"Гжельские узоры". План-конспект. 5 класс
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Паршина Светлана Александровна

Разработка плана урока на тему "Гжельские узоры" .  Материал предназначен для учителей-предметников курса "Изобразительное искусство". Урок рассчитан на 2 часа и включает в себя теоретическую составляющую и практическую часть с возможностью создания своего оригинального продукта по  изучаемой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_gzhelskie_uzory._plan_konspekt.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

План-конспект

(2 урока)

Тема урока: Гжельские узоры.

Цели: 

1. Ознакомление учащихся с гжельской керамикой, особенностью росписи.

2. Воспитание любви и уважения к истории и культуре России.

3. Развитие  творческой активности учащихся, навыков работы кистевой росписи.

Задача:

Выполнение росписи бумажных моделей посуды в технике гжельского мазка.

Оборудование и материалы: 

     Для учителя:

  1. Иллюстрации с изображением Гжельской керамики.
  2. Схемы – таблицы последовательного выполнения гжельского мазка, изображения гжельских узоров.
  3. Презентация «Мастер-класс. Гжельская роспись», для демонстрации с помощью проектора.
  4. Шаблоны по количеству учащихся.
  5. Гуашь,  кисти, лист бумаги.

Для учащихся:

1.Альбом.

2.Гуашь, кисти, баночки для воды.

3.Палитра.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока 1:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3мин.
  2. Вводная беседа с демонстрацией особенностей гжельской росписи, просмотр презентации, техника гжельской росписи.10 мин.
  3. Физкультминутка для глаз.2мин.
  4. Постановка художественной задачи.
  5. Выполнение практического задания. Проба гжельского двойного мазка, наработка, практика в черновом варианте 20 мин
  6. Подведение итогов отработки практической части 5 мин

План урока 2:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3мин.
  2. Актуализация знаний, навыков прошлого урока. 2 мин
  3. Роспись бумажной модели в формате мастер-класса. 13 мин.
  4. Физкультминутка для глаз.2мин.
  5. Роспись бумажной модели в формате мастер-класса. 15 мин.
  6. Выставка работ. Подведение итогов. 5 мин

Ход урока 1:

1.Организационный момент.

 Проверка готовности к уроку.

 Сегодня мы продолжаем разговор о русских народных промыслах, о том, что создавали мастера России, чьи традиции мы бережно храним.

2. Вводная беседа.

   Запись на доске: Гжельские узоры.

Ты, наверно, уже видел необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов? Да, это знаменитая гжельская керамика или просто гжель.

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень (Турыгино, Гжель, Речицы и др.) .

Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды - край богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словами «жечь, «обжигать».

Демонстрация презентации «Гжельские узоры»

 Что же изготавливают гжельские мастера? Глиняные чайники, квасники, блюда, чашки, подсвечники,  часы, фигурки людей, животных. Изделия обжигают в специальной печи при определенной температуре, расписывают только вручную кобальтовой краской черного цвета и покрывают  глазурью. При обжиге кобальт становится пронзительно синим, а прозрачная полива приобретает блеск. Каждое изделие уникально и неповторимо.

Демонстрация иллюстраций с изображением гжельской керамики

Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись!

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображается крупно, широкими мазками, иногда - тонкой кистью. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только её лепестки.

Демонстрация таблиц с изображением «гжельской розы»

 Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Краска набирается только на одну сторону кисти и широким круговым движением накладывается на поверхность сосуда.  В таком мазке  виден постепенный переход от светлого к темному.

3. Физкультминутка.

 Давайте немного разомнемся и потом будем работать дальше.

А теперь, ребята, встать.

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять.

Потянитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело

4.Постановка художественной задачи.

 Ну а сейчас вам предстоит самим стать чудо – мастерами, а для этого нужно научиться технике двойного мазка. Мы потренируемся выполнять гжельский мазок на черновике для создания своего неповторимого узора.

5. Выполнение практического задания.

   Используя  голубую гуашь и палитру для разведения, учащиеся пробуют, отрабатывают основные элементы росписи по мотивам Гжели. (Учитель демонстрирует элементы росписи  на технологической карте, далее – в формате мастер-класса отрабатываем основные элементы гжельской росписи) 

6.Подведение итогов.

Самоанализ. Что получилось лучше всего? Над чем нужно еще поработать?

Постановка задачи на следующий урок.  

Ход урока 2

1.Организационный момент.

 Проверка готовности к уроку.

На предыдущем уроке мы узнали насколько разнообразна гжельская керамика, как много форм она воплощает. Сегодня мы продолжим путешествие в мир белоснежной гжели и создадим свою уникальную роспись.

2. Актуализация знаний, навыков прошлого урока

Ребята, что мы помним об особенностях гжельской керамики? Почему этот промысел называется «Гжель»? Какая глина используется для создания  сосудов (белая)? Чем расписывают предметы (кобальт)? Какого цвета эта краска до/после обжига? Как выполняется нанесение мазка?

Молодцы! Мы продолжаем работу над гжельской росписью и сегодня  создадим целую композицию из основных элементов, с помощью наработанных нами мазков.

 Элементы росписи перед вами на доске (технологическая карта «Элементы росписи»). Вам нужно собрать из них свой неповторимый узор.

3. Выполнение практического задания.

  Задание выполняется в формате мастер-класса с учителем. Мастер-класс сопровождается презентацией с пошаговым изображением мазков.

 Обведя шаблон, карандашом намечаем основные точки. Используя гувшевую краску синего цвета, учащиеся создают узор по мотивам Гжели для своей формы посуды.

4. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем,

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки ввниз и вверх поднять

После – плавно отпустили,

Всем улыбки подарили.

5. Выполнение практического задания.

6.Подведение итогов.

 Готовые работы демонстрируются на доске. Оценка и комментарии.

  Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

 Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Яруллинның “Яралы язмышлар” әсәре буенча дәрес-конференция план-конспекты,11 класс,татар әдәбияты.Тема. "Һәрбер ятим - җәмгыятьнең күз яше".

укуДәрестә укучыларны күренекле язучы, шагыйрь һәм др аматург Ф. Яруллин иҗаты, балалар йортында тәрбияләнүчеләр язмышы һәм тормышы белән таныштыру; укучыларның әсәргә анализ ясау  күнекмәлә...

"М. Хасанов. "Язгы аҗаган" әсәренә анализ" темасына план-конспект. 11 класс, татар төркеме

" М. Хасанов "Язгы аҗаган" әсәренә анализ" темасына план-конспект 11 сыйныф татар подгруппасы өчен....

Разработка плана конспекта (5 класса) "Прыжок в длину с места, техника челночного бега".

Конспект урока для учащихся 5 классаТема урока: Обучение прыжка  в длину с места, технике челночного бега.Задачи урока:Образовательные:Обучение технике прыжка  в длину с места, т...

план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"

Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...

План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»

План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»     ...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

План-конспект мастер-класса Создание интерактивных заданий по информатике для начальных классов в MS PowerPoint при помощи анимации

Данный мастер-класс предназначен для учителей. Он знакомит с возможностями использования эффектов анимации и триггеров  в программе MS PowerPоint , а также с методикой создани...