Конспект занятия по ДПИ "Ангел"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Мельникова Наталья Александровна

Конспект занятия по изготовлению бумажной кукла для 1-5 классов  в школах или в заведениях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_dpi_angel2.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый план занятия

Педагог: Мельникова Наталья Александровна

Творческое объединение: «Клевер»

Программа: «Изобразительное искусство и дизайн»

Год обучения: 1

База: Дом Детского творчества «Союз»

Тема занятия: « Ангел-подарок для мамы»

Цель занятия: Развитие творческого потенциала ребенка через знакомство с новым направлением в декоративно-прикладном искусстве.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомство с таким направлением декоративно-прикладного искусства, как изготовление куклы.
  • Приобретение новых навыков в декоративно-прикладной деятельности.
  • Обучение приемам работы с разными материалами и инструментами (штампы, штемпельные подушки, дыроколы)

Развивающие:

  • Развитие интеллектуально-творческих способностей, инициативы, индивидуальности, самостоятельности.
  • Развитие конструкторских способностей, пространственного воображения.
  • Развитие фантазии детей, художественного вкуса.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса к изготовлению творческих работ своими руками из разных по свойству и фактуре материалов.
  • Расширение коммуникативных навыков.
  • Формирование культуры труда.

Методы обучения:

  • Словесный метод: устное изложение,беседа.
  • Наглядный метод: показ кукол изготовленных из разных материалов в цифровом виде, показ реальных объектов (кукол), показ приемов выполнения технологических операций.
  • Практический: практическое исполнение задания (изготовление бумажной куклы).
  • Репродуктивный метод : работа по показу.
  • Игровой метод: игра с изготовленными куклами в конце занятия.
  • Исследовательский метод: выполнение куклы с наибольшей индивидуализацией.

Формы организации занятия: практическое занятие, беседа.

Ожидаемые результаты:

  • в результате проведенного занятия, обучающиеся познакомятся с одним из популярных сегодня направлений в декоративно-прикладном искусстве: искусстве изготовления кукол и изготовят свою куклу из бумаги и подручных материалов.
  • Научатся приемам работы со штампами, штемпельными подушечками, дыроколами и т.д.
  • Отработаются умения и навыки с уже знакомыми инструментами и приспособлениями.
  • Разовьются художественный вкус, творческие способности и фантазия детей.
  • Расширятся коммуникативные способности.
  • Разовьется интерес к изготовлению подарков своими руками из доступных материалов.

Методическое обеспечение занятия.

В процессе проведения занятия будут использованы следующие дидактические материалы: слайды с примером работ мастеров-кукольников, наглядные пособия и куклы, изготовленные педагогом, образцы для работы детей.

Буду использованы следующие материалы и инструменты: бумага разных цветов и фактуры, масляная пастель, фломастеры, восковые мелки, штампы,штемпельные подушечки, акриловый блок для штампов, дыроколы фигурные, клеевые карандаши, скотч двусторонний, степлер, ножницы, шерсть разных цветов, ленты, тесьма.

Список литературы для педагога:

  1.  Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству»., Санкт-Петербург, «Детство-ПРЕСС» 2002 г.
  2. Золочевский С.А. Программа развития цветовосприятия., «Веды» 1993г.
  3. Максимова М. «Такие разные куклы».,Издательство Эксмо 2005г.
  4. Неменский Б. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. 3-е издание.,перераб. и дополненное.М.,1987г.

Список литературы для обучающихся:

  1. Леса Савахата «Гармония цвета. Справочник».,Астрель АСТ ,2009г.
  2. Максимова М. «Такие разные куклы» Издательство Эксмо,2005г.
  3. Митителло К. «Аппликация:техника и искусство» Издательство Эксмо 2005г.
  4. Сидоренко В.И. «Техника лоскутного шитья и аппликации» Издательство Эксмо 2007

Ход занятия:

П.- Здравствуйте, дорогие друзья. Начну я наше занятие с маленькой сказки, которая у меня сочинилась по некоторому поводу некоторое время назад.

«Феи бывают разные. Большие и маленькие..Серьезные и не очень…Веселые…Шаловливые... Вообщем разные. Но все без исключения любят качаться на небесных качелях. Под музыку и мерцание звезд, улыбку месяца. Качаться, глядя на течение небесной реки и... мечтать. Они мечтают и эти мечты приходят к людям во сне. Мне кажется, именно после таких снов мы просыпаемся со счастливой улыбкой и неким ожиданием чуда, которое должно произойти. И именно в такие дни наши папы вдруг вспоминают, что давно не дарили цветы своим любимым и заходят в цветочную лавку по дороге домой. А женщины, что надо порадовать своих близких и пекут пироги или печенье, хотя на дворе не выходные и не ожидается никакого праздника. Количество поцелуев и улыбок в такие дни возрастает с геометрической прогрессией…А дети ходят счастливые и радостные от того, что счастливы их родители…»

П.- Почаще бы к нам прилетали такие феи, как вы думаете? 

Д.- Да!! Да! Почаще бы)))

П.- А вы хотите посмотреть на ту феечку, которая и послужила поводом для этой сказки?

Д.- Да..

П.- Ну вот она, красавица! На качельках и с мечтательной улыбкой.. Как вы думаете, ребята, а как называются люди, которые делают таких человечков?

Д.- художники..мастера…

П.- Вы все правы. Таких людей называют и художниками и мастерами, только с маленькой приставкой. «Мастер-кукольник» Или «Художник по куклам». А для чего мастера кукольника делают своих кукол, как вы думаете?

Д.- для красоты..чтобы играть..чтобы отправить на выставку..в кукольный театр..

П.- И опять вы все правы. Куклы бывают игровые и интерьерные. Интерьерные куклы-Это те, которые используются для украшения дома или кафе, для создания особой атмосферы. Но играть с ними нельзя, их легко можно повредить. А еще есть театральные куклы, на веревочках и те , которые надеваются на руку. Как их называют, вы помните?

Д.- Марионеточные…перчаточные..

П.- Угадали))) А не желаете ли посмотреть на кукол и поразгадывать, к какой группе, какую куклу можно отнести?

Д- Желаем!!!                                                                                                                3 мин.

Далее педагог показывает слайды с куклами и дети угадывают, к какой группе можно отнести каждую куклу.                                                                                                3 мин.

П.- Отлично! Хорошая получилась игра-угадайка)))  А как вы думаете, к какому виду изобразительного искусства относятся куклы? Какие виды искусств вы знаете?

Д.- пейзаж..портрет..

П.- Я вам немного помогу..У изобразительного искусства 4 вида. Это живопись, скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство. А портрет и пейзаж, это жанры изобразительного искусства. Вид –это КАК изображается объект, каким способом. А жанр – это ЧТО изображается…Если природа, то это???

Д.- пейзаж..

П.- правильно..А если человек?

Д.- Портрет!

П.-Да..конечно, а если предметы, вазы, фрукты, цветы?

Д.- Натюрморт!!!

П.- Умницы))) Ну и к какому же виду мы отнесем кукол? Они похожи на скульптуру, но могут быть подвижными, они такие же красочные как краски в живописи и некоторые бывают такие сложные, как архитектурные здания..Но все они служат для игры и украшения..А декоративно-прикладное искусство- это искусство украшения..предметы этого вида всегда служат для чего то, а не сами по себе..Поэтому, наверное все же куклы мы отнесем к чему???

Д.- К декоративно- прикладному искусству!

П.- Очень хорошо..Надо вам сказать. Что создание куклы долгий и кропотливый труд и создаются они из самых разных материалов. Как вы думаете каких?

Д.-ткань..дерево..глина..

П.- ну да..глину надо замесить..слепить..высушить и обжечь. Дерево хорошо и долго высушить и вырезать..потом шлифовать и возможно расписывать, как и глину..А еще есть пластика..там тоже все непросто.Ткань раскроить-сшить..набить..и это только пол дела.А иногда хочется быстро.. и куклу..и чтобы играть можно было или подарить..Что же делать в этом случае. Из чего ее можно сделать?

Д.- из бумаги..(в случае отрицательного ответа «не знаем» можно подтолкнуть к искомому наводящими вопросами).

П. – Конечно..это и быстро, и всегда под рукой есть бумага..и это может быть очень весело. И полезно))) Потому что скоро у нас праздник. Вы помните какой?

Д.-Да..да..праздник мам!!

П. – Точно! А мамам машинки правильно дарить? Они их порадуют?

Д.-наверное,не очень..

П.- А куколка..например в виде Ангела? Ведь мамы у нас, они как ангелы бывают терпеливы с нами, почему бы не подарить им такой намек? Подарок-благодарность за любовь и терпение?  Попробуем сделать ангела или феечку???

Д.- да..да..попробуем!!                                                                                     8-10 мин.

После такого диалога, педагог показывает куколку-ангела, который был сделан для данного занятия и объясняет, из каких деталей сделана куколка, какими способами скреплены они между собой и как сделать, чтобы куколка была объемной.

У каждого ребенка, объясняет педагог, на рабочем месте есть раздаточный материал, куда входят уже готовые детали для куклы с прикрепленным двусторонним скотчем, чтобы дети не тратили свое время на эти, в данном случае, второстепенные операции.

П.- Но..чтобы ангелы получились все разные, вы должны по разному задекорировать их одежду и крылья…Возможно, по разному сделать прическу и, конечно, у всех будут разные лица и их выражение. Для всего этого вам понадобятся фломастеры, пастель. Можно украсить платье и крылья при помощи фигурных дыроколов и штампов. Только следите внимательно, чтобы дырокол во время работы стоял на столе и никогда не дырокольте бумагу на весу..Это НЕБЕЗОПАСНО! (педагог показывает, как надо делать правильно).

Далее педагог показывает примеры оформления одежды куколки в нескольких вариантах и дети приступают к работе. Во время процесса работы педагог оказывает посильное внимание и помощь всем детям. Например, помогает закреплять волосы при помощи степлера, потому что степлер в руки детям этого возраста не дается, в связи с нормами безопасности труда.                                                                                                     3 мин.

 За 10 минут до окончания занятия, детям, которые уже закончили свою работу, предлагается поиграть с ними..представить их друг другу, назвать свое имя, рассказать, что любит феечка, например, играть-танцевать-петь, какие черты характера у нее преобладают. Например, веселая-задумчивая-заботливая…Во время игры, дети видят, что куколки получились все разные и педагог акцентирует внимание детей на отдельных,особенно удачных или необычных деталях. Даже те дети, которые в связи с медленными темпами работы не успеют включиться в игру, а такие всегда бывают, опосредованно, все равно будут участвовать в ней и представить своих феечек все равно смогут, хотя бы с рабочих мест.

По окончанию занятия, педагог хвалит детей за терпеливую работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....