Творческий проект "Сказочная птица"
проект по изобразительному искусству (изо)

Уткина Людмила Павловна

   В нашей культуре  птицы — это хранительницы домашнего очага, предвестники счастья.

   Современная техника изображения  для воплощения образа птицы счастья, благополучия как культурного наследия прошлого.Всё, что было ценного в многовековом опыте народных мастеров, изучается и переносится в современную промышленность. Десятки учёных-специалистов по народному искусству прилагают свои усилия к тому, чтобы мы не забывали своего художественного наследства, а помня и любя его, на основе всенародного творческого опыта создавали современные бытовые предметы декоративного искусства.   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

XVI районная научно – практическая конференция педагогов и учащихся «Шаг в науку » Направление: «Искусство» Творческий проект « Сказочная птица » Автор : Петроченко Карина, МОБУ Тыгдинская СОШ имени Т.А. Бояринцева , с. Тыгда, 7 класс Научный руководитель: Уткина Людмила Павловна, учитель ИЗО, МОБУ Тыгдинская СОШ имени Т.А. Бояринцева , с. Тыгда 2022год

Слайд 2

«…народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем. Устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом… Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»

Слайд 3

Цель и задачи проектной работы Проблемные вопросы: Как сделать картину с образом птицы в народном искусстве в современной технике? Кто такая птица Сирин в славянской мифологии? Цель проекта: Создание картины с образом сказочной птицы в народном искусстве. Зада чи: Изучить и проанализировать информацию по теме творческого проекта; Изучить историю образа птицы-девы; Знакомство с технологией « пейп -арт»; Обобщить полученные результаты, подготовить презентацию . Проектный продукт: 1. Презентация к проекту; 2. Картина в смешанной технике . Вид проекта : творческий, долгосрочный, индивидуальный Метод проекта: технологический Мои исследования: опрос, изучение литературы по теме, работа с информацией интернета, технологический процесс создания картины .

Слайд 4

Историческая справка Мифические девы-птицы В мифах славян довольно часто можно встретить описание необычных птиц с головами прекрасных дев. Они являют себя не всякому человеку. Известно о трёх таких девах - это Гамаюн , Алконост и Сирин. Две из них издревле ассоциировались у славян со светом и добром, а вот птица Сирин несла на своих крыльях тоску и печаль, чем предупреждала людей, к которым явилась, о скорой кончине. Как ни странно, этих сказочных существ часто изображали вместе.

Слайд 5

Птица Сирин в славянской мифологии Си́рин (др.-русск. Сиринъ )- в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой славянский образ греческих сирен. Часто изображается вместе с другой райской птицей Алконост, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё располагается нимб. Сирин. Лубок XVIII в.

Слайд 6

Птица Сирин и Сирены – одно и то же? Что касается Сирина, то как уже было упомянуто — его прообразом считают опять же греческий источник — а именно сирен. История с сиренами несколько запутана: с одной, стороны — это женщины-птицы, облик которых дан им в наказание за некоторые поступки. С другой стороны — они тесно связаны с морем, и чаще всего угрожают своими песнями, от которых люди теряют рассудок и умирают, именно мореходам .

Слайд 7

Описание девы-птицы Описаниям в литературе, дева эта была прекрасна лицом. Тело её от плеч имело форму совы, а именно сыча. Перья были соответственно окрашены: серо-коричневые у основания и с тёмным тонким ободком по краю. Грудь же их покрывали перья или подобие одежд. Голову птицы Сирин на многих изображениях украшает венец, а в некоторых случаях – сияющий нимб, говорящий о её райском происхождении .

Слайд 8

Где изображалась дева с телом птицы Сирин? Её можно было увидеть разве что на картинках в книгах того времени. Зато к концу 20 века мифическое существо можно было наблюдать на лубочных картинках и предметах обихода. Схематическое изображение Сирин было на посуде, рушниках, вышитых гладью или крестиком, оконных наличниках и сундуках. Сирин нередко изображалась с другими девами-птицами, в частности, с Алконост. Как правило, оба сказочных существа располагались по разные стороны дерева, символизирующего жизненное начало.

Слайд 9

Где изображалась дева с телом птицы Сирин? В.М. Васнецов посвятил Сирину и Алконосту картину «Песня радости и печали»

Слайд 10

Изображение птицы Сирин – оберег или предупреждение? Считается , что девы-птицы оберегают владельцев предметов, на которые они помещены. В стародавние времена верили, что их распростёртые крылья разгоняют несчастья и плохие мысли. В паре с Алконост Сирин считалась оберегом для женщин и детей. Этих персонажей часто вышивали на поясах. Такие предметы считались очень сильными оберегами. Именно Сирин олицетворяла чистоту помыслов, надежду на светлое будущее и помогала избавиться от различных соблазнов.

Слайд 11

Техника « Пейп -арт» Дословный перевод paper art – бумажное искусство. В итоге получаются объемные изображения, в которых сложно угадать природу происхождения. И при этом основной материал практически всегда под рукой. Это обычные бумажные салфетки – столовые или косметические.

Слайд 12

Материалы и инструменты 1.Клей ПВА 2.Шпаклевка 3.Крахмал 4.Грунтовка на основе ПВА 5.Наждачная бумага 6.Скотч узкий 7.Кисти 8.Акриловая черная гуашь 9. Акриловая золотистая краска 10. Поролоновая губка Техника безопасности при работе с клеем ПВА, шпаклевкой. 1. Для защиты рук, можно использовать крем для рук, перчатки. 2. При попадании клея ПВА, шпаклевки в глаза, надо промыть их. 3. По окончании работы обязательно вымыть руки. 4. При работе материалами пользуйтесь салфеткой.

Слайд 13

Технологическая карта по созданию изделия 1. Выполняем эскиз птицы Сирин 2. Подготовить фанеру, зачистить шероховатость, покрыть грунтовкой

Слайд 14

3.Наклеить на фанеру копировальную бумагу 4. Закрепить эскиз птицы на основе.

Слайд 15

5. Перевести рисунок 6. Приготовить раствор из клея ПВА, шпаклевки. Добавить крахмал, для затвердения. Тщательно перемешать. Наполнить бутылочку с наконечником этим раствором. Обвести аккуратно рисунок на основе, сделать рамку. Дать картине высохнуть.

Слайд 16

7.Закрасить высохшую картину черной акриловой краской. Дать высохнуть . 8.С помощью губки, покрываем картину золотистой акриловой краской. Поправляем рисунок тонкой кисточкой. Даём высохнуть . Работа готова.

Слайд 17

Экономические расчеты Материалы и инструменты Необходимое количество Цена Стоимость Клей ПВА 200гр. ------ Есть в наличии Шпаклевка 200гр. ------- Есть в наличии Крахмал 15гр. ------- Есть в наличии Грунтовка на основе ПВА 50гр -------- Есть в наличии Наждачная бумага 1шт -------- Есть в наличии Скотч узкий 1шт. ------- Есть в наличии Кисти 2шт --------- Есть в наличии Акриловая черная гуашь 1 бан. -------- Есть в наличии Акриловая золотистая краска 100гр. -------- 250р. Губка поролоновая 1шт. ------- Есть в наличии Итого: 250 руб. Вывод: Затраты на проект получились незначительные. Это экономично для моей семьи. Затратные материалы остались после ремонта в доме. Многое имелось в наличии. Оставшиеся материалы пригодятся мне для других работ.

Слайд 18

Экологическое обоснование С развитием промышленного производства, загрязнение окружающей среды резко увеличилось. Количество отходов, возникшее в результате хозяйственной деятельности - значительно влияют на биосферу. Я думаю, что не загрязнила окружающую среду, так как от моего изделия не было отходов. Весь оставшийся материал использую для следующих изделий. В работе я использовала клей ПВА, шпаклевку. Эти материалы не имеют вреда для здоровья. Эта изобразительная техника не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. Эргономическая оценка Завершённый проект я показала своим близким, друзьям, учителям. Области знаний, используемые при выполнении проекта: Безопасность жизнедеятельности – организация рабочего места, техника безопасности; Математика – расчет расхода материалов, денежных средств; Материаловедение – изучение свойств материалов, для осуществления правильного выбора; Декоративно-прикладное творчество – элементы узоров ; Рисование – разработка эскиза; Технология – смешанная техника ДПИ; Экология – безотходность и чистота материалов; Экономика – расчет себестоимости, экономика семьи; Эстетика – воплощение изделия желаемой эстетической идеи.

Слайд 19

Заключение Народное искусство, из самых глубоких времен, донесло до нас яркие образы, которые связаны с историей народа, его трудом и бытом. В наследие от предков остались вышитые фигурками птиц полотенца-рушники, предметы быта. В ходе исследования я выяснила, что образ птицы был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве. Птица символизировала семейный очаг и способствовала спокойствию и счастью дома, оберегала семейство. Мы бережно будем хранить традиции и наследие прошлого народов России. Пусть моя птица принесет счастье и благополучие в мой дом! Наша сила — это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний .

Слайд 21

Мои интернет – источники 1 . https ://ru.wikipedia.org/ wiki /%D0%A1%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD 2 . https://snegir.org/post/mificheskie-syschestva-devi-ptitsi/ 3. https://www.syl.ru/article/183205/new_ptitsa-sirin-znachenie-ptitsa-sirin-v-slavyanskoy-mifologi

Слайд 22

Объёмные картины украсят интерьер вашего дома МОБУ Тыгдинская СОШ Прилетела птица райская, Садилась на ветку яблони, Пела она песни царские. Кто в эту пору –времечко Услышит пение Тот здрав будет! Сувенирная лавка «Сирин»

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"

Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Творческий проект "Акварельные звери и птицы"

Данный проект предназначен для обучающихся подготовительного класса, возраст от 6-ти до 9-ти лет. Знакомство с новой живописной техникой «по-сырому» открывает для обучающихся новые возможности. Расплы...

Материалы конкурса-выставки творческих работ «Досье птиц нашего края»

Конкурс - выставка творческих работ «Досье птиц нашего края» проводился для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательной и 7 - 8 коррекционной школы VIII вида в рамках недели биологии и физики ...

Презентация Петербургского Центра творческого развития детей и взрослых с ОВЗ "Синяя птица"

В мае-июне 2016 года Петербургский Центр творческого развития детей и взрослых с ОВЗ "Синяя птица" проводил Дни Открытых Дверей, на которых родители детей и молодых людей с ОВЗ (от 4 до 30 лет) п...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ

проект для творческого развития...

Творческий отчет "Птицы - наши друзья"

Творческий отчет «Птицы наши друзья»– одна из форм подведения итогов изучения раздела «Птицы Кемеровской области», которая помогла обобщить знания учащихся по данному раз...