Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Санчы Аржаан Адар-оолович

Помощь молодым коллегам по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством народного художника России, академика  РАО и РАХ Б. М. Неменского (М.: Просвещение, 2010). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (далее УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).

Учебник  Изобразительное искусство.  Искусство жизни человека. 6 класс : учеб. общеобразоват. организаций /  Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – 2-е изд. – Просвещение, 2013. – 175 с.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству в 6 классе.

  • дать обучающимся представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении предмета «изобразительное искусство» в 6 классе;
  • конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 6 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения и контингента обучающихся.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Обучения отражают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, включающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России). Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям народов России и народов мира.
  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении.
  • Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие современного мира.
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.
  • Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации).

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты обучения отражают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Регулятивные УУД

  • Умение организовывать свою деятельность в процессе познания изобразительного искусства, самостоятельно определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применения этих целей на практике.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей в художественной деятельности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей художественной деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в художественно-творческой деятельности.

Познавательные УУД

Активно использовать основные интеллектуальные операции в синтезе с художественным восприятием изобразительного искусства; умения наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл и специфику художественного образа; различать особенности изобразительного языка, художественных средств выразительности; описывать и классифицировать изученные объекты и явления пластических искусств, используя для этого специальную терминологию; структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия изобразительного искусства.

  • Смысловое чтение: умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу изобразительного искусства; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования энциклопедий и словарей по изобразительному искусству и других поисковых систем.
  • Развитие стремления к самостоятельному общению с произведениями искусства и художественному самообразованию.

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную художественную (образовательную и творческую) деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей художественной деятельности.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: обучающийся сможет целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др. по тематике изобразительного искусства.

Предметные результаты:

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства

Классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира

Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения

Простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений

Навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь)

Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел

Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта

Применять перспективу в практической творческой работе

Навыкам создания пейзажных зарисовок

Различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива

Различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.)

Определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле

Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники

Различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм

Различать и характеризовать виды портрета

Пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами

Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов

Использовать графические материалы в работе над портретом

Использовать образные возможности освещения в портрете

Называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и определять их произведения

Навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека

Навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа

Приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя графические материалы

Объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи

Изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом

Характеризовать временные и пространственные искусства

Понимать разницу между реальностью и художественным образом

Представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и

Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
  4. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности.

  • Викторины.
  • Кроссворды.
  • Отчётные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ.
  • Тестирование.

Количество часов в год– 34, из них в неделю – 1.

Количество часов по четвертям зависит от календарного графика на учебный год.

Учебник - «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского. М.: Просвещение, 2011.

Содержание учебного предмета:

Учебный материал подается по тематическому принципу и формируется                                          из 4 разделов:

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)

«Мир наших вещей; натюрморт» ( 8 часов)

«Вглядываясь в человека; портрет» ( 10 часов)

«Человек и пространство; пейзаж» (8 часов)

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»  (8 часов)

(Изобразительное искусство; семья пространственных искусств; рисунок – основа изобразительного творчества; линия и её выразительные возможности; ритм линий; пятно как средство выражения; ритм пятен; цвет; основы цветоведения; цвет в произведениях живописи; объёмные изображения в скульптуре; основы языка изображения);

«Мир наших вещей; натюрморт» ( 8 часов)

Мир наших вещей; натюрморт (реальность и фантазия в творчестве художника; изображение предметного мира – натюрморт; понятие формы; многообразие форм окружающего мира; изображение объёма на плоскости и линейная перспектива; освещение; свет и тень; натюрморт в графике; цвет в натюрморте; выразительные возможности натюрморта);

«Вглядываясь в человека; портрет» ( 10 часов)

Вглядываясь в человека; портрет (образ человека – главная тема в искусстве; конструкция головы человека и её основные пропорции; изображение головы человека в пространстве; портрет в скульптуре; графический портретный рисунок; сатирические образы человека; образные возможности освещения в портрете; роль цвета в портрете; великие портретисты прошлого; портрет в изобразительном искусстве 20 века);

«Человек и пространство; пейзаж» (8 часов)

Человек и пространство; пейзаж (жанры в изобразительном искусстве; изображение пространства; правила построения перспективы; воздушная перспектива; пейзаж – большой мир; пейзаж настроения; природа и художник; пейзаж в русской живописи; пейзаж в графике; городской пейзаж; выразительные возможности изобразительного искусства; язык и смысл).

        Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

        

Календарно-тематический план

урока

Тема

Количество

часов

Дата проведения

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)

Изобразительное искусство и семь пластических искусств.

1

Рисунок – основа изобразительного творчества.

1

Линия и её выразительные возможности.

1

Пятно как средство выражения. Композиция как

ритм пятен.

1

Цвет. Основы цветоведения.

1

Цвет в произведениях живописи

1

Объёмные изображения в скульптуре.

1

Основы языка изображения.

1

«Мир наших вещей; натюрморт» ( 8 часов)

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

Понятие формы.

Многообразие форм окружающего мира.

1

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

1

Освещение. Свет и тень.

1

Натюрморт в графике.

1

Цвет в натюрморте.

1

Выразительные возможности натюрморта

(обобщение темы).

1

«Вглядываясь в человека; портрет» ( 10 часов)

Образ человека – главная тема в искусстве.

1

Конструкция головы человека и её пропорции.

1

Изображение головы человека в пространстве.

1

Графический портретный рисунок и

выразительный образ человека

1

Портрет в скульптуре.

1

Сатирические образы человека.

1

Образные возможности освещения в

портрете.

1

Портрет в живописи.

1

Роль цвета в портрете.

1

Великие портретисты (обобщение темы).

1

«Человек и пространство; пейзаж» (7 часов)

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

1

Правила линейной и воздушной

перспективы.

1

Пейзаж – большой мир.

Организация изображаемого пространства

1

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

Пейзаж в графике.

1

Городской пейзаж.

1

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.

1

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе.

Знания и умения учащихся.

(Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 6 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учётом примерной программы.).

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

  • О месте и значении изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека.
  • О существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи.
  • Основные виды и жанры изобразительного искусства; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства.
  • Ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве.
  • Особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников- пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта.
  • Основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива.
  • Общие правила построения изображения головы человека.
  • О ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей.
  • О разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки
  • Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
  • Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
  • Создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению.
  • Активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

ЛИСТ КОРЕКТИРОВКИ

урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

по факту



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями  и дополнениями);

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81);

 

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598 - 20 «Санитарно—эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 Программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство, 5-8 классы в соответствии с авторской программой Неменского Б.М., Неменской Л.А., Горяевой Н.А., Питерских А.С.

                   

Цели и задачи.

Целью уроков изобразительного искусства в 7 классе является развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

 Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика предмета.

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

        Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

        Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

        Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти  знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

        Изучение конструктивных искусств в 7 классе  прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

     

         Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
  • понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
  • освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
  • воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

  • овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

в познавательной сфере:

  • овладение средствами художественного изображения;
  • развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

в ценностно-ориентационной афере:

  • формирование активного отношения к традициям культуры  как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

  • обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

в познавательной сфере:

  • развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
  • формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
  • развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
  • получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

в познавательной сфере:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т. е. в процессе создания художественных образов;
  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
  • диалогический подход к освоению произведений искусства;
  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т. д.

Результаты освоения учебного предмета и система оценки.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывании суждений о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

К концу учебного года учащиеся должны

знать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

уметь:

  • конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.

Оценка достижения планируемых результатов.

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. 

  1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обучения. Практическая работа.
  2. Текущий контроль в виде практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
  3. Итоговый контроль. Методы диагностики – конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект.

Критерии оценивания творческих работ являются следующие параметры:

  • техническая реализация (как решена композиция): правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание, название рисунка);
  • техника выполнения (владение техникой): как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
  • оформление (общее впечатление от работы): оригинальность, цветовое решение, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении работы. Аккуратность всей работы.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5»: ученик проявил самостоятельность в выборе содержания, вышел на эмоциональную выразительность. Появилось отношение автора к содержанию рисунка. Умеет владеть техникой и материалами.

Оценка «4»: оригинальный замысел, эмоциональная выразительность рисунка, передача динамики. Художественно-графическими материалами автор владеет слабо.

Оценка «3»: замысел рисунка не имеет развитой формы, нет передачи эмоциональной выразительности и динамики состояния персонажей и объектов, хотя графически работа выполнена правильно.

Оценка «2»: стереотипный рисунок. Ученик не проявил самостоятельности в выборе содержания рисунка, а шел по пути репродуцирования, не проявил свой творческий потенциал.

В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может  быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

  • «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». 7класс:

учебник для общеобразовательных организаций /А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016.

  • Уроки изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные разработки. 7 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. Е. Гуров, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017.

Образовательная программа ОУ предусматривает:

В соответствии с расписанием занятий в 7 классе учебный предмет «Изобразительное искусство» будет реализован в объёме 34 часов (согласно расписания).

  • количество учебных дней в неделю – 5;
  • количество часов по предмету в неделю – 1 час

Содержание учебного предмета.

 Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Часть 1. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

Глава 1. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!» Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметрическая и ассиметрическая, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст. Прямые линии и организация пространства. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Цвет — элемент композиционного творчества.  Свободные формы: линии и пятна. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Глава 2. Буква — строка — текст.  Искусство шрифта. Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.

Глава 3. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная целостность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.

Глава 4. В бесконечном море книг и журналов. Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.

Часть 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

Глава 1. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Глава 2. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Деталь и целое. Модуль. Важнейшие архитектурные элементы здания. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.

Глава 3. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времни. Красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.

Глава 4. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль и значение материала в конструкции. Роль цвета в формотворчестве. Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.

 

 

Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Глава 1. Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.

Глава 2. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры и дизайна. Архитектурная и градостроительная революция ХХ века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Глава 3. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.

Глава 4. Вещь в городе и дома. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индививидуализации городской среды. Связь между архитектурой и человеком. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.

Глава 5. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственного конструктивного мышления. Технология макетирования.

Глава 6. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.

 

 

Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

Глава 1. Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера. Дизайн и архитектура моего сада. Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.

Глава 2. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Психология индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Искусство грима и прически. Форма лица и прически. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке. Имидж: лик или личина? Сфера имидж – дизайна. Моделируя себя — моделируешь мир. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу».

Тематическое планирование.

Этот учебный год посвящён художественному миру конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Рассматриваются композиционные основы создания форм рукотворного мира.

Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.  

В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа;

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

- изучение художественного наследия;

- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;

- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

п/п

Раздел учебной программы

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

1

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. (8 часов).

Мир который создает человек.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Восприятие сообщения. Просмотр презентации. Изучение материала. Обсуждение. Оценивание. Алгоритм выполнения задания.

Выполнение практического задания. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Прямые линии и организация пространства.

Цвет – элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и пятна.

Буква – строка – текст.

Искусство шрифта.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

Многообразие форм полиграфического дизайна.

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).

Объект и пространство. 

От плоскостного изображения к объёмному макету.

Соразмерность и пропорциональность.

Восприятие сообщения. Просмотр презентации. Изучение материала. Алгоритм выполнения задания. Поиск необходимой информации.

Выполнение практического задания. Анализирование и оценивание. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Архитектура – композиционная организация пространства.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое.

Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.

Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

Форма и материал.

Роль и значение материала в конструкции.

Цвет в архитектуре и дизайне.

Роль цвета в формотворчестве.

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.(11 часов).

Город сквозь времена и страны.

Восприятие сообщения. Просмотр презентации. Изучение материала. Обсуждение. Оценивание. Алгоритм выполнения задания. Поиск необходимой информации.

Выполнение практического задания. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города.

 Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе. Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – пространственно-вещевой среды.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

(7 часов).

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего жилища.

Восприятие сообщения. Просмотр презентации. Изучение материала. Алгоритм выполнения задания.

Выполнение практического задания. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Интерьер, который мы создаём. Дизайн среды твоего дома.

Дизайн и архитектура моего сада.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.

Грим и причёска в практике дизайна.

Заключительный урок

Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела.  Тема урока

Кол-во часов

Дата

Проведения

Раздел №1. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

8 ч.

план

Факт

1.

Мир, который создает человек.

1

 

Часть 1. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.

7 ч

 

 

Глава 1. Основы композиции в конструктивных искусствах.

 

 

2.

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»

1

 

3.

Прямые линии и организация пространства.

1

 

4.

Цвет — элемент композиционного творчества. 

1

 

5.

Свободные формы: линии и пятна.

1

 

Глава 2. Буква — строка — текст. 

 

 

6.

Искусство шрифта.

1

 

Глава 3. Когда текст и изображение вместе.

 

 

7.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

1

 

Глава 4. В бесконечном море книг и журналов.

 

 

8.

Многообразие форм графического дизайна. Проектирование книги (журнала).

1

 

Часть 2. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

8ч.

 

 

Глава 1. Объект и пространство.

 

 

9.

От плоскостного изображения к объемному макету.

1

 

10.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

 

Глава 2. Конструкция: часть и целое.

 

 

11.

Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

1

 

12.

Важнейшие архитектурные элементы здания. Проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов зданий.

1

 

Глава 3. Красота и целесообразность.

 

 

13.

Вещь как сочетание объемов и образ времени.

1

 

14.

Форма и материал.

1

 

Глава 4. Цвет в архитектуре и дизайне.

 

 

15.

Роль цвета в формотворчестве.

1

 

16.

Обобщающий урок  по теме «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств». Проект «Макетное цветовое решение».

1

 

Часть 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

11ч.

 

 

Глава 1. Город сквозь времена и страны.

 

 

17.

Образ материальной культуры прошлого. Историко-художественный проект «Фотоколлаж с кратким описанием стиль в архитектуре».

1

 

Глава 2. Город сегодня и завтра.

 

 

18.

Пути развития современной архитектуры и дизайна. Графический проект «Визитная карточка города или своего села».

1

 

Глава 3. Живое пространство города.

 

 

19.

Город, микрорайон, улица. Графическая схема организации городского или сельского пространства.

1

 

Глава 4. Вещь в городе и дома.

 

 

20.

Городской дизайн. Создание коллажно-графической композиции. Дизайн-проект «Витрина магазина».

1

 

21.

Интерьер и вещи в доме. Дизайн  пространственно-вещной среды интерьера.

1

 

Глава 5. Природа и архитектура.

 

 

22.

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

 

23.

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

 

24.

Проект «Русская усадьба».

1

 

Глава 6. Ты — архитектор.

 

 

25.

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

1

 

26.

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

1

 

27.

Проект архитектурного образа города «Сказочный город» или «Город будущего».

1

 

Часть 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

7ч.

 

 

Глава 1. Мой дом — мой образ жизни.

 

 

28.

Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

1

 

29.

Интерьер, который мы создаем.

1

 

30.

Пугало в огороде, или… Под шепот фонтанных струй.

1

 

Глава 2. Мода, культура и ты.

 

 

31.

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

 

32-33.

Встречают по одежке.  Проектирование  живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодежного костюма.

1

 

34.

Автопортрет на каждый день. Макияж.

1

 

35.

Обобщение по курсу «Дизайн и архитектура в жизни человека».

1

 

ЛИСТ КОРЕКТИРОВКИ

урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...