Технологическая карта по учебной дисциплине Литература на тему "Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»"
план-конспект на тему

Солоненчук Ирина Олеговна

Цель: дать портретные характеристики героев Е. Гирина, Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, их действий, психологических особенностей.

Задачи:

- образовательная: отработать навык работы с текстом, аргументирование и доказательность, развитие монологической речи.

- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, рефлексивность, способность к самооценке.

- воспитательная: формировать ОК

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_obrazy_krestyan.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по учебной дисциплине «Литература» № 57

ФИО преподавателя: Солоненчук Ирина Олеговна

Группа:  № 11 по профессии «Автомеханик»

Дата: 13.02.2015

Тема: Образы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Цель: дать портретные характеристики героев Е. Гирина, Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, их действий, психологических особенностей.

Задачи:

- образовательная: отработать навык работы с текстом, аргументирование и доказательность, развитие монологической речи.

- развивающая: развивать самостоятельность, ответственность, рефлексивность, способность к самооценке.

- воспитательная: формировать ОК 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Оснащение: раздаточный материал по 4 группам (приложение 2,3), карточки-символы по профессии для осуществления жеребьевки, листки самооценки, рефлексии; правила работы в группе (приложение 1).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы, время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Технология, методы, формы обучения

Организационно-мотивационный

5-7 минут

Приветствует обучающихся.

Задает вопрос: Кого из героев вы больше всего запомнили после прочтения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Объявляет тему, цель учебного занятия.

Делит группу на 4 подгруппы, используя карточки-символы, связанные с профессией «Автомеханик» (машины).

Раздает по жеребьевке фамилии крестьян, чьи необходимо сделать портретные характеристики.

Напоминает правила работы в группе.

Приветствуют преподавателя.

Отвечают на вопрос.

Записывают тему в тетрадь.

Делятся на 4 подгруппы, рассаживаются по группам. Участвуют в жеребьевке.

Зачитывают правила в приложении № 1.

Технология проблемно-диалогического обучения

Этап организации совместной деятельности по изучению нового материала

23 минуты

Читает вопросы, на которые должны ответить обучающиеся во время работы.(приложение 2)

Раздает дидактический материал (приложение 3)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Получают дидактический материал. Работают в группах по выполнению задания.

Сотрудничество

Этап первичной проверки понимания изученного

10 минут

Называет группы

От группы выступает один докладчик, остальные из этой же группы добавляют.

Другие группы слушают, делают записи.

Сотрудничество

Этап подведения итогов, рефлексия

5 минут

Подводит итоги. Спрашивает результаты ответов.

Просит заполнить листки самооценки (приложение 4)

Благодарит за учебное занятие.

Отвечают.

Заполняют.

Материал к итогам учебного занятия

Каждый из изображенных крестьян прошел в жизни цепь испытаний и невзгод, но они не сломили цельности его характера. Крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виновен в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Особенно тяжела на Руси во все времена была доля женщины, поэтому главе "Крестьянка" уделено в поэме особое место. Все герои протестуют против сложившегося уклада жизни, они способны на борьбу, обладают волей, энергией. В образе Якима Нагого показан стихийный протест, а другие персонажи способны на сознательную борьбу. В связях с народной общиной сила Ермила Гирина, во внутренней свободе и несломленности  - обаяние облика Савелия, которого даже каторга не заставила смириться. Образ Матрены Тимофеевны  - это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она считает, что ее судьба "счастливее" других, несмотря на все испытания, т. к. ее жизнь улучшает добрая помещица Елена Александровна. Эта позиция Некрасова подвергалась критике долгое время, т.к. считалось, что это отход Некрасова от революционно-демократических идеалов. Может быть, это дань автора памяти матери, которую тоже звали Еленой. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

Приложение  1

Правила работы в группе.

Помните: результат работы группы зависит от работы каждого!

При работе в группе соблюдайте следующие правила:

  • каждый участник группы имеет право высказывать свое мнение;
  • мнения каждого ценно и уважаемо всеми;
  • старайтесь высказывать свою точку зрения кратко и по существу.

При организации работы в группе рекомендуется:

  • составлять план действий;
  • распределить обязанности между членами группы;
  • осуществлять анализ работы группы.

Приложение 2

  1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
  3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
  4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
  5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
  6. Почему странники не признали героя счастливым?
  7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя?

Приложение 3

1 группа  Яким Нагой.

В третьей главе «Пьяная ночь» праздничный пир достигает кульминации. Атмосфера бесшабашного горласто-праздничного разгула постепенно становится драматически напряженной, взрывоопасной. То тут, то там вспыхивают ссоры:

Дорога стоголосая

Гудит! Что море синее,

Смолкает, подымается

Народная молва.

Ожидается грозовое разрешение, разрядка. И вот в финале «Пьяной ночи» это происходит. Самим движением народного мира подготовлено появление из его глубины .сильного крестьянского характера, Якима Нагого. Он предстает перед читателем как сын матери — сырой земли, как символ трудовых основ крестьянской жизни: «у глаз, у рта излучины, как трещины на высохшей земле», «шея бурая, как пласт, сохой отрезанный», «рука — кора древесная, а волосы — песок». Яким уже не поддакивает барину, Павлуше Веретенникову. Он мужик бывалый, в прошлом занимавшийся отхожим промыслом, поживший в городах. У него есть свое, крестьянское представление о сути народной жизни, свое, крестьянское чувство чести и собственного достоинства. В ответ на упрек Веретенникова в народном пьянстве Яким гордо и дерзко обрывает барина:

Постой, башка порожняя!

Шальных вестей, бессовестных

Про нас не разноси!

Отстаивая трудом завоеванное чувство крестьянской гордости, Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Но за этими словами стоит и крестьянское сознание значительности труда хлебороба как первоосновы и источника жизни всех сословий русского общества. Наконец, в устах Якима о народной душе звучит и грозное предупреждение:

У каждого крестьянина

Душа что туча черная —

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям.

Пока — все вином кончается, но Яким неспроста предупреждает, что «придет беда великая, как перестанем пить», что парни и молодушки «удаль молодецкую про случай сберегли». И народный мир отзывается на предостережения Якима удалой и согласной песней:

Притихла вся дороженька,

Одна та песня складная

Широко, вольно катится,

Как рожь под ветром стелется,

По сердцу по крестьянскому

Идет огнем-тоской!..

Так с появлением Якима Нагого уточняется провозглашенное попом понятие «честь». Оказывается, что честь чести рознь. Одно представление о чести крестьянское и другое — дворянское. Наконец, с Якимом Нагим случается история, которая впервые ставит под сомнение собственнический, денежный критерий счастья. Во время пожара Яким бросается в избу спасать любимые им картиночки, а жена его иконы. И только потом крестьянская семья вспоминает о богатстве, скопленном в течение всей многотрудной жизни. Сгорел дом — «слились в комок целковики»:

«Ой, брат Яким! недешево Картинки обошлись!

Зато и в избу новую Повесил их небось?»

«Повесил * есть и новые»

Сказал Яким и смолк.

Картиночки да иконы оказались дороже целковых, хлеб духовный — выше хлеба земного.

Нагой Яким — «В деревне Босове / Яким Нагой живет, / Он до смерти работает, / До полусмерти пьет!» — так определяет себя сам персонаж. В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа. Образ имеет глубокие фольклорные корни: речь героя изобилует перефразированными пословицами, загадками, кроме того, формулы, схожие с теми, что характеризуют его внешность («Рука — кора древесная, / А волосы — песок»), неоднократно встречаются, например, в народном духовном стихе «О Егории Хоробром». Народное представление о нераздельности человека и природы Некрасовым переосмысляется, подчеркивается единство труженика с землей: «Живет — с сохою возится, / А смерть придет Якимушке '— / Как ком земли отвалится, / Что на сохе присох... у глаз, у рта / Излучины, как трещины / На высохшей земле <...> шея бурая, / Как пласт, сохой отрезанный, / Кирпичное лицо».

2 группа – Ермил Гирин.

Гирин Ермил Ильич (Ермила) — один из наиболее вероятных претендентов на звание счастливца. Реальный прототип этого персонажа — крестьянин А. Д. Потанин (1797—1853), управлявший по доверенности имением графини Орловой, которое называли Одоевщиной (по фамилии бывших владельцев — князей Одоевских), а крестьяне перекрестили в Адовщину. Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Г. своей честностью стал известен односельчанам еще в те пять лет, что служил писарем в конторе («Худую совесть надобно — / Крестьянину с крестьянина / Копейку вымогать»). При старом князе Юрлове его уволили, но затем, при молодом, единогласно избрали бурмистром Адовщины. За семь лет своего «царствования» Г. лишь единожды покривил душой: «...из рекрутчины / Меньшого брата Митрия / Повыгородил он». Но раскаяние в этом проступке чуть не привело его к самоубийству. Только благодаря вмешательству сильного господина удалось восстановить справедливость, и вместо сына НенилыВласьевны служить отправился Митрий, причем «сам князь о нем заботится». Г. уволился, снял в аренду мельницу «и стал он пуще прежнего / Всему народу люб». Когда же мельницу решили продать, Г. выиграл торги, но у него не оказалось с собой денег, чтобы внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Г. выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью, за полчаса ему удалось собрать на базарной площади тысячу рублей.

Г. движет не меркантильный интерес, а бунтарский дух: «Не дорога мне мельница, / Обида велика». И хотя «имел он все, что надобно / Для счастья: и спокойствие, / И деньги, и почет», на тот момент, когда крестьяне заводят о нем речь (глава «Счастливые»), Г., в связи с крестьянским восстанием, находится в остроге. Речь рассказчика, седоволосого попа, от которого становится известно об аресте героя, неожиданно прерывается посторонним вмешательством, а позже он и сам отказывается продолжать повествование. Но за этой недомолвкой легко угадывается как причина бунта, так и отказ Г. помогать в его усмирении.

 Начиная с главы «Счастливые» в направлении поисков счастливого человека намечается поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить «счастливцы» из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов, охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалогов спор о счастии. Конечно, «счастливцы» эти таковы, что странники, увидев опустевшее ведро, с горы кой иронией восклицают:

Эй, счастие мужицкое!        \

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями,

Проваливай домой!

Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед, знаменующий ее высокий уровень народных представлений о счастье», мил — «не князь, не граф сиятельный, а просто он-мужик!». Но по своему характеру и по влиянию на крестьян, жизнь он посильнее, и поавторитетнее любого. Сила заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила  Гирина на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща. Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Когда в конце торга «вышло дело дрянь» с Ермилом денег не было,— он обратился к народу за поддержкой:

И чудо сотворилося

На всей базарной площади

У каждого крестьянина,

Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Это первый случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием одерживает победу над неправдою:

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней,

Богат купец Алтынников,

А все не устоять ему Против мирской казны.

Подобно Якиму, Ермил наделен острым чувством христианкой совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил «из рекрутчины меньшого брата Митрия». Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей Крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за мирской их долг, собранный на базарной площади:

Рубль лишний,  

чей Бог ведает!

Остался у него.

Весь день с мошной раскрытою

 Ходил Ермил, допытывал,

Чей рубль? да не нашел.

всей  жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы он имеет «все, что надобно для счастьями спокойствие, и деньги, и почет». Но в критическую минуту жизни Ермил одним «счастьем» жертвует ради правды народной и попадает  в острог.

3 группа - Матрена Тимофеевна.

«Крестьянка» подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: «помещик за границею, а управитель при смерти». Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь', воспринимается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия:

Легко вздохнули странники:

Им после дворни ноющей

Красива показалася

Здоровая, поющая

Толпа жнецов и жниц...

В центре этой толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера, предстает перед странниками Матрена Тимофеевна:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью.

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла:

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Воссоздается тип «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства собственного достоинства. Этот тип крестьянки не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянку ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и  вся мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по общим для народной эпопеи законам эпического повествования. «Крестьянка»,— замечает Н. Н. Скатов,— единственная часть, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос Матрены Тимофеевны — это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не изобретенные для нее Некрасовым. «Крестьянка» — самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Уже первая глава «До замужества» — не просто повествование, а как бы совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского сватовства. Свадебные причеты и заплачки «По избам снаряжаются», «Спасибо жаркой баенке», «Велел родимый батюшка» и другие основаны на подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве.

Вторая же глава прямо названа «Песни». И песни, которые здесь поются, опять-таки песни общенародные. Личная судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских, не переставая в то же время быть ее собственной судьбой. Ее характер, вырастая из общенародного, совсем в нем не уничтожается, ее личность, тесно связанная с массой, не растворяется в ней.

Матрена Тимофеевна, добившись освобождения мужа, не оказалась солдаткой, но ее горькие раздумья в ночь после известия о предстоящем рекрутстве мужа позволилиНекрасову «прибавить о положении солдатки».

Действительно, образ Матрены Тимофеевны создай так, что она как бы все испытала и побывала во всей состояниях, в каких могла побывать русская женщина».

Так достигает Некрасов укрупнения эпического характера, добиваясь, чтобы сквозь индивидуальное просвечивали общерусские его черты. В эпопее существуют сложные внутренние связи между отдельными частями и главами: то, что лишь намечено в одной из них, часто развертывается в другой. В начале «Крестьянки» раскрывается заявленная в «Помещике» тема дворянского оскудения. Обозначенный в монологе попа рассказ о том, «какой ценой поповичем священство покупается», подхватывается в описании детских и юношеских лет Григория Добросклонова в «Пире- на весь мир».

Корчагина Матрена Тимофеевна — крестьянка, ее жизнеописанию целиком посвящена третья часть поэмы. «Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная, / Лет тридцати осьми. / Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо». Слава счастливицы приводит к ней странников. М. соглашается «душу выложить», когда мужики обещают помочь ей в жатве: страда в самом разгаре. Судьба М. во многом подсказана Некрасову опубликованной в 1-м томе «Причитаний Северного края», собранных Е. В. Барсовым (1872), автобиографией олонецкой вопленицы И. А. Федосеевой. Повествование строится на основе ее плачей, а также других фольклорных материалов, в том числе «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым» (1861). Обилие фольклорных источников, зачастую практически без изменения включенных в текст «Крестьянки», да и само название этой части поэмы подчеркивают типичность судьбы М.: это обычная судьба русской женщины, убедительно свидетельствующая о том, что странники «затеяли / Не дело — между бабами // Счастливую искать». В родительском доме, в хорошей, непьющей семье, М. жилось счастливо. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, печника, она попала «с девичьей воли в ад»: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна работать, как раба. С мужем, правда, ей повезло: лишь однажды дело дошло до побоев. Но Филипп только зимой возвращается домой с заработков, в остальное же время за М. некому заступиться, кроме дедушки Савелия, отца свекра. Ей приходится выносить домогательства Ситникова, господского управляющего, прекратившиеся лишь с его смертью. Утешением во всех бедах становится для крестьянки ее первенец Демушка, но по недосмотру Савелия ребенок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка.

Долгое время К. не может простить Савелию его непоправимой оплошности. Со временем у крестьянки появляются новые дети, «некогда / Ни думать, ни печалиться». Умирают родители героини, Савелий. Ее восьмилетнему сыну Федоту грозит наказание за то, что он скормил чужую овцу волчице, и мать ложится вместо него под розги. Но самые тяжкие испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа (его забирают вне очереди). В бреду ей рисуются страшные картины жизни солдатки, солдатских детей. Она покидает дом и бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и, когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне. С мужем и новорожденным Лиодорушкой героиня возвращается домой, этот случай и закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание «губернаторша». Дальнейшая судьба ее также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, «Дважды погорели... Бог сибирской язвою... трижды посетил». В «Бабьей притче» подводится итог ее трагической повести: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!» Часть критики (В. Г. Авсеенко, В. П. Буренин, Н. Ф. Павлов) встретила «Крестьянку» в штыки, Некрасова обвиняли в неправдоподобных преувеличениях, фальшивом, деланном простонародничанье. Однако даже недоброжелатели отмечали отдельные удачные эпизоды. Встречались и отзывы об этой главе как лучшей части поэмы.

4 группа- Савелий, богатырь святорусский.

От главы к главе  нарастает в поэме мотив народного богатырства, пока не разрешается в «Крестьянке» рассказом о Савелии, богатыре святорусском, костромском крестьянине, выросшем в глухом лесном краю у Корёги-реки. Название «корёжский край» привлекало Некрасова как символ трудовой выносливости и неизбывной физической силы народа-богатыря: «корёжить», «гнуть», «ломать». Даже внешний вид Савелия олицетворяет могучую лесную стихию, обладающую громадной силой сопротивления всякому насилию, всякому давлению извне:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Этот мужик-богатырь, когда лопнуло терпение корёжских мужиков, долго сносивших самодурство немца-управляющего, произнес свое бунтарское слово «Наддай!»: «Под слово люди русские работают дружней». Столкнув ненавистного Фогеля в яму, мужики-землекопы так «наддали», что в секунду сровняли яму с землей.

Савелий — первый в поэме стихийный народный бунтарь со своей крестьянской философией: «Недотерпеть—пропасть, перетерпеть — пропасть». Он познал и острог в Буй- городе, и сибирскую каторгу. Однако ничто не сломило свободолюбивого духа, и когда его называют «клейменым, каторжным», он отвечает весело: «Клейменый, да не раб!..»

В самом терпении народном Савелий видит воплощение несломленных и зреющих крестьянских сил:

Цепями руки кручены.

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней — сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

Но грозная сила Савелия не лишена противоречий. Не случайно и сравнивается он со Святогором — самым сильным, но и самым неподвижным богатырем былинного эпоса. Савелий и в размышлениях своих такой же богатырь-тугодум. Он не спешит с однозначными выводами по поводу грядущей крестьянской судьбы:

Не знаю, не придумаю,

Что будет? Богу ведомо!

Есть в его раздумье и мрачные пророчества. Не случайно Матрена Тимофеевна в ответ на рассуждения Савелия о богатырстве замечает иронически:

Ты шутишь шутки, дедушка!

...Такого-то Богатыря могучего.

Чай, мыши заедят!

Матрена Тимофеевна имеет право на такую шутку; по мужеству и жизнестойкости она ровня Савелию-богатырю. Но есть в ее характере и явное преимущество. В отличие от Савелия она не терпит: она действует, ищет и находит выходы из самых драматических ситуаций и с гордостью говорит о себе:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!..

Так постепенно, по мере смены событий и героев, в поэме складывается обобщенный образ иного счастливца. Таким счастливцем оказывается борец за народные интересы. В движении и развитии находится у Некрасова и массовый, собирательный образ народного мира.

Материал для всех групп

1 группа. Яким Нагой (Ч. I, гл. 3)

2 группа. ЕрмилГирин (Ч. I, гл. 4)

3 группа. Савелий, богатырь святорусский (Ч. III, гл. 3)

4 группа. Матрена Тимофеевна Корчагина. (4 группа  - Ч. III, пролог, гл. 1, 2

  1.  Богат, сложен и противоречив мир русского крестьянства второй половины XIX века. Много еще в нем  темного, неприглядного, «безобразного»: суеверия, семейный деспотизм, смирение, терпение… но есть в русском крестьянине и другие черты: острый ум, трудолюбие, жизнерадостность, удаль, богатырская сила…. А главное – пробуждается его сознание: он  уже задумывается над своим положением, ищет ответа на  вопрос: «как жить дальше» выступает против произвола и насилия.

А) семь крестьян-правдоискателей, как и крестьяне деревни Вахлаки (дядя Влас, Агап Петров и другие) – умные, пытливые люди, которые не хотят жить по-старому. Они наблюдают, оценивают, рассуждают…. В их наивном представлении о счастье («покой, богатство, честь»), в согласии участвовать в «комедии» с князем Утятиным сказывается их темнота и вековая привычка к покорности. Но уже на наших глазах они приходят к иному пониманию счастья: осуждая мужицкую покорность, с силой повторяют призывное слово деда Савелия-«наддай!».

Б) из их среды появляются активно поступающие, с большим чувством человеческого достоинства крестьяне – такие, как Яким Нагой, ЕрмилГирин, Матрена тимофеевна, Агап Петров,  Игнатий прохоров, которые не хотят терпеть  унижение, зовут крестьянский мир к единению и протесту.

в) галерею этой группы «рабов» завершают крестьяне корежского края во главе с савелием–«богатырем святорусским». Страстная жажда независимости рождает у них чувство ненависти к угнетению угнетателям, воспитывает непокорство и, в конечном счете, приводит к активной борьбе, к бунту. А в легенде « о двух великих грешниках» расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь к спасению от векового рабства.

2. однако века крепостного гнета ломали слабых, рождали в некоторых крестьянах привычку в рабству, покорность, долготерпение и смирение. Таковы в поэме Яков – «холоп примерный», бывший лакей, «любимый раб» князя Переметьева, Ипат – «холоп князей Утятиных», калина – герой песни «Барщинная».

3. крепостной гнет оказывал и более пагубное влияние: порождал предателей, шпионов, усердных исполнителей воли помещиков. Таковыглеб-староста, Егорка Шутов, Клим Лавин. Это о них автор  поэмы говорит: «люди холопского звания –сущие псы иногда».

Приложение 4

Просим заполнить оценочный лист.

№ п\п

Вопросы

Полностью доволен

Достаточно удовлетворен

Разочарован

1.

Довольны ли вы своей работой в группе

2.

Насколько комфортно вы себя чувствовали на учебном занятии

3.

Ваше отношение к деятельности преподавателя на учебном занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

"Истинная сила искусства" (Традиции народной поэзии в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") Урок литературы в 10 классе

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача - показать, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он...

Крестьяне-борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Урок + презентация на тему: Крестьяне-борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»....

Урок-заставка к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ( Урок – заставка проводится перед изучением большого по объёму произведения) с продолжением «Кому в Ак-Довураке жить хорошо?»

Цели:        Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»;        создать необходимый э...

Презентация к уроку литературы " Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является интересным поводом для размышлений современного человека: счастье – поиск и достижение счастья ставится Некрасовым и его...

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...