Зимние мотивы в живописи и музыке
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Афонина Ольга Александровна

Открытый интегрированный урок на тему: "Зимние мотивы в живописи и музыке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «Ряжская средняя общеобразовательная школа № 2»

Открытый интегрированнвй урок

ИЗО – Музыка

5 класс

по теме:

«Зимние мотивы в музыке и живописи»

Учитель изобразительного искусства:

Афонина Ольга Александровна

Ряжск, 29 ноября 2018 год.

Цель: 

Познакомить детей с красотой зимнего пейзажа. Познакомить учащихся с музыкальными и художественными произведениями о зиме.

Задачи:

  1. Раскрыть роль искусства в понимании красоты природы.
  2. Развивать образное видение эстетического восприятия в освоении мира.
  3. Повторить значение жанров пьеса, кантата.
  4. Познакомить с творчеством музыкантов и художников.
  5. Развивать умения и навыки работы с разными источниками информации на заданную тему.
  6. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование.

Зрительный ряд: презентация с картинами зимних пейзажей.

Музыкальный ряд: музыкальный центр с диском  фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года», видео с записью «Русская зима», компьютер и слайды урока.

Литературный ряд: стихотворение А.С.Пушкина « Зимнее утро»

Ход урока.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совместили два урока: музыку и ИЗО.

(зачитывает эпиграф урока на слайде)

Эпиграф:

    « В природе много чудес. Сколько бы ты не жил на свете, природу до конца все равно не поймешь. Природа- это тайна, которую никогда не разгадать.

      Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна. Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе…»

     М.Пришвин.

   

Учитель ИЗО:   

Природу воспевают, поэты , художники  музыканты, давайте посмотрим на экран и послушаем стихотворение, которое называется «Зимнее утро»

На следующем слайде дети прослушивают стихотворение А.С.Пушкина 

«Зимнее утро» и сами называют тему урока.

Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как белое пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

и ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

 Под голубыми  небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(спасибо, дети, присаживайтесь)

А что объединяет стихотворение А. С.  Пушкина, картину художника Щербакова  «Зимнее утро»

Дети (ответы детей)

Таким образом,  тема сегодняшнего урока: «Зимние мотивы в музыке и живописи».

Учитель музыки:

Слайд

Послушайте музыку и ответьте на вопросы:

-какую зиму описал композитор?

-какими средствами выразительности это сделано?

-что это за произведение?

Слайд – портрет Свиридова

Звучит фрагмент кантаты Г. В. Свиридова «Поэма памяти Есенину»

Дети отвечают на вопросы

-чьи стихи легли в основу музыки? (С.А.Есенина)

-к какому жанру относится музыка? (кантата)

(слайд)

-что такое кантата?

Кантата – это большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемое хором, солистами  и симфоническим оркестром.

Давайте и мы исполним главную мелодию этой части.

Напоминаю о плавном ведении звука, длинных концовках фраз, перекличках голосов.

-Для какого хора написана кантата? (смешанного)

-почему? (у разных голосов много изобразительных возможностей, как и у зимы много звуков и красок.)

Учитель:  Каждое время года имеет свой характер и свое настроение.

Назовите жанр изобразительного искусства, на картинах которых изображена природа.

Дети: Пейзаж.

Пейзаж  - это изображение природы.

Учитель ИЗО: 

Какие бывают пейзажи?

Пейзажи бывают:

                           Морскими

                           Городскими

                           Сельскими (деревенскими)

Рассмотрите на слайде, как изображена зима. Назовите цветовую палитру?

Дети: (отвечают)

Учитель ИЗО: Опишите состояние природы.

Дети: (описывают)

Учитель ИЗО: Давайте вспомним  известных русских художников-пейзажистов.

(На слайде фотографии художников-пейзажистов)

Дети с помощью учителя вспоминают фамилии художников:

Это И.И Шишкин, И.К.Айвазовский, В.Д.Поленов.

Учитель ИЗО: Рассмотрите репродукции  картин: И.И.Шишкин «Зима». И.К.Айвазовский «Зимний пейзаж», В.Д.Поленов «Зима».

(Дети отмечают цветовую палитру каждой картины)

Учитель ИЗО: какая по настроению бывает зима?

Дети: веселая, жизнерадостная, спокойная, задумчивая…

Учитель изо: А вам больше какая нравится?

Дети: Конечно веселая и задорная

Учитель ИЗО : Разные художники  используют холодную цветовую гамму, но настроение картин у всех разное…..

Учитель музыки: Такое же разное настроение и в музыке.

Зимние пейзажи вдохновляли не только художников, но и композиторов.

Великий русский композитор, который очень любил нашу природу, сочинил целый цикл фортепианных пьес, который называется «Времена года».

Сегодня мы послушаем «Декабрь. Святки».

Слайд

Пьеса – это музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов.

-что такое пьеса?

После прослушивания нужно ответить на следующие вопросы:

Слайд    

 - Каков характер произведения.        

      - Что представляете, слушая музыку

      - Какой инструмент исполнил музыку

      - Твое отношение к произведению: понравилось, или нет и почему?

После прослушивания дети отвечают на вопросы.

Учитель ИЗО: А сейчас у нас творческое задание. Посмотрим, насколько вы вдохновились на творчество, просмотрев зимние пейзажи, прослушав музыку о зиме. Вы будете выполнять зимний пейзаж в разной технике:

         -  по сырому

          - мазком

Слайд:

Последовательное изображение пейзажа

В процессе работы детей я показываю им последовательность наглядно.

Я желаю вам удачи и интересных работ.

А поможет вам музыка А. Вивальди «Времена года. Зима».

А.Вивальди – итальянский композитор, скрипач, педагог; жил он  в 17-18 веке.

(слайд с Вивальди)

Практическая работа учащихся под музыку

Учитель ИЗО: Природа всегда была и остается источником эстетических впечатлений для каждого человека, но особое значение она имеет для художников и композиторов. Задание выполнено и мы устроим вернисаж ваших шедевров.

(те дети которые быстро справляются с эскизом, располагают свои работы на доске, другие продолжают рисовать)

Учитель музыки: А пока ребята заканчивают работу, про весёлую задорную зиму споют Батова Ирина и Резничук София.

Дети исполняют песню «Русская зима» 

(показ слайд).

    Вот и подошел к концу наш необычный урок. Вы все молодцы.  

Ваши работы достойны особого внимания, они выполнены с душой, каждый подошел к своей работе творчески, с большим вдохновением.

Поэтому вы сегодня получаете оценку Отлично.

Урок окончен, до свидания! До новых интересных встреч!

Борис Валентинович Щербаков «Зимнее утро»

В. Г. Цыплакова «Мороз и солнце»

И.И.Шишкин «Зима».

И.К.Айвазовский «Зимний пейзаж»,

В.Д.Поленов «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по батику "Сливовый цвет" по мотивам японской живописи педагога дополнительного образования Чуяновой Ирины

Данный материал готов для преподавания техники свободной росписи батика и внеурочной деятельности по ИЗО....

Творческо - информационный детский проект «Зимние мотивы Шербакуля»

Этот творческо-информационный  проект проводился в рамках тематической неделе "Зимние узоры".Тип проекта краткосрочный.Участники проекта: учащиеся подготовительного класса коррекционной школы.цел...

Презентация - Зимняя пора в живописи. 5 класс

Презентация к уроку изобразительного искусства, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"...

Методическая разработка урока ИЗО, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"

Разработка урока изобразительного искусства, 5 класс - "Зимняя пора в живописи"Цели и задачи урока:создать условия для формирования роли визуально- пространственных искусств  в  фо...

Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)

Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...

Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».

Методическая разработка урока музыки Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».Целевая аудитория: 5 класс...