Использование дидактических материалов на уроках ИЗО
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Дидактические материалы, которые я использую в своей работе помогают учащимся освоить систему знаний по предмету ИЗО, овладеть изобразительными умениями и навыками, и способами познавательной и информационно – коммуникативной деятельности, а также анализом своих работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических материалов на уроках ИЗО
Дидактические материалы, которые я использую в своей работе помогают учащимся освоить систему знаний по предмету ИЗО, овладеть изобразительными умениями и навыками, и способами познавательной и информационно – коммуникативной деятельности, а также анализом своих работ.
Основными видами дидактического материала на моих уроках являются раздаточные карточки по 1 на парту или каждому ученику. В таблице, которая находится ниже, представлены все эти виды и пояснения к ним. Раздаточный материал я использую на каждом уроке наряду с наличием большого количества наглядности на доске для того, чтобы учащиеся имели возможность как можно ближе и подробнее ознакомиться с новым по теме урока или повторили и вспомнили старое, уже изученное и использовали для создания своих работ. Конечно же, на своих уроках я стараюсь менять виды раздаточного материала в зависимости от темы и задания к ней. Набор количества раздаточных карточек – от 15 (по количеству парт) до 25 (по количеству учащихся). Нередко использую 1 – 3 набора. Дидактический материал к урокам ИЗО делаю сама, используя для этого большое количество иллюстраций и с минимумом текста. Учащиеся умеют пользоваться таким материалом и работы их получаются интересные и оригинальные. Примеры дидактического материала (№1,2) можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИИ.
Дидактический материал | Примеры Название Класс | Применение |
1.Тесты проверочные и контрольные | По темам: - искусствознание; -виды ИЗО: живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ; - первобытное искусство; - искусство Древнего Египта; - искусство Древней Греции и Рима; - Искусство средневековой Западной Европы; - искусство эпохи Возрождения; - искусство России. (5 – 8 классы) | Используются для закрепления нового материала по теме урока, как индивидуально, так и в парах, по группам. Используются для проверки знаний уч-ся (индивидуально). |
2.Шуточные и игровые задания и тесты. | - Художественные омонимы. - Анаграммы. - Загадки и шарады. - Словесное сложение. - Верификатор. - и другие. (5 – 8 классы) | Используются (индивидуально, в парах, группах) для повторения и закрепления знаний. Используются для эмоциональной разрядки, снятия напряжения и поднятия хорошего настроения. |
3.Раздаточный материал: - Схемы – таблицы - Карточки с заданиями - Карточки для сравнения - Игровые карточки - Таблицы с поэтапной работой над изображением | «Символы древних образов сил природы: знаки воды, земли, солнца и растений» (5 класс) Кроссворды по теме: «Музеи мира и России» (7 класс) «Храмы и кремли Руси и России» (8 класс) «ИЗО лото» (5 – 6 классы) «Построение изображения головы человека в пространстве» (6 класс) | Использование на каждом учебном занятии (индивидуально). Использование для росписи чаши-календаря, русской прялки, полотенца и народных костюмов. Ознакомление, закрепление и применение на практике. Использование для закрепления и повторения темы. Уметь сравнить изображения и определить различие в архитектуре. Использование для закрепления нового материала и повторение ранее пройденного. Используются для проверки знаний по цветоведению, русских народных промыслов, видов ИЗО. Использование для ознакомления с новым материалом по теме: «Изображение человека». |
4. «Музей в чемодане» | 5 – 8 классы | Использование на уроке в оставшееся свободное время от практической работы (уч-ся уже справился с темой) для повышения своей художественной грамотности. |
5.Шаблоны: - фигуры человека - предметов | Кукла – шаблон для создания костюмов различных исторических эпох (5 класс) «Развёртки геометрических тел» (6 класс) | Используются для экономной траты времени над изображением, ознакомления с новым материалом. |
Мне очень нравиться работать над дидактическим материалом. Хочется, чтобы каждый урок запомнился моим ученикам, и они научились бы чему-то новому и интересному.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проверочные тесты.
Предлагая данные тесты, можно вовлечь учащихся в активное обсуждение любой темы по изобразительному искусству, на уроке контроля и обобщения знаний развить творческую дискуссию. Они могут быть использованы для повторения уже пройденного материала, а также в качестве домашнего задания.
Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.
1.графика
2.живопись
3.скульптура
4.ДПИ
Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.
1.натюрморт
2.пейзаж
3.портрет
4.анимализм
Пейзаж, документально и точно изображающий вид определённой местности или города, который выполнялся с натуры.
1.марина
2.ведута
3.обманка
4.пленэр
Что означает слово «графика»?
- «изображаю»
- «рисую»
- «пишу»
- «вырезаю»
Что не использует графика?
1.пятно
2.оттенок
3.точка
4.линия
Живопись одним цветом, чаще всего серым.
1.гризайль
2.акварель
3.силуэт
4.монотипия
К ахроматическим цветам относятся:
1.чёрный 4.белый
2.красный 5.серый
3.жёлтый 6.синий
Красный, синий, жёлтый – это:
1.холодные цвета
2.тёплые цвета
3.основные цвета
4.составные цвета
Техника живописи и графики, использующая прозрачные водорастворимые краски.
1.акварель
2.темпера
3.пастель
4.гуашь
Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
1.колорит
2сюжет
3.композиция
4.перспектива
В каком жанре работали художники: И.Шишкин, И.Левитан, А.Саврасов, И. Айвазовский?
1.портрета
2.натюрморта
3.пейзажа
4.анималистическом
О какой картине Левитана русский писатель А.П. Чехов сказал: «Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор».
1.Вечер на Волге
2.Берёзовая роща
3.Тихая обитель
4.Осень. Мельница
Шуточные задания и игровые задания.
Художественные омонимы.
Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)
Не только линия, дающая наглядное представление о характере изменения функции, но и художник. (График)
Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть)
Не только характер, нрав и темперамент человека, но и реальные объекты действительности, которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. (Натура)
Не только король Таиланда, для которого строился Золотой дворец, но и оправа для картины. (Рама)
Расширяем кругозор.
Как называется ящик для хранения красок, палитр и набросков? (Этюдник)
Назовите самый древний рисовальный материал. (Уголь)
Какое слово хорошо знакомо не только художникам, но и музыкантам и шахматистам. (Этюд)
Скажите по-французски «открытый воздух», если для знакомых с искусством это воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. (Пленэр)
Как называли русских художников, которые отправлялись на учёбу в Европу за казённый счёт? (Пенсионеры)
Его фамилия означала по-гречески «золотых дел мастер», но он стал великим художником. (Архип Иванович Куинджи)
Назовите главного «натурщика» Айвазовского. (Море)
Анаграммы.
Переставьте буквы в словах так, чтобы из них получилось новое слово.
КАРКАС – К _ _ _ _ _ (материал для рисования). (Краска)
МОЛЬБА – А_ _ _ _ _ (сборник репродукций, фотографий). (Альбом)
НАНОМЕТР – О_ _ _ _ _ _ _ (живописное украшение). (Орнамент)
ШВЕД + РЕ – Ш _ _ _ _ _ (образцовое создание мастера). (Шедевр)
Словесное сложение.
Отгадайте слова – слагаемые и получите слово – сумму.
Воронье слово + густые водоросли = произведение живописи.
К _ _ _ _ _ _ _ (Кар + Тина = Картина)
Нота + краска для рисования = подрисовка для исправления рисунка.
Р _ _ _ _ _ (Ре + Тушь = Ретушь)
Марка нашего самолёта + команда собаке = вид спереди.
А_ _ _ _ (Ан + Фас = Анфас)
Загадки и шарады.
В раме волны, бригантина –
На стене висит … (картина)
Нарисую все я сказки,
Мне помогут в этом … (краски)
Вдохновения заложник,
У мольберта наш …(художник)
Первое – синоним единицы,
Для него не надобно трудиться.
На второе в институте ходят,
Два часа на это там отводят.
Слово ж целое увидите в музее
И, конечно же, в картинной галерее. (Кол + Лекция = Коллекция)
Зазеркалье в мире искусства.
В Зазеркалье все слова во фразах – перевёртыши: каждое слово заменено на антоним или другое слово.
Узнайте картину.
«Петербургская улочка». («Московский дворик», Поленов)
«Рассвет в лесу». («Закат в степи», Куинджи)
«Заморозки». («Оттепель», Васильев)
«Пшеница». («Рожь», Шишкин)
«Белый круг». («Чёрный квадрат», Малевич)
Верификатор.
Скажи «да» или «нет» на утверждение.
Этюдник – это книжка с нотами этюдов. (Нет. Это специальный плоский ящик с принадлежностями для рисования, живописи и местом помещения этюда.)
Художники – профессионалы предпочитают коленкоровые кисти. (Нет, колонковые.)
Живописцев, работающих маслом, во много сотен раз больше, чем акварелистом. (Да.)
До XVIII века в Англии не было ни одного художника, писавшего жанровые картины или пейзажи. (Да. Живописцы в основном писали парадные портреты.)
Силуэт – это фамилия важного французского вельможи. (Да. Жил во Франции в XVIII веке Этьен де Силуэт. Служил он при дворе короля Людовика XV и занимал пост министра финансов. О его скупости, расчётливости и подозрительности было сложено множество анекдотов. Однажды на господина Силуэта кто-то из придворных нарисовал необычную карикатуру в виде тени. И подписал: «Силуэт». С тех пор «силуэтом» стали называть все контурные плоские изображения, словно тени, повторяющие очертания предметов.)
Картина Георгия Нисского «Радуга» написана с натуры. (Нет. Её художник написал по воображению, вдохновлённый «Радугой» Архипа Куинджи.)
Третьяковская галерея в Москве названа в честь Владислава Третьяка, знаменитого хоккейного вратаря. (Нет, в честь Павла Третьякова, основавшего её в 1856 г.)
Пазл «Составь картину».
Из кусочков – пазлов составь картину, определи её название и автора по приведённому тексту:
«Великий русский пейзажист второй половины XIX века. Жил с 1832 по 1898 год. После долгих лет учения в Москве, затем в петербургской Академии художеств, в Германии и Швеции всю свою творческую жизнь посвящает изображению русской природы. Он забирается в самые глухие чащи, наблюдая жизнь леса. С тщательностью исследователя он зарисовывает листья, цветы и травы, однако образ русской природы, созданный им, всегда эпичен, монументален и величав. Он был одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок».
Ответ: Иван Иванович Шишкин и его работа «Корабельная роща» - последняя большая картина, необыкновенно цельная и монументальная по композиции, выполненная в мажорной красочной гамме, как бы пронизанной солнечным светом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы к уроку по теме "Компьютерные сети" и "Моделирование"
Данные дидактические материалы(презентация, тесты) могут быть использованы на уроках информатики в 9 классе при изучении темы "Компьютерные сети" и "Моделирование"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/05/picture-45254.jpg)
Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски
Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/05/picture-45254.jpg)
Методические рекомендации по использованию дидактических материалов для интерактивной доски
Дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения ACTIVIspire 1.4 для интерактивной доски ActivBoard серии 500Pro, (можно использовать для других видов досок) представляет собой...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/05/picture-335150-1383676060.jpg)
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569520-1421836512.jpg)
Использование дидактических материалов для организации работы учащихся с ОВЗ на личностно-ориентированных уроках по математике
Использование дидактического материала...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-577901-1426458291.png)
Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников
В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/07/picture-1257852-1594141662.png)
Использование дидактических материалов для закрепления оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.
В статье представлены некоторые авторские дидактические материалы, способствующие закреплению оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников....