Учебно-методический материал "Особенности оценивания учащихся по изобразительному искусству"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Марина Галина Алексеевна

При оценивании работы учащихся на уроках изобразительного искусства всегда возникают вопросы и споры. Как говорят: "Сколько людей, столько мнений". Но на самом деле есть определенные нормы, закрепленные в рабочих программах всех авторов УМК. Учитывая УУД, хочу предложить свое видение этой проблемы. 

Текст к слайдам

Слайд 2.

При разработке новой системы оценивания  на уроках изобразительного искусства  были определены три проблемы:

  1. Как оценить личностные, метапредметные и предметные результаты деятельности учащихся?

2.  Необходимость сочетать контроль с диагностикой.

3.  Определение показателей для оценивания творческих работ учащихся.

Слайд 3.

Первая проблема

Как оценить личностные, метапредметные и предметные результаты деятельности учащихся?

Возможны следующие варианты решения данной проблемы:

1. разработка системы фиксации трех результативных уровней (например: низкий, средний, высокий). Здесь необходимо отмечать цветом или баллами индивидуальные достижения уч-ся. Итоги подводить по мере необходимости;

2. использование возможности самооценки ученика и взаимной оценки школьниками результатов своей работы (при помощи условных знаков: смайликов или карточек различной формы или цвета, которые фиксируются на творческой работе или в дневнике). Возможны формы диалогового оценивания (внешняя оценка + самооценка). Это может быть представление и защита творческой работы, отзыв о творческой композиции, самооценка по алгоритму;

3. внедрение рейтинговой накопительной системы (для данной системы учителю необходимо обозначить перечень обязательных и дополнительных заданий (например: посетить музей с конкретным заданием, подготовить сообщение  по теме (с опережением), апробировать какой-либо уникальный ресурс с творческим началом.

В рейтинговой накопительной системе за каждый вид деятельности на уроке и дома получают фиксированное количество баллов. Дополнительные баллы ученик получает за участие в олимпиадах, конкурсах и др. мероприятиях.

Слайд 4.

Вторая проблема.

Необходимость сочетать контроль  с  диагностикой, что предполагает разработку:

  1. Системы контроля со стороны учителя, администрации школы, родителей через электронный журнал и дневник (совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа). Таким образом, можно выявить доминирование склонностей ученика, выстроить методику развития его творческого потенциала;
  2. Предоставление картины роста личностных, метапредметных и предметных достижений школьника родителям (это можно сделать, например, в конце четверти с помощью тестовых заданий, которые отражают все три вида достижений уч-ся в учебной и внеурочной деятельности. Результаты тестов могут сравнить сами уч-ся или родители и сразу будут выявлены пробелы;
  3. Создание накопительной системы («портфолио»). В нем отражаются увлечения ребенка в области изобразительной деятельности, например: время, которое отводится на рисование, просмотр телепередач, посещение музеев и т.д. Сюда же будет входить подборка личных работ ученика (творческие работы, доклады, сообщения и др.). Система портфолио призвана обогатить систему оценивания, предоставить учителю и родителям дополнительную информацию об индивидуальном развитии ребенка.

Слайд 5.

Определение показателей для оценивания творческих работ учащихся.

Целесообразно выделить следующие показатели:

  1. Личные достижения учащихся в художественно-творческой деятельности, которые осознаются как значимый результат.
  2. Нестандартность выполнения задания, оригинальность идеи, ее практическая реализация, художественная выразительность, владение изобразительной грамотой.
  3. Инициативные творческие проявления школьника: оригинальность суждений,  сюжетов, самостоятельность в поиске дополнительного материала, решений, вариаций и т.д.

Вывод:

Благодаря различным формам оценивания достижений ученики могут самостоятельно планировать новые рубежи своей деятельности. Учитель и родители могут проследить реальные успехи и достижения ребенка.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_otsenivaniya_uch-sya_po_izo.pptx316.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности оценивания учащихся по изобразительному искусству Марина Галина Алексеевна, у читель ГБОУ СОШ № 553, старший преподаватель кафедры культурологического образования СПб АППО

Слайд 2

При разработке новой системы оценивания на уроках изобразительного искусства были определены три проблемы: Как оценить личностные, метапредметные и предметные результаты деятельности учащихся? 2. Необходимость сочетать контроль с диагностикой. 3. Определение показателей для оценивания творческих работ учащихся.

Слайд 3

Первая проблема Как оценить личностные, метапредметные и предметные результаты деятельности учащихся?

Слайд 4

Вторая проблема. Необходимость сочетать контроль с диагностикой

Слайд 5

Третья проблема. Определение показателей для оценивания творческих работ учащихся .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ

Данная работа призвана  объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании  детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие натуралистических умений учащихся средствами изобразительного искусства "

      Интеграция биологии и изобразительного искусства позволяет преодолеть один из недостатков традиционного образования. Он выражается в том, что знания, получаемые учащимися п...

Критерии оценивания на уроках изобразительного искусства.

Отметка −это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи. Оценка −это словесная характеристика...

Формирующее оценивание на уроках изобразительного искусства

В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, разработанные для развития навыков формирования самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства....

Диагностика знаний учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ по предмету «История изобразительного искусства».

Среди предметов художественно-эстетического цикла «История изобразительного искусства» занимает важное место. Основными типами контроля знаний учащихся являются: устный опрос, тестирование...

Доклад на тему :"Техника формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства."

Даны определения формирующего  оцениванию  и как применять технику формирующего оценивания на уроках изобразительного искусства. Приведены примеры формы формирующего оценивания.на урокахИЗО ...