Урок изобразительного искусства "О чем нам рассказывают гербы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Наврузбекова Наталия Борисовна

Урок ИЗО в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления ТРКМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт урока изобразительного искусства в 5 классе

ФИО учителя, название ОО   Наврузбекова Наталия Борисовна ГБОУ ООШ с. Сухие Аврали

Тема урока:

О чем нам рассказывают гербы

Образовательная цель

Развитие критического мышления пятиклассников на основе осмысления символического характера языка герба как отличительного знака, структуры его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

- проявлять интерес к изучаемой теме;

-проявлять активность в учебно-познавательной деятельности;

- высказывать собственное мнение, обосновывать свою позицию;

- развивать навыки работы с художественными материалами;

-выделять существенные признаки объектов и явлений;

-выполнять задания в сотрудничестве с другими учащимися;

-отстаивать свою позицию, уважая мнения других;

- проявлять интерес к творчеству;

- давать определение понятиям «герб», «геральдика»;

- называть основные элементы герба;

- понимать символику цвета и геральдических элементов

Программные требования к образовательным результатам

По окончании изучения темы урока ученик научится:

- называть основные элементы герба;

- понимать символику цвета и элементов герба;

- располагать геральдические элементы в определённом композиционном пространстве.

Программное содержание

Символический язык декоративного искусства. Гербы, флаги, эмблемы. Композиция герба. Типы орнаментальных композиций – геральдическая. Герб России.

Мировоззренческая идея

Гербы – историко-культурное наследие народа.

Знаковая система искусства.

Ценностно-смысловые ориентиры

Уважение к истории и традициям России и других стран.

Патриотизм, любовь к Родине.

План изучения учебного материала

1. История появления гербов.

2. Составные части герба.

3. Символика элементов и цвета.

4. Составление герба класса.

Основные понятия

Герб, герольд, геральдика, геральдические и негеральдические фигуры, щит, символика элементов.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок – практическая работа

Образовательная технология

Технология развития критического мышления

Оснащение урока

1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2. Презентация, тексты, шаблоны кластера.

3. Бумага, шаблоны щита, карандаш, ластик

Мизансцена урока

Традиционная

Домашнее задание

Нарисовать герб семьи

Подобрать материал по истории гербов РФ и Самарской области

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА 2 мин

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Занимают свои места, приветствуют присутствующих

-планируют учебное сотрудничество (МР)

II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» 10 мин.

1. Вводная беседа:

Посмотрите на слайд.

- Кто изображен на слайде?

- Как он выглядит?

Чье же лицо скрыто за этим забралом? Может это славный рыцарь времен короля Артура? Странствующий воин из испанского города Толедо? Французский рыцарь? Или немецкий?

-Как же рыцари, закованные в латы с головы до ног, различали друг друга на расстоянии?

-Кто догадался, о чем пойдет речь?

Давайте сформулируем тему урока.

2. Практическая работа: составление кластера

Раздача графической заготовки кластера.

- Что мы знаем и чего не знаем о гербах?

3. Работа с таблицей

- На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

Задание: составьте вопросы и запишите их в таблицу.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1.Что такое герб?

2. Когда возникли первые гербы?

3. Где возникли гербы?

4. Кто имел герб?

5. Какая бывает форма?

6. Из каких частей состоит герб?

7. Что изображали на гербах?

8. Какие цвета используются? Что они символизируют?

1. Какой смысл несут фигуры-символы на гербах?

 2. Можно ли по гербу определить, кому он принадлежит?

3. Какие символы на гербах подчеркивают принадлежность к дворянскому титулу?

Слайд 1

фронтально  

отвечают на вопросы

Запись темы в тетрадь

на листах формата А4                   (приложение 1)

фронтально

- высказывают собственное мнение, обосновывают свою позицию (ЛР)

- проявляют интерес к изучаемой теме (ЛР);

- самостоятельно формулируют тему урока (ЛР);

- формулируют цель предстоящей деятельности (МР);

- владеют способами сотрудничества (ЛР);

III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин.

Чтение текста с маркировкой: Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Чтение текста «Родом из средневековья»

Приём «ИНСЕРТ»

«v»  – уже знал        «-» -  думал иначе

«+» - новое              «?» - не понял, есть вопросы

Аналитическая беседа по тексту:

- Что мы уже знали о гербах?

- В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?

- Какие наши знания оказались ошибочными?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

самостоятельное чтение текста

Раздаточный материал

(приложение 2)

По ходу чтения карандашом

фронтально

- выделяют основную мысль в тексте (МР);

- выделяют существенные признаки (МР);

- активно работают на уроке (ЛР);

- анализируют и оценивают информацию (МР)

IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин

Практическая работа: заполнение кластера

Обобщающая беседа:

- Что мы теперь знаем о гербах?

- Что такое герб?

- Кто имел герб?

-Зачем людям понадобились отличительные признаки?

- Какие основные элементы можно выделить в гербе?

- Какой смысл несут фигуры-символы на гербе?

- Почему использовалось ограниченное число цветов в гербе?

- Где сейчас используются гербы?

Практическая работа: составление синквейна

          Герб

четкий, лаконичный

характеризует, отличает, символизирует

отличительный знак, передаваемый по наследству

символ

Практическая работа:  составление эскиза герба класса

фронтально

слайды 2-5

работа в парах

слайд 6

самостоятельно

- дают определение понятиям «герб», «геральдика»;

- называют основные элементы герба;

- объясняют символику цвета и геральдических элементов (ПР);

- проявляют интерес к творчеству (МР);

- развивают навыки работы с художественными материалами (ЛР);

-располагают геральдические элементы в определённом композиционном пространстве (ПР);

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА 3 мин

Содержательная оценка и самооценка деятельности и достижений учащихся

Записывают д/з

Интернет-ресурсы  для презентации и текста:

1. Рыцарь на коне

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4ea3bfc711352ed47301f9a9693f4176&n=33&h=215&w=215 

2. Средневековый турнир

http://middleages.umi.ru/files/tournament_bavarian_engraving.jpg

3. Рыцарь

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1d021a2096287b477dcbcc05e7ea9ae3&n=33&h=215&w=287 

4. Элементы герба

http://goodimg.ru/img/kartinki-gerbov4.jpg 

5. Старинные гербы

http://cs306203.vk.me/v306203148/75f4/2F0HRFocly0.jpg 

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d1c6326f7dba04623bac80df3eac5fb9&n=33&h=215&w=197

6. Форма щитов

http://slidesharo.com/u/storage/ppt_15845/116e2-1402003131-07.jpg

7. Геральдические фигуры

http://velizariy.kiev.ua/avallon/gerald/pic/gerfig1.gif



Предварительный просмотр:

        

        



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Родом из средневековья.

Самые первые гербы появились в Западной Европе примерно в X веке. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Позднее гербы стали использовать и в качестве печати. Они располагались на перстнях и украшениях. Появились гербы и на монетах. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек.

Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости.

На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие и составляющие гербы.  Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

Герб – это отличительный  знак, передаваемый по наследству, на котором  изображаются предметы, символизирующие владельца герба (знать, ремесленников, город, страну).                                                                                 (из Словаря военных терминов)

Основой герба является щит. Щиты имеют разную форму – от  простой до очень сложной. Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм.

 C:\Users\User\Pictures\1.jpg

Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный.

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

                       

   глава          пояс      подножие     столб      стропило       щиток           клин      

В украшении гербов использовались также негеральдические фигуры.                                      Каждое условное изображение имеет свое значение:

Лев - символ силы и власти, мужества и благородства;

Дуб, медведь - сила, мужество;

Факел, раскрытая книга - знание;

Пчела - трудолюбие;

Лавр - слава;

Крылатый змей - зло, смуту;

Змея - ум, изворотливость, внезапное нападение;

Дракон - могущество;

Рука - храбрость.

Позднее фигур в изображении становилось все больше:  

- животные,

- растения,

- предметы быта и труда, оружие,

- фантастические существа - единорог, дракон, сказочные птицы.

Цвет тоже имел символическое значение.

В геральдике используются 7 цветов.

Желтый (золотой) – символ богатства, справедливости,

Белый (серебро) – символ чистоты;

Червленый (темно-красный) – символ любви и смелости;

Голубой – символ красоты и величия;

Зеленый – символ  изобилия и надежды;

Пурпурный (оттенок красного) – могущество;

Черный – мудрость и печаль.

Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями. Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии, быть четким и лаконичным. Его окраска должна быть яркой и контрастной.

Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические  существа, стоящие на задних лапах.

Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а также шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намёт. В нижней части герб украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности его владельца. Иногда герб дополняет изображение мантии, которая делает его ещё более декоративным и торжественным.

C:\Users\User\Pictures\Рисунок1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.

Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" (ФГОС)

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе "О чём рассказывают гербы" по программе Б.М.Неменского....

План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса "О чем нам рассказывают гербы"

План-конспект содержит технологическую карту урока с формируемыми УУД...

Открытый урок по изобразительному искусству. 5 класс ФГОС "О чем рассказывают гербы"

Урок разработан по программе Б. Неменского второго поколения, по учебнику  Н.А. Горяевой - 5 класс....

План - конспект интегрированного урока изобразительного искусства и английского языка для 5 класса на тему «О чем рассказывают нам гербы». ( по требованиям ФГОС второго поколения)

Аннотация к уроку.Класс: 5Предмет: интегрированный урок изобразительного искусства и английского языка Автор: Григоренко Н.С. и Евженкова Д.Г.Тема урока:  «О чем рассказывают нам ...