Землю оболочках;3.Акцентировать внимание ...

Презентация к открытому уроку по теме "Природные комплексы земли"

Презентация подготовлена для интерактивной поддержки открытого заенятия по географии на тему "Природные комплексы Земли" в 7 классе...

Разработка открытого урока на тему "Природные комплексы Земли". 7 класс

Открытый урок проведен в рамках участимя в конкурсе педагогического мастерства...

Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса

Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса Сделан анализ трёх произведениий: А.Чехова,Л.Андреева....

Открытый урок по теме: "Слои" твёрдой Земли

Конспект урока и презентация по теме: "Слои" твёрдой Земли....