Статья «Развитие художественного творчества детей»
статья по изобразительному искусству (изо)

Алексеева Лариса Юрьевна

        Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме, художественное творчество - это составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._razvitie_hudozhestvennogo_tvorchestva_detey.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие художественного творчества детей»

        Художественное творчество детей - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме, художественное творчество - это составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности.

           Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

            Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время. Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Творческие, интеллектуальные возможности ребенка неисчерпаемы. Едва ли сегодня они используются на одну сотую. Раскрыть, реализовать их - задача невероятно трудная. Формирование нравственно-цельного, творчески мыслящего, инициативного человека - вот цель, которая может быть достигнута на основе решения проблемы развития личности ребенка. Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности. Знакомство с произведениями искусства создают для развития творчества детей особенно благоприятные условия.

           Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Учитель должен не просто давать знания, но и стимулировать активную деятельность учеников.  Главная цель: вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся. Развивать детскую фантазию, пространственное мышление, языковое чутье, творческое воображение, решать сложные проблемные задания, формировать любознательность стремление к познанию нового, неизведанного.

           Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Необходимо использовать разнообразные методы обучения. Систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства.  

          Важно обеспечить благоприятную атмосферу на уроке,  доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка. Обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, поощрение высказывания оригинальных идей, использование личного примера творческого подхода к решению задания, представление детям возможности активно задавать вопросы.  

   Показатели сформированности творческой активности: высокий уровень интереса к учению способность к фантазированию, воображению и моделированию, проявление догадливости, сообразительности,  открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в различных источниках,  проявление радостных эмоций в процессе работы над рисунком, способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества,  стремление к оригинальности, проявление самостоятельности в работе, умение преодолевать возникшие трудности.  

         Не менее важно, чтобы преодоление школьниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности. Наибольшие трудности для детей представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства в рисунке. Для преодоления этих трудностей необходимы некоторые усилия при выполнении изобразительных, дизайнерских и декоративных работ. Для каждого урока ИЗО необходимо выделить ведущую учебную задачу, предусмотреть последовательное усложнение этих задач от урока к уроку.

           Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспективы развития художественного творчества учащихся - усложнение учебного материала по изобразительному искусству, формирование умений и навыков должно осуществляться с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Реализация этого условия позволяет обеспечить эффективность художественного образования — освоение школьниками основ изобразительной грамоты и развитие их художественно-творческой активности.

          Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству, репродукций и открыток с изображением произведений известных художников. Учителя сами делают наглядные пособия, отражающие способы передачи пространства и движения в рисунке, закономерности построения объектов, таблицы, раскрывающие методическую последовательность выполнения работ.

Список использованных источников

1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа / В.В. Алексеева – Москва.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - СПб.

5. Лабунская Т.В. Изобразительное творчество детей / Т.В. Лабунская - М.,

6. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие / В.И. Петрушин - М.: Академический проект

7. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина

8. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Материал статьи раскрывает пути  формирования и развития художественного творчества детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Может быть полезен родителям, педагогам ДОУ, педагога...

Психология художественного творчества детей в группах разного возраста.

Проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит остро и актуально. Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания.Со...

«Как прекрасен этот мир!» Литературно-художественное творчество детей с ограниченными возможностями здоровья

Литературно-художественное творчество детей с ограниченными возможностями здоровья...

Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....

Воспитание художественного творчества детей через музыку

Музыка – один из основных видов художественного творчества детей. На музыкальных занятиях развивается эмоциональная отзывчивость через слушание музыки, хоровое и сольное пение. Главную роль при этом и...

Статья "Технология ТРИЗ развитии Художественного творчества детей"

Статья "Технология ТРИЗ развитии Художественного творчества детей"...

Статья "Проблема развития художественного творчества в системе эстетического воспитания»

      Проблема детского художественного творчества интересует каждого, кто так или иначе соприкасается с миром детей, ищет пути и формы сотрудничества с ними. Как приблизиться к ...