Разработка урока " Уроки Победы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Елькина Елена Леонидовна

Урок изобразительного искусства разработан для 8 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_pobedy.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа №302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга





Методическая разработка урока изобразительного искусства в 8 классе на тему: «Сценография и театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества»

Разработчик: Елькина Елена Леонидовна,

учитель изобразительного искусства


Санкт-Петербург  2019

Урок изобразительного искусства в 8 классе на тему «Сценография и театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества»

Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию,  творческих способностей, формирование гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма и  уважения к традициям своего Отечества,  эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Задачи:

Воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального, изобразительного и театрального искусства.

Воспитание эстетического мировоззрения, художественного вкуса, зрительской культуры.

Ознакомление с историей театров нашего города в годы блокады.

Ознакомление с особенностями работы в области сценического и декорационного оформления.

Развитие информационной культуры.

Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества.

Основное содержание темы, термины и понятия:

«сценография», «декорация», «подмакетник», «занавес», «кулисы», «штанкеты», «портал», «авансцена», «поворотный круг».

Оборудование для урока: учебник «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»  8 класс (Питерских  А.С., М.: «Просвещение», 2018 г.)  Презентация «Огонь войны души не сжег», презентация « Азбука сценографа» для работы групп,  аудиозапись песен военных лет, проектор, макеты сцены, основа для макетов в виде разных объемных форм, картон, бумага, фольга,  ткань, ножницы, проволока, клей, таблицы с изображением символики, связанной с темой урока,  кисти, краски, карандаш.

Оборудование рабочего места: в классе создано несколько мест для работы в группах. На столах пустые таблички с кавычками, в которые ребята впишут названия групп (здесь приводятся приблизительные названия групп, ребята на уроке придумывают свои, точно так же, как и  тот вариант работы, который они будут выполнять в плане оформления сцены), например:

«Созвездие талантов » - место работы группы по оформлению сцены для литературно - творческой композиции;

«Музыкальная » - место для творчества  обучающихся по оформлению сцены для проведения конкурса инсценированной  песен военных лет;

«Песенная» - место для творчества группы ребят по проектированию открытой  летней площадки для массового народного исполнения песен о войне;

«Театральная» - место для группы ребят, выполняющих  декорации к выбранному ими спектаклю,  например: «А зори здесь тихие».

Для каждой группы лежит технологическая карта с описанием последовательности работы. В презентации дается зрительный ряд, где  есть примерная последовательность работы (чертежи и зарисовки разных вариантов сцены: закругленная, прямоугольная, с дополнительными кулисами, вариант с подвешенными на штанкетах декорациями и пр.), варианты оформления сцены драпировками, шарами, разные цветовые комбинации.   На уроке любой из участников может воспользоваться этими материалами самостоятельно. Так же предлагаются  заготовки (прямоугольной  и закругленной формы коробки)  для монтажа сцены. Так как время на уроке ограничено, целесообразно, его направить на декоративное оформление, используя имеющиеся уже заготовки. Эти формы можно видоизменять, добавляя (авансцену, занавес,  поворотный круг, подвесные кулисы и пр.) или убирая лишнее (вырезы для подсветки, места для штанкет, отверстия для подсветки).

Зрительный ряд: доска оформлена воздушной драпировкой белого и голубого цвета с  объемными изображениями журавлей, символикой военной тематики, работы обучающихся  предыдущих лет по теме:  «Театральная сцена. Подмакетник»

Планируемые результаты

Предметные

В познавательной сфере:

знать  основные формы работы сценографа, виды сценического оформления;

знать устройство сцены;

знать технику безопасности при выполнении работы.

В ценностно-ориентационной сфере:

анализировать и оценивать роль знаний о  профессиях в данной сфере деятельности.

УУД

Личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, ответственность за качество своей деятельности.

Регулятивные: технологическая последовательность в выполнении задания, прогнозирование и контроль качества своей работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: выделение и структурирование необходимой информации из схем, текста, иллюстраций; формирование умения выявления сущности и особенности объектов; формирование умения на основе анализа делать выводы.

Межпредметные связи: технология, история,  литература, музыка.

Форма работы: групповая.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

Звучит песня о войне («Священная война», сл. В.И. Лебедева-Кумача, муз. А.В. Александровича).

 На фоне музыки слова ученика:

- В грозный час, когда музы, согласно старому преданию, должны были замолчать, - они, напротив, заговорили громко. Уже 26 июня 1941 года состоялось первое исполнение песни «Священная война» на площади Белорусского вокзала, в концерте Краснознаменного ансамбля.

Учитель:

-Ребята, я вижу, вы притихли, задумались, внимательно слушая  композицию.

-Какие чувства она у вас вызывает?  (ответы детей…)

-О чем эта песня, почему она звучит у нас сегодня на уроке?  (ответы ребят: « Потому, что мы живем в городе, сквозь который прошла война», « Наши деды, прадеды воевали», «Город-герой»,  «В этом году мы будем отмечать 75  лет  Великой Победы» и т.д.)

Учитель:

- Ребята, вы правильно догадались,  урок наш действительно  будет посвящен этому великому историческому событию.

  1. Актуализация знаний.

-Ребята, как же мы можем связать это событие с изучаемым ныне блоком тем о театре и темой прошлого урока « Сценография – искусство и производство» (ответы учащихся…)

-Как же мы можем объединить эти две темы: тему войны и театра, чтобы они гармонично дополняли друг друга?

Ответы учащихся:

-Оформление сцены на военную тематику, изготовление костюмов, грим - ведь это все относится к работе художника-сценографа. В нашем городе каждый год отмечается главный праздник страны. Проходят праздничные мероприятия в разных уголках города, открывается множество площадок, где поют песни о войне, проходят концерты, шествия с портретами родных и близких. Вот эти мероприятия можно взять за идею урока объединив с работой художника.

      3.  Постановка обучающимися цели урока как собственной учебной задачи.

-Тогда давайте придумаем название сегодняшнего занятия и поставим цели.

Предполагаемые ответы: «Праздник в нашем городе», «Оформление сцены, зала для празднования Дня победы», «Этих дней не смолкнет слава», и много других.

- Попробуем поставить цель (ответы: узнать…, познакомиться…, освоить приемы…, научиться…)

В итоге обсуждения даем красивое название уроку, кто-нибудь из ребят записывает тему на доске.

  1. Первичное освоение новых знаний.

Учитель:

-Так совпало, что наша встреча сегодня связывает воедино два события: 2019 год объявлен Годом театра, а следующий за ним, 2020 год - Годом памяти и славы.

-Поэты, писатели, музыканты, художники, режиссеры постоянно затрагивают тему Великой Отечественной войны, отражая ее в своих произведениях. Талантливые артисты внесли огромный вклад в укрепление духа бойцов на фронте и в тылу.

-Перенесемся во времена давно ушедших лет…Просмотр слайдов

- Создавались фронтовые бригады и фронтовые театры, выступавшие перед частями Красной Армии и Военно-морского флота в прифронтовых районах, на фронте, эвакопунктах, госпиталях. К работе бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, а главное, играть везде - под открытым небом, на вокзалах, в землянках, медсанчастях. В основном в бригадах работали артисты фронтовых филиалов советских театров и цирков. Фронтовыми становились и театральные коллективы городов, в которые пришла война.

 Удивительно, но даже в такое тяжелое время культурная жизнь в городе продолжалась.

-Ребята, какие театры нашего города вы знаете (перечисляем).

Учитель:

Несмотря на массовую эвакуацию, в городе оставались Театр Ленинского комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, Театр комедии, которые были эвакуированы позже. А Театр музыкальной комедии и оркестр Радиокомитета всю блокаду находились в Ленинграде.

-Давайте послушаем ребят, что они хотят нам рассказать  (далее, информация о роли и истории театра в годы войны, которую учащиеся подготовили для небольших выступлений).

Ученик 1:

Театр музыкальной комедии – единственный коллектив, который работал в Ленинграде с первого дня войны – все 900 дней блокады. В мировой театральной истории подобного примера героизма не существует и роль поднятия духа сопротивления трудно переоценить. Этот театр в тяжелейшие дни блокады стал частичкой духовной жизни города, единственным  островком радости для измученных жителей города и фронтовиков.

Многие актеры труппы переехали жить в здание театра. Причины были разные: у кого-то разбомбили дом, кто-то жил очень далеко, а ходить приходилось пешком, ведь транспорт в городе не работал, со временем, когда наступили морозы и голод, это экономило силы для работы. Ежедневные бомбежки города, а немцы были пунктуальны в этом смысле, приучили всех жителей подстраиваться под их чудовищный график. Спектакли перенесли с вечернего времени на дневное, и все равно они по нескольку раз прерывались воздушной тревогой. Зрители организованно спускались в бомбоубежище, артисты, как были в костюмах, поднимались на крышу тушить зажигательные бомбы, чтобы не допустить пожара.

В один из декабрьских дней 1941 года в соседний с театром дом попала бомба; пострадало и здание театра, очередной спектакль уже шел на подмостках Александринского театра. В это время числится в труппе 291 человек. На место работников, уходивших на фронт, приходили другие. За годы блокады поставлено 15 премьер, которые посетили 1 миллион 300 тысяч зрителей. В зале были постоянные аншлаги, очередь за билетами занимали в 5 часов утра, а с рук они приобретались за дневную порцию хлеба.

Ученик 2:

 А жизнь в  городе становилась все тяжелее. Норма выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря составляла рабочим -250 граммов; служащим и членам их семей -125 граммов. Театр терял коллег. Некоторые умирали прямо на сцене во время репетиций. Здание не отапливалось, на сцене было холодно. Чтобы согреться, за кулисами артисты сидели в тулупах поверх балетных пачек и фраков. Дистрофия изматывала людей, каждое движение требовало усилий, а ведь театр- это процесс: поставить декорации, свет, принести бутафорию, нанести грим. Такие же люди-тени в зале смотрели спектакль в верхней одежде, аплодисментов не было слышно - сил хлопать артистам уже не было. Тощие и измотанные артисты и публика были нужны друг другу... Вся страна жила тем, что происходило в осажденном городе. Выжить, не пасть духом и отстоять Ленинград - было общей задачей. На плечи артистов, писателей, поэтов и композиторов легла ответственность за моральный дух ленинградцев.

« Немцы ждали, ленинградцы растеряются

От бомбежек и обстрелов измотаются,

Но увидя дни осады,

Дух и стойкость Ленинграда,

За себя уже фашисты опасаются».

          /  Куплеты из репертуара Фронтового цирка./

Когда в декабре в театре отключили электричество, актеры стали ездить с концертами  в Красную Армию. За 7 дней на Ладоге они дали 32 концерта.

Кроме своей основной работы, работники театра входили в команды МПВО, в медико -санитарную команду, дежурили в госпиталях и при первых звуках воздушной тревоги спешили спасать из-под развалин домов попавших под обстрел и бомбежку. Вся труппа изучала военное дело и владела оружием. О героическом театре у нас и за рубежом написаны сотни газетных и журнальных статей, изданы несколько книг. Навсегда останутся в мировой истории театра имена директора Г.С.Максимова, режиссеров: А.Н.Феоны, Н.Я.Янеты, Г.М.Полячека, В.С.Васильева, блестящая плеяда актеров: Я.Я.Ядицкая, К.М.Астафьева, Н.В.Пельцер…

Ученик 3:

Рождение нового театра в блокадном Ленинграде.

Городской театр (современный Санкт-Петербургский академический театр имени В.Ф. Комиссаржевской) открылся 18 октября 1942 года. Театры рождаются по-разному, этот родился из пьесы Константина Симонова «Русские люди», которая была напечатана в газете «Правда». Драма о трудностях войны – первый художественный отклик писателя на происходящие события. Пьеса сразу имела большой успех. Ее ставили на всех подмостках страны, зачитывали по радио, а Городской театр начал с нее свой первый блокадный сезон. Откуда же в осажденном городе новая труппа? - можете спросить вы. Зимой 1941-42 годов, за исключением театра Музкомедии, агитвзвода и театра Краснознаменного Балтийского флота, других не было. В его труппу вошли артисты Радиокомитета, Театра драмы им. А.С.Пушкина, Нового ТЮЗа, живущие в городе. Весь репертуар был посвящен войне, он укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Жители его прозвали блокадным.

Учитель:

 - Вот лишь небольшая страничка из жизни нашего города в годы Великой Отечественной войны. И мы продолжим тему театра на нашем сегодняшнем уроке.

-Давайте попробуем объяснить значение слова  «сценография» (варианты ответов…сцена, графия - от слова рисовать (графика), значит, рисующий сцену, на сцене).

-Сценография- вид художественного творчества, в котором сценограф занимается оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа.

-Рассмотрим схему, изображающую устройство сцены (далее просмотр презентации).

-Как выглядит сцена? Из каких частей она состоит? (возможные варианты ответов учеников: авансцена, кулисы дальний план (задник), занавес).

Учитель:

-Театральная сцена - основная часть театрального здания, замкнутая коробка, примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.

-Найдите на схеме портал, как вы можете объяснить значение этого слова? (ответы: сайт Всемирной паутины, интернет-портал, возможно, вход в здание).

-Сцена отделяется от зала занавесом, который позволяет скрыть от зрителя приготовление к спектаклю.

- Как вы представляете эту составляющую часть сцены? (ответы учащихся: полотнище, закрывающее сцену, раздвигающийся, поднимающийся…)

-Как вы представляете себе декорации, какие они бывают? (ответы: разные элементы - архитектура, деревья, скамейки; бывают мягкие, жесткие, поднимающиеся и те, которые во время антракта меняют).

  1. Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения, рассмотрение множества вариантов, поиск оптимального решения.

-Для того чтобы выполнить сегодня на занятии творческую работу, выбрать именно тот вариант, который вам покажется наиболее приемлемым, предлагаю ознакомиться с информацией, расположенной на ваших столах. Вы ознакомитесь с приемами и особенностями изготовления сцены или площадки и полученной информацией поделитесь с нами.

            Чтение, обсуждение проблемы в группе.

Материал для группы «Созвездие талантов»

На столе этой группы находится материал о сцене (макет), термины не таблице.

  Задание: Соотнести термины: сцена, поворотный круг, портал, занавес, кулисы, задник, штанкеты с макетом сцены и рассказать об устройстве сцены всем ученикам класса. Время на выполнение задания в группе- 2 минуты.                            

Материал для группы «Музыкальная»

             На столах группы находится формы для макетов - коробки, бумага, открытые площадки для

             изготовления макетов сцены. Задание: придумать разнообразные варианты сцены, площадки.

              Поделиться идеями с ребятами всего класса.

                 

Материал для группы « Песенная»

Материалы этой группы состоят из драпировок, вырезанных заранее заготовок: георгиевская лента, цифры 75, веточки яблони, лебеди, вечный огонь и пр. Задание: придумать несколько вариантов расположения декорационных элементов на сцене, заднике, подвесных штанкетах, кулисах.  Показать варианты ребятам.

Материал для группы «Театральная»

Продумать и поделиться идеями оформления сцены для празднования 75-летия Победы. Речь идет не о декоративном оформлении, а о вариантах, например, сцена для постановки спектакля о войне, площадка для массового исполнения песен в одном из районов нашего города, оформление сцены для школьного мероприятия, посвященного дню Победы. Поделиться вариантами идей с ребятами.

       6.  Первичное закрепление нового знания.

- Давайте с вами повторим, как происходит процесс выполнения макета и декораций на практике. Выступление групп.

 Ребята из каждой группы комментируют (демонстрируют) порядок действия при выполнении практической работы, сведения ими взяты и текстов на столе, придуманы в группе.  Таким образом, мы выстраиваем алгоритм действий.

           -Вы можете поменяться местами в группах, если вам близка идея, тема другой группы.

7.   Реализация выбранного плана, самостоятельная работа и проверка по эталону.

- Итак, с чего начинаем работу над композицией? Ответы: выберем тему, сделаем зарисовку в карандаше или сразу будем вырезать элементы оформления сцены, распределим роли, назначим руководителя и т.д.

-Для решения задач  цветоведения можно воспользоваться цветовым кругом.

Проговариваем правила ТБ при работе с ножницами и приступаем к работе.

8. Рефлексия.

Подводим итог творческой работы, выставляем образцы совместной деятельности и комментируем результат (вопросы: что получилось, в чем были трудности, что нужно сделать, чтобы их исправить,  чтобы они не возникли в дальнейшем, понравился ли данный вид художественной деятельности, появилось ли желание продолжить работу, связанную со сценографией?)

- А теперь составляем синквейн. Синквейн  (от фр. cinquains) –это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна,

2 строка – два прилагательных, выражающие главную мысль,

3 строка – три глагола, описывающие действие в рамках темы,

4 строка- фраза, несущая определенный смысл,

5 строка – заключение в форме существительного.

На листочках каждая группа или каждый учащийся (по желанию) составляют синквейн. Зачитываем, выбираем самые интересные.

             Варианты синквейнов.

             Театр.

             Непредсказуемое, волнующее.

             Вдохновляет, радует, удивляет.

            « Все люди здесь актеры….»

             Жизнь.

             Сценограф.

             Вездесущий,  необходимый.

             Украшает, преображает, изменяет…

             Художник, что ответственен за все.

             Лицо сцены.

             Победа.

             Долгожданная, юбилейная.

             Победили, радуемся, скорбим…

             Пусть будет счастье.

             Мы за мир!

             Благодарю всех за совместное творчество, прощаюсь.

              Список использованных источников:

             

               https://topwar/ru

             http://www.kino-teatr/ru

             http://www.domkino/tv

             http://ocdod.ucos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Салют Победы"

разработка урока "Салют Победы"...

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».

Методическая разработка театрализованного представления на английском языке «Суд над войной и фашизмом» к открытому интегрированному уроку «Урок Победы».Разработала: Златьева Дарья Игоревна, учитель а...

Разработка урока "Салют Победы!"

Рисование поздравительной открытки, посвященной Дню Победы....

Методическая разработка обобщающего урока по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

В методической разработке описывается создание обобщающих  уроков в 11 классе по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»....

Разработка урока «Урок Победы» по английскому языку

Разработка урока с пояснительной запиской, сценарием урока и приложениями...

Разработка бинарного урока "Уроки первой мировой войны "

Бинарный  уроке-уроке истории, обществознания и геограии. "Уроки первой мировой войны Поскольку вопросы сегодняшнего занятия по этим дисциплинам тесно взаимосвязанны и переплетены.Рассмотрен...