Статья «Обучение детей изобразительному искусству. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудии».
статья по изобразительному искусству (изо)

Фетисова Ирина Владимировна

Важным моментом этой программы является развитие у детей умения видеть, сравнивать, мыслить, выделять и воплощать при помощи художественных материалов образы окружающего мира. Для пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, развития их творческой активности я использую разнообразные художественные техники - как классические, так и нетрадиционные, например, монотипию и граттаж. Все системы обучения, формирующие творческую деятельность, направлены, в первую очередь, на развитие воображения у детей и на овладение детьми знаниями для возможности создания художественных образов разными способами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       

Обучение детей изобразительному искусству является важным фактором в развитии гармоничного человека, полноценной личности. Важным моментом этой программы является развитие у детей умения видеть, сравнивать, мыслить, выделять и воплощать при помощи художественных материалов образы окружающего мира. Для пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, развития их творческой активности я использую разнообразные художественные техники - как классические, так и нетрадиционные, например, монотипию и граттаж. Все системы обучения, формирующие творческую деятельность, направлены, в первую очередь, на развитие воображения у детей и на овладение детьми знаниями для возможности создания художественных образов разными способами.

Актуальность программы заключается в том, что изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Программа ориентирована на то, чтобы дать детям систематизированные знания по живописи, рисунку, графики и истории изобразительного искусства, что дает основательную базу для изобразительной деятельности и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития.

Программа «ИЗО студия» направлена на обучение детей в возрасте 7-9 лет, проявляющих интерес к художественному творчеству и дизайну.

Создание условий для развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности и получение художественно-творческого опыта.

Задачи:

Обучающие

- формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности;

- знакомство с различными видами изобразительной деятельности;

- освоение элементарной художественной грамоты и работе с различными художественными материалами.

- знакомство с отдельными произведениями русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.)

Развивающие

- развитие творческой фантазии, креативного мышления, художественного вкуса;

- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления, точности глазомера;

- развитие графических и живописных навыков и умений;

- развитие моторики мелких мышц рук, речевой и умственной деятельности.

Воспитательные

- воспитание навыков сотрудничества с коллективом, доброжелательности друг к другу;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни, творческому труду, бережному отношению к своей культуре.

- воспитание у детей ответственности, самостоятельности, аккуратности;

Условия реализации программы

Условия набора и формирования групп

Набор в объединение осуществляется без конкурса, на основе личного желания и интереса к занятиям. Сроки реализации программы –1 год.

Группы комплектуются: 1 год обучения - 15 человек.

Допускается прием новых учащихся на любом этапе обучения, которые обладают необходимыми знаниями и умениями. Программа может быть адаптирована для детей с особыми возможностями здоровья.

Особенности организации образовательного процесса

Формы и режим занятий

1 год обучения - 2 академических часа в неделю (72 академических часа в год).

Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы

Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимы:

- кабинет для занятий на 15 человек

- компьютер с выходом в интернет, веб камера

- аудио и видеовоспроизводящая аппаратура

Материалы:

-гуашь (не менее 12 цветов), подложка А3

-акварель

-кисти (белка круглая 3,5,9, синтетика плоская 8, щетина 10)

-фломастеры (основные цвета)

-губка (для мытья посуды)

-альбом для рисования А4

-бумага акварельная А4 и А3

-малярный скотч (средний), папка с файлами, ветошь или салфетки,

-восковые мелки, гелевые ручки

Отдельные занятия, связанные с показом иллюстративного материала, могут проходить в конференц-зале с использованием компьютера.

Для реализации программы используются несколько форм организации занятий:

- групповые, по подгруппам (4-8 человек), индивидуальные.

Деятельность учащихся может быть организована с использованием дистанционных образовательных технологий (приложение):

- очные занятия, проводимые в режиме реального времени (WhatsApp, Zoom, Skype и др.);

- дистанционная передача видеозаписи заданий и занятий, подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов;

- Google и Яндекс формы;

- рекомендованных образовательных платформ.

Занятия по данной программе предусматривают внеаудиторные мероприятия. Недостающие навыки и умения восполняются на занятиях в индивидуальной форме. Занятия в индивидуальной форме также служат для подготовки ребенка к участию в выставках. Занятия по данной программе предусматривают посещение различных выставок и участие в конкурсах.

Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, презентаций и подкрепляется практической работой. Отдельные темы предваряют занятия-упражнения, связанные не только с освоением новой техники, но и для закрепления навыков и умений в изобразительной деятельности. При подведении итогов работы обязательное обсуждение полученных результатов. Отчёт о работе проходит в форме выставок (текущих, отчётных), конкурсов, открытых занятий.

Основные формы и средства обучения:

1. Коллективные, индивидуальные, индивидуально-групповые.

2. Тематические презентации; репродукции произведений искусства и иных достижений культуры; наглядные пособия (схемы, рисунки, чертежи, фото и др.), технические средства обучения.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Наличие устойчивого интереса к изобразительной деятельности, приобретение лучшего

понимания и любви к художественным традициям своего народа.

- Знание видов изобразительного искусства, владение элементарной художественной

грамотой, уверенная работа различными художественными материалами.

- Знание произведений русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.).

Метапредметные: 

- умение творчески, креативно решать поставленные задачи, обладать художественным вкусом;

-умение концентрировать внимание, быть наблюдательным, логически последовательным, пользоваться глазомером.

- умение использовать в творчестве графические и живописные приемы.

- мышцы рук способны выполнять длительные графические задания, умение интересно рассказать о своей работе.

Предметные: 

- Развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Сформированы установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Развита ответственность, аккуратность и самостоятельность.

Формы подведения итогов реализации программы:

Основной формой определения результативности является участие детей в выставках, конкурсах. Результативность отдельного занятия определяется в ходе коллективного обсуждения работ.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 года обучения

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

 Введение

2

1

1

2

 Живопись

22

11

11

3

 Рисунок

28

14

14

4

 Декоративное рисование

12

6

6

5

Конструирование из бумаги

2

1

1

6

Выразительные средства  

графических материалов

4

2

2

7

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО:      

72

36

36

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год

обучения

Дата начала обучения

по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

гр.№1

06.09.2022

31.05.2023

36

72

1 раз в неделю по 2 академических часа

1 год

гр.№2

08.09.2022

31.05.2023

36

72

1 раз в неделю по 2 академических часа

Адресат программы

Программа «ИЗО студия» направлена на обучение детей в возрасте 7-9 лет, проявляющих интерес к художественному творчеству и дизайну.

Цель:

 Создание условий для развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности и получение художественно-творческого опыта.

Задачи:

Обучающие

- формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности;

- знакомство с различными видами изобразительной деятельности;

- освоение элементарной художественной грамоты и работе с различными художественными материалами.

- знакомство с отдельными произведениями русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.)

Развивающие

- развитие творческой фантазии, креативного мышления, художественного вкуса;

- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления, точности глазомера;

- развитие графических и живописных навыков и умений;

- развитие моторики мелких мышц рук, речевой и умственной деятельности.

Воспитательные

- воспитание навыков сотрудничества с коллективом, доброжелательности друг к другу;

- воспитание стремления к здоровому образу жизни, творческому труду, бережному отношению к своей культуре.

- воспитание у детей ответственности, самостоятельности, аккуратности;

Планируемые результаты:

Личностные:

- Наличие устойчивого интереса к изобразительной деятельности, приобретение лучшего

понимания и любви к художественным традициям своего народа.

- Знание видов изобразительного искусства, владение элементарной художественной

грамотой, уверенная работа различными художественными материалами.

- Знание произведений русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.).

Метапредметные: 

- умение творчески, креативно решать поставленные задачи, обладать художественным вкусом;

-умение концентрировать внимание, быть наблюдательным, логически последовательным, пользоваться глазомером.

- умение использовать в творчестве графические и живописные приемы.

- мышцы рук способны выполнять длительные графические задания, умение интересно рассказать о своей работе.

Предметные: 

- Развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Сформированы установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Развита ответственность, аккуратность и самостоятельность.

- Развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, представления о нравственных нормах.

Информационные источники, используемые при реализации программы

Литература для педагога:

▪ Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

▪ Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

▪ Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

▪ Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

▪ Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2009.

▪ Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

▪ Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2005.

▪ Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

▪ Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

▪ Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

▪ Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

▪ Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001

▪ Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

Литература для детей:

▪ Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

▪ Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

▪ Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

▪ Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

▪ Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

▪ Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

▪ Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

▪ Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2010.

▪ Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2012.

▪ Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2012.

▪ Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

▪ Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

▪ Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

▪ Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2012.

▪ Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2012.

Электронные ресурсы

artlib.ru /   artchive.ru /   https://stranamasterov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Изостудия «Веселая палитра»

Направленность: художественнаяНормативный срок освоения программы:- от 7 до 10 лет – 4 года (1 час в неделю – ФГОС)...

Статья на тему: "Востребованность школьниками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ военно - патриотической направленности"

В данной статье приведены данные по востребованности программ военно – патриотической направленности в учреждениях дополнительного образования России. К сожалению востребованность программ военн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Изостудия" (разноуровневая)

В рамках Соглашений о реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка», заключенного между Департаментом Смоленской области по образованию и науке и муниципальными районами мною бы...

Статья "Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ как эффективное средство профилактики пожароопасного поведения детей и подростков"

В статье освещаются вопросы возможности использования ДООП как средства профилактики пожароопасного поведения детей и подростков.Статья легла в основу доклада автора на 3 городской научно-практической...

СТАТЬЯ "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ПДД"

доклад на районном семинаре для участников конкурса методических материалов (среди педагогов) по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильных смен "Колорит изобразительного искусства"

Направление- искусство для учащихся 14 лет. Развитие образного и пространственного мышления, фантазии.Беседа о значении произведений искусства и их вклад в общественную культуру. Основы цветоведения. ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...