Технологическая карта по учебной дисциплине Литература на тему "Образ Флягина"
план-конспект на тему

Солоненчук Ирина Олеговна

Цель: дать  характеристику героя, , разобраться в особенностях русского национального характера.

Задачи:

- образовательная: отработать навык работы с текстом, аргументирование и доказательность, развитие монологической речи; выявить суть души русского человека, показать роль образа  Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения.

- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, рефлексивность, способность к самооценке.

- воспитательная: формировать ОК

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_obraz_flyagina.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» №  

ФИО преподавателя: Солоненчук Ирина Олеговна

Группа:  № 11 по профессии «Автомеханик»

Дата: 21.03.2015

Тема: Образ Флягина

Цель: дать  характеристику героя, , разобраться в особенностях русского национального характера.

Задачи:

- образовательная: отработать навык работы с текстом, аргументирование и доказательность, развитие монологической речи; выявить суть души русского человека, показать роль образа  Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения.

- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, рефлексивность, способность к самооценке.

- воспитательная: формировать ОК 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться друг с другом.

Оснащение: раздаточный материал по  группам (приложение 2,3,4), карточки-символы по профессии для осуществления жеребьевки, листки самооценки, рефлексии (приложение 5); правила работы в группе (приложение 1).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы, время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Технология, методы, формы обучения

Организационно-мотивационный

5-7  минут

Приветствует обучающихся.

Вы имеете право определить свое отношение к тому, что будет сейчас происходить. Вы можете делать вид, что присутствуете  на уроке, а можете принять, чего бы мне очень хотелось, участие в его организации. Итак, следуя нашей давней традиции, я приглашаю вас к диалогу:

- диалогу со мной;

- диалогу с самим собой;        

- диалогу друг с другом

и к диалогу с Лесковым и его  «очарованным» героем Иваном Флягиным,  о котором мы будем говорить сегодня на учебном занятии. Назывю тему учебного

занятия

А сейчас позвольте вопрос, который, на первый взгляд, не относится к теме. Трудно ли быть человеком? Были ли у вас в жизни минуты, когда хотелось быть кем-нибудь, но только не человеком?

А вот мнение одного поэта на этот счет:

Человек не хочет быть цветком,

Даже если б светлая пчела

Из него умелым хоботком

Сладость для грядущего брала.

Паучок волшебно тянет нить,

Слышит волк все шорохи во мгле-

Человек никем не хочет быть,

Только человеком на земле.

Спрашивал цветы и пауков,

Спрашивал зверей, какие есть:

Кто из вас, живущие, готов

В человечью шкуру нашу влезть.

Все качали головой подряд:

Дескать, лучше в поле иль дупле.

Ведь чертовски трудно, говорят,

Зваться человеком на земле.

В чем трудность человеческого бытия?

Трудно ли быть русским человеком?

Сегодня мы с вами будем говорить о человеке, русском народе, о смысле жизни, попытаемся почувствовать себя очарованными и ощутить боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ...  В настоящее время с экранов телевизора, со страниц газет и журналов виднейшие учёные, политики, писатели ведут разговоры о гибели русской культуры, о вырождении русского народа. За вами – будущее нашей страны. Но без осознания Родины и своей национальности каждым человеком это будущее не может быть достойным нас. Нам нужно понять, какие мы, русские, в чем  наша сила и слабость, иначе не будет развития.

Делит группу на 4 подгруппы, используя карточки-символы, связанные с профессией «Автомеханик» (машины).

Напоминает правила работы в группе.

Приветствуют преподавателя.

Записывают тему в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

Слушают стихотворение

Отвечают на вопросы.

Делятся на 4 подгруппы, рассаживаются по группам. Участвуют в жеребьевке.

Зачитывают правила в приложении № 1.

Технология проблемно-диалогического обучения

Деятельностный этап

Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас поработал и читателем,  и  философом, и экспертом.  И прежде чем вы ответите на вопрос:  «Каковы основные черты русского характера и русского менталитета?», я бы хотела вас попросить прочитать два высказывания о своеобразии русского характера, одно – философа серебряного века Н.Бердяева, а другое – нашего современника – М.Задорнова. работа с приложением 2.

Сегодня мы познакомимся с одним из образцов русского национального характера, который был нарисован Н.С.Лесковым в повести «Очарованный странник».

Почему Флягин назван странником?

(Странник   - это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни - не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности - ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни)

Раздает дидактический материал (приложение 3)

Сам Лесков называл своих героев праведниками. Это определение встречается у писателя очень часто: «И пошёл я искать праведных».

Как вы понимаете значение этого слова?

Праведник – 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью

2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственных и морали

Является ли, на ваш взгляд, И. Флягин праведником?

Сопоставьте мысль философа В. Розанова с характером героя повести " Очарованный странник " (приложение  4):

     

На сегодняшнем уроке мы, через образ Ивана Флягина попытались разобраться в особенностях русского национального характера.

В чем эта особенность?

(Русский человек со всем справится. Через образ русского крепостного человека показал Лесков нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе. Это основные черты русского национального характера)

Как вы думаете, как-то связаны проблемы сегодняшнего русского человека с теми вопросами, которые мы сегодня обсуждали?

Получают дидактический материал. Работают в группах по выполнению задания. От группы выступает один, остальные из этой же группы добавляют: дают ответ на вопрос.

Слушают, отвечают на вопрос.

Самостоятельно работают с материалами.

Дают  ответы на вопросы. 

Характерные черты

Бездумность

Бесстрашие

Смелость

Наивность, простодушие

Слепой азарт

Смекалка

Доброта

Любовь

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос

Сотрудничество

Этап подведения итогов, рефлексия

5 минут

Подводит итоги. Спрашивает результаты ответов.

На сегодняшнем уроке состоялся серьёзный разговор. Очень хотелось бы, чтобы он не прошёл бесследно. Также мне хочется, чтобы вы постоянно помнили слова Исаака Сирианина: «Сердце – корень, а если корень свят, то и ветви святы». Ведь вы уже стоите на пороге взрослой жизни, вам как раз предстоит наращивать «эти ветви»

Не забывайте о тех крыльях, которые есть в вас, в нас, во всём нашем народе.

Не нужно забывать о национальном достоинстве, о своих корнях, о своей истории, о своей культуре. Как говорил герой нашего  сегодняшнего урока Н.Лесков: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Чудная вещь старая сказка! Горе тому, у кого её не будет под старость».

“Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя.  Лесков попытался изобразить Русь святую и грешную, неправую и праведную. Как в сказке перед читателем открывается удивительная страна, населенная удивительными людьми. Праведники, народные умельцы, чудаки - всем найдется место в удивительной стране. Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. На Руси есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.

Просит заполнить листки самооценки (приложение 4)

Дает домашнее задание написать эссе: «Нужны ли сегодняшней России праведники?»  

Благодарит за учебное занятие.

Отвечают.

Заполняют.

Записывают домашнее задание

приложение  1

Правила работы в группе.

Помните: результат работы группы зависит от работы каждого!

При работе в группе соблюдайте следующие правила:

  • каждый участник группы имеет право высказывать свое мнение;
  • мнения каждого ценно и уважаемо всеми;
  • старайтесь высказывать свою точку зрения кратко и по существу.

При организации работы в группе рекомендуется:

  • составлять план действий;
  • распределить обязанности между членами группы;
  • осуществлять анализ работы группы.

Приложение 2

Задание: 1. Прочитайте цитаты.

2.Ответьте на вопрос: каковы основные черты русского характера

Н.Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью»

М.Задорнов: «Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.

Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.

Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».

Приложение 3

Задание.

  1. Законспектировать материал.
  2. Ответить на вопросы

- Какие черты русского национального характера подчёркивает Лесков в образе своего героя?

- Какие основные черты характера Ивана Флягина вы можете назвать?

Раздаточный материал для работы.

 Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

(а) природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты текста);

А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяновича, артиста и художника в душе, прежде всего, покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли "саженые березы", "и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул..." Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А вот как он рассказывает о курской ночи: "По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает". Даже в плену он может залюбоваться степью: "Ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется".            

б) живностью (история с голубями, речевая характеристика героя);

Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: "Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!"

в) привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая характеристика  героя);    

 Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов "инородцев". "Я все эти любопытные примеры на ум взял", — говорит Голован.

г) чужими нравами и обычаями (схватка татар под названием " наперепором "   показалась ему редким чудом);

д) музыкой (эпизод с гармонью) и песней

А как он умеет слушать песню, "томную-претомную, сердечнейшую", которая "так за душу и щиплет, так и берет в полон".

е) лошадьми, их красотой и совершенством;

И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее "веселой фантазией", ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего — ее красотой и совершенством. "Я в лошади красоту понимаю", — признается лесковский герой.

ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой),

Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: "Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется".

з) тишиной приобщения к Богу.

 (Все очарование объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони - все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины - родной народ. И все это - достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику, за них " очень помереть хочется ").

-   Определите духовно-нравственное состояние героя в ключевых эпизодах

Духовный рост 

Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит)

Пробуждение духа

Осознание грехов

Проповедь Николая Чудотворца и Христа

Борение плоти и духа

Праведность

 

  1. Крепостной форейтор. Побег
  2. В разбойниках
  3. В  " няньках ".
  4. Поединок.
  5. Плен.
  6. Возвращение на родину. Конэсер.
  7. Любовь.
  8. Под чужим именем.
  9. Монастырь. Прозрение.

У героя на протяжении рассказа несколько раз меняется имя. “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” – так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным

Приложение 4

"... Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых " падений ", вечное оплакивание подлинными и удостоверенными " праведниками " " грехов своих " - не есть только присказка и не есть уничижение, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, "братскому" в грехе».

(Свою задачу Лесков видел в поиске положительного героя, в «оправдании Руси» и в утверждении высокого призвания человека.

Праведник Лескова – большей частью человек невысокого звания, он не святой. Это простой человек, который живёт среди людей, скромный, незаметный.

Но если присмотреться, за внешней оболочкой увидишь редкой нравственной чистоты душу. Это распознание внутренне прекрасного в человеке, его человеческое достоинство, праведничество, понимаемое как человеколюбие, бескорыстное служение людям – литературное открытие Лескова)

Приложение 5

Просим заполнить оценочный лист.

№ п\п

Вопросы

Полностью доволен

Достаточно удовлетворен

Разочарован

1.

Довольны ли вы своей работой в группе

2.

Насколько комфортно вы себя чувствовали на учебном занятии

3.

Ваше отношение к деятельности преподавателя на учебном занятии

Приложение 6

Стихотворение А.К.Толстого «Илья Муромец »

1
Под броней с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка

2
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.

3
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?

4
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!

5
Но обнес меня ты чарой
В очередь мою -
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!

6
Без меня других довольно:
Сядут - полон стол!
Только лакомы уж больно,
Любят женский пол!

7
Все твои богатыри-то,
Значит, молодежь;
Вот без старого Ильи-то
Как ты проживешь!

8
Тем-то я их боле стою,
Что забыл уж баб,
А как тресну булавою,
Так еще не слаб!

9
Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора;
Погулять по свету снова
Без того пора!

10

Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!

11

Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!

12

Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою -
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью! »

13

И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом дышать;

14

Снова веет воли дикой
На него простор,
И смолой и земляникой
Пахнет темный бор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по учебной дисциплине Иностранный язык (английский) по теме "Английский язык повсюду"

Цель: знакомство со студентами, ознакомление с ролью английского языка в профессии, ознакомление со структурой учебникаЗадачи: - образовательная: развитие навыков аудирования, произношения, навыков во...

Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» на тему "Образы героев в пьесе М. Горького «На дне»"

Цель: дать портретные характеристики героев пьесы их действий, психологических особенностей.Задачи:- образовательная: формировать представление о действующих лицах пьесы; отработать навык работы с дра...

Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Сложное предложение"

Задачи:- образовательная:    актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»- отработать навыки разбора предложений ССП и СПП,  по...

Технологическая карта по учебной дисциплине Литература на тему "Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"

Цель: дать портретные характеристики героев Е. Гирина, Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, их действий, психологических особенностей.Задачи:- образовательная: отработать навык работы с текстом,...

Технологическая карта по учебной дисциплине Русский язык на тему "Правописание частиц «НЕ - НИ» с различными частями речи"

Цель: повторить правописание «НЕ - НИ» с разными частями речи и в составе предложения.Задачи:- образовательная: закрепить орфографические умения и навыки (правописание слов с непроизносимыми согласным...

Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» на тему "Авторская песня. Защита проектов"

Цель: показать значение творчества А.Галича, В.Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы в развитии жанра авторской песни.Задачи:- образовательная: изучить место авторской песни в историко-культурном процесс...

Пример технологической карты урока по дисциплине "Литература"

В данной работе   рассмотрены этапы современного урока по дисциплине "Литература"...