технологическая карта по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Сандаш Ноябрина Максимовна

Тема

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Цели урока

•  закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета.

•  систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задачи.

 

Личностные:

- Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию,

прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

- Активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Метапредметные:

- Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

- Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

- Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

Предметные:

- Изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека,

формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.

 

Оборудование к уроку

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, магнитофон, образцы работы учителя.

Презентация к уроку.

Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь.

Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина.

Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь»

Цветовой ряд: спектр теплых и холодных цветов.

Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель.

Шаблоны овала лица.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_graficheskiy_portretnyy_risunok_1.docx295.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18

имени первого министра просвещения Тувинской Народной Республики Лопсана-Кендена Ооржака Мижита-Доржуевича»

 города Кызыла Республики Тыва  

(МБОУ «СОШ № 18 им. О.М-Д. Лопсана-Кендена г. Кызыла)




Технологическая карта

по изобразительному искусству

Тема: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.»

(для учащихся 6 класса).








Учитель изобразительного искусства

Сандаш Н.М.



г. Кызыл. 2023

Технологическая карта урока изобразительного искусства для 6 класса

Тема

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Тип урока

Урок систематизации знаний.

Цели урока

•  закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета.

•  систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задачи.

Личностные:

- Воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию,

прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

- Активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Метапредметные:

- Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

- Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

- Формулирование и развитие гражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

Предметные:

- Изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека,

формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.

 

Оборудование к уроку

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, магнитофон, образцы работы учителя.

Презентация к уроку.

Зрительный ряд: репродукция картины художника – сказочника М.Врубеля «Царевна-Лебедь.

Литературный ряд: русские народные сказки, сказки С.Пушкина.

Музыкальный ряд: Ш. К. Сен-Санс «Лебедь»

Цветовой ряд: спектр теплых и холодных цветов.

Материалы: альбомный лист, простой карандаш, акварель.

Шаблоны овала лица.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Звучит музыка «В мире много сказок»

О чем была песня?

Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в мир сказок.

Но чтобы туда попасть, давайте проверим нашу готовность к уроку.

Для дальнейшей работы нам нужно разделиться на три группы. Перед вами на партах лежат листочки. На них написаны существительные.

  1. Пятнышки
  2. Линии
  3. Штришки

- О сказках

Занимают свои места, приветствуют присутствующих

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний

 (слайд 2)

- Что такое  селфи? Когда не было фотоаппаратов и телефонов, как изображали человека?

- Каким материалом  можно нарисовать портрет?

- Каким словом можно объединить эти материалы

ученики формируют содержание темы урока

- Фотография самого себя.

- Рисовали. Портрет.(слайд 5)

- восковыми мелками, карандашами, цветными ручками.

- Графические.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Постановка учебной задачи

Назовите тему сегодняшего урока

(слайд 6)

Запишите тему урока на правом листке начиная с левого верхнего угла: «Графический портретный рисунок и выразительность образа человека» 

- Как вы думаете, чему вы должны научиться?

 

Ученик ставит перед собой цель и задачу, называет тему, записывают в альбом.

Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

Систематизация и закрепление знания

В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники раскрывают характеры.

Вот и мы на уроке будем учиться раскрывать характер женских образов, попытаемся изобразить красками (восковыми мелками) портрет сказочных персонажей. (Слайд № 1)

- Какие бывают сказки?

- В русских народных сказках, авторских сказках, сказках народов мира вы встречаетесь с разными персонажами.

- Давайте поговорим о них: какие они и как мы к ним относимся.

- Назовите кого-нибудь и попробуйте дать характеристику одного из женских персонажей, н/р, из русских народных сказок или сказок А.С.Пушкина. («Морозко», «Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»).

1. Отрицательные женские образы:

- Послушайте отрывок из русской народной сказки. Как называется сказка и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Гуси-лебеди» (слова Бабы-Яги):

«Девочка вошла в избушку?

Здравствуй, бабушка! —

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? —

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

- Садись покуда кудель прясть» (Баба-Яга)

- Правильно. Баба-Яга – отрицательный или положительный персонаж сказки? (отрицательный) (Слайд № 2, 3).

2. – Послушайте следующий отрывок и угадайте название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки «Морозко» (слова Мачехи), показывая (Слайд 4):

«- Вези, вези её, старик, - говорит мужу,

- куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали!

Вези её в лес, на трескучий мороз» (Мачеха)

- Молодцы! Какой это персонаж? (отрицательный) (Слайд № 4, 5).

3. – Следующий отрывок послушайте и назовите название сказки и чьи это слова?

Учитель читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слова Старухи):

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с неё корыто,

Наше-то совсем раскололось». (Старуха)

- Правильно. Какой персонаж Старуха? (отрицательный) (Слайд № 6, № 7)

2. Положительные женские образы

- А теперь давайте вспомним положительные женские образы в сказках.

- Кто мне их назовёт? (Слайд № 8)

- Те сказки, которые мы вспомнили сейчас, есть в них добрые героини? Красная девица, Падчерица, Падчерица из сказки «Морозко» (Слайд № 9, 10, 11).

III. Сравнение разных образов в литературе, музыке, изобразительном искусстве.  

Положительные  образы: прекрасные, нежные, добрые, кроткие, стройные, изящные. 
Отрицательные образы: безобразные, злые, коварные, завистливые, ленивые. 

Литературные образы:

А. Пушкин « Сказка о царе Салтане»

«За морем царевна есть,                                                            

Что не можно глаз отвесть:                                                                                                           
...Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.                                                                                       А сама-то величава,                                                                     

Выступает, будто пава;                                                                                   

А как речь-то говорит,                                                                         

Словно реченька журчит... (Царевна - Лебедь)

 - Из какой сказки изображён герой на этом рисунке? (Слайд № 12)

- Верно. Эта героиня из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» - Царевна-Лебедь.

Работа с репродукциями художников.

- А вот русский художник Михаил Александрович Врубель (Слайд № 13)

представил Царевну-Лебедь такой. (Слайд № 14)

(Дети рассматривают репродукцию художника и определяют характер героини)

- Какой характер у героини?

- Царевна-Лебедь добрый или злой персонаж сказки? (добрый, помогает князю Гвидону)

 Как художник передает положительный образ героини?
- Опишите  царевну. (Белолица, мила, скромна, глаза добрые, вся она излучает тепло и приветливость.)

3. Прослушивание музыкального произведения Ш.К. Сен-Санс «Лебедь».

- А теперь, послушайте музыкальное произведение французского композитора Шарля Камиля Сен-Санса, которое называется - «Лебедь». (Слайд № 15)

- Понравилось вам произведение? Какая была музыка спокойная или громкая?

- Мелодичная, плавная или быстрая?

- Подходит ли это музыкальное произведение к литературному образу Царевны-Лебедь А.С. Пушкина?

- Сколько людей живет среди нас, внешне очень красивых, но злых и черствых. Много внешне страшненьких, но очень добрых и отзывчивых. Наблюдая за теми и другими, художники, поэты и музыканты создают живые образы.

Ученики отвечают на поставленные вопросы

Ученики просматривают слайды презентации

- Русские народные, авторские (литературные), зарубежные, сказки народов мира

Ученики приводят свои примеры ответов.

Ответы учеников.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия.

 (слайды 31-33) Предлагает просмотреть слайды с различными персонажами сказок.

- Что означает слово «Физиогномика»?

Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Динамическая пауза

Упражнение» Зеркальное рисование» 

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля

(слайд 34)

Учащиеся рисуют в воздухе,  одновременно обеими руками зеркально-симметричные буквы слова «герб»

Личностные

Творческая практическая деятельность

Схема построения поможет вам правильно нарисовать портрет. На доске даны три варианта построения:

Фас – спереди;

Три четверти – чуть в повороте;

Профиль – в боку.

Сегодня нам нужна только первый вариант. Фас. Также подсказки вы сможете найти в карточках.

- Приступаем к работе.

- В итоге проведем выставку лучших работ.

Учитель выявляет и устраняет ошибки в работах детей.

- Завершаем работы. Начинаем оформлять выставку. Прикрепите портреты магнитиками на доске.

- Домашнее задание: нарисовать автопортрет.

Учащиеся выполняют творческое задание.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

Рефлексия деятельности

Учитель организовывает рефлексию. (слайд 39)

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные;

Рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Нарисовать автопортрет  (слайд 40)

Личностные

Литература

  1. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.  
  2. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Авт.- сост. Стивен Слейтер.- Москва, 2008.
  4.  Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. — М., 2009.
  5. Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Русская культура).
  6. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
  7. Сайт:  Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
  8. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников

http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

  1. Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html

Конспект урока по изобразительному искусству с презентацией по ФГОС, 3  класс. УМК «Планета Знаний». Портреты сказочных героев

Конспект урока по изобразительному искусству с презентацией по ФГОС, 3  класс. УМК «Планета Знаний». Портреты сказочных героев

Конспект урока по изобразительному искусству с презентацией по ФГОС, 3  класс. УМК «Планета Знаний». Портреты сказочных героев

Конспект урока по изобразительному искусству с презентацией по ФГОС, 3  класс. УМК «Планета Знаний». Портреты сказочных героев

Урок изобразительного искусства во 2-м классе "Образ человека и его  характер"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 6 классе "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека".

Кончсект урока ИЗО в 6 классе по программе Б.М.Неменского....

презентация к уроку для 6 класса по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека"

презентация к уроку для 6 класса по теме "Графический портретный рисунок и выразительность образа человека"...

Технологическая карта к уроку английского языка "Учимся выразительно читать стихотворение"

Данная технологическая карта разработана к уроку английского языка по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English". Интересный урок , связанный с прочтением стихотворения А.С. Пушкина Winter morning на а...

Технологическая карта урока ОБЖ в 6 классе "Здоровый образ жизни и охрана здоровья. Берегите зрение!"

Цель  урока: Достижение планируемых образовательных результатов.Планируемые  образовательные  результаты:Предметные:- сформировать знания о здоровом образе жизни, его составляющих;Метап...

Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» на тему "Образы героев в пьесе М. Горького «На дне»"

Цель: дать портретные характеристики героев пьесы их действий, психологических особенностей.Задачи:- образовательная: формировать представление о действующих лицах пьесы; отработать навык работы с дра...

Технологическая карта по учебной дисциплине Литература на тему "Образ Флягина"

Цель: дать  характеристику героя, , разобраться в особенностях русского национального характера.Задачи:- образовательная: отработать навык работы с текстом, аргументирование и доказательность, ра...