Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе "О чём рассказывают гербы?"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Сафарова Рузия Ильясовна

Разработка урока с технологической картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo_5_klass.rar287.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства

5 класс по теме: «О чём рассказывают гербы и эмблемы»

Учитель: Сафарова Рузия Ильясовна

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов деятельности.

Время реализации урока: 45 минут.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

Задачи

•        Знакомство с формами, символикой фигурами гербов

•        Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

•        Развитие ассоциативно - образного мышления, навыков работы с художественными материалами.

•        Воспитание чувства патриотизма

Формируемые УУД

Личностные:

•        Формирование основ художественной культуры.

Метапредметные:

•        Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

•        Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные:

  • Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся,воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего района, республики.

•        Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности. Выполнение макета герба в технике аппликация.

  • Ожидаемый результат: обучающиеся научатся понимать символический язык искусства геральдики; отработают навык составления композиции герба, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.

Ресурсы:

•        Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс, Москва, «Просвещение», 2015.

  • Материалы: клей, ножницы, цветная бумага, шаблоны, карточки-задания.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.

  • Зрительный ряд:

Презентация, включающая фрагмент фильма «Рыцарский турнир».

Иллюстрации гербов: России, Татарстана, Атнинского района.

Рисунки рыцарей, гербов.

Музыкальный ряд: Вивальди «Осень»

Ход урока


п. п.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный этап.

2 сл.Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!”

Доброе утро хочу всем сказать

Нужно урок наш с улыбки начать!

Мы вместе с вами сегодня будем путешествовать во времени. Итак, отравляемся. Просмотрите фрагмент фильма и попытайтесь сформулировать тему нашего урока

Приветствие учителя, самопроверка готовности к уроку.

Просмотр отрывка фильма

Регулятивные: создание благоприятного психологического настроя на работу

Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества с учителем и

одноклассниками

2

Введение в тему. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Идет фрагмент фильма «Ромео и Джульетта» где звучат стихи Уильяма Шекспира:

3 сл. - Скажите, чем и зачем рыцари украшали свои боевые щиты, шлемы, флаги и попоны лошадей?

4 сл.- Совершенно верно, тема нашего урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».

5 сл.- Чтобы вы хотели нового узнать, по теме? Но сначала проверим что вы уже знаете. Для этого поработаем в группах (по 3).

6 сл.Вспомним правила работыв группе(если не знают)

Назначим старшего в группе.

Заполните таблицу №1, из конверта красного цвета. (Знаю, хочу узнать, узнал) пожалуйста, возьмите таблицу и посмотрите, какие графы можете заполнить.

5 сл. В течение 1 минуты заполните первые две графы, по теме нашего урока и выберите человека из группы, который представит результат. Пожалуйста, 1 группа и так далее…
Пригодятся ли полученные знания в жизни?

Что формирует это задание?

Настраиваются на урок, самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока.

Гербами и эмблемами. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

Значение символов, которые появились в Средние века, в эпоху рыцарей.

Правила работы в группе

1.В группе нужен ответственный.

2. Все члены группы работают вместе.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Высказывайте своё несогласие.

5.  Не понял, не молчи.

Мы познакомимся с искусством составления гербов.

Мы можем узнать:

- историю возникновения искусства геральдики;

- познакомиться с составными частями герба;

- значением символов и цвета в гербе.

Мы можем научиться «читать герб»; использовать свои знания для самостоятельного применения.

В каждой стране, области, городе есть свои отличительные символы: герб, флаг. Мы сможем понимать более полно их значение, «читать герб».

Умение (перечисляют УУД)….

Регулятивные:

целеполагание;

Познавательные: самостоятельное выделение –

Формирование познавательной

цели.

Познавательные:

Умение структурировать

знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и

одноклассниками

3

Актуализация знаний.

У вас на столах находятся знаки, которые определяют вашу принадлежность к группе героев,в гостик которым мы отправимся: Iряд – рыцари; IIряд – ремесленники; III ряд – современники. По ходу урока заполняем листы самооценки.За каждый правильный ответ в листе самооценки ставим плюс в 1-ю колонку. Если вам понравилась активная работа кого-то из одноклассников впишите его фамилию во 2-ю колонку.

У Вас на столах в конверте син цв. – три текста. Задание, каждой из групп: нужно найти свой текст, выполнить задание к нему и представить результат одноклассникам.

На выполнение задания отводится 2 минуты.

7 сл.Итак, отправляемся в гости к Рыцарям. Какими знаниями по теме урока вы можете поделиться. Все ребята походу рассказа из конверта кр. цв. в карточке №2 выполняют задание на соотнесение понятия и его определения

Ребята, как правильно произносится слово гЕрба ил гербА. Где мы можем это узнать?

Продолжаем.

8 сл.Соотнесли понятия и определение, проверим,обменяемся с соседом по парте карточкой,оценим (поставим+) в лист самопроверки соседа.30 сек.  на проверку.

Что формирует это задание?

Читают текст выполняют задание.

Рассказывают о понятиях:

Герб – немецкое слово, означает - «наследство»

Герб – это условное изображение, символ и отличительный знак государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Работа со словарями (словарь ударений)и в сети интернет.ГербЫ

Геральдика – искусство составления гербов возникла в XIV - XV века

Герольды - люди, изучающие и составляющие гербы.

Эмблема– это условное, символическое изображение какого-либо понятия или идеи (например, голубь – эмблема мира)

Взаимопроверка и оценка.

Умение (перечисляют УУД) ….

Познавательные:

Умение структурировать

знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и

одноклассниками

4

Первичное усвоение новых знаний.

9 сл.Отправляемся в гости к ремесленникам. Что вы можете рассказать по теме урока.

 Карточка №3 задание 1. 1 мин. на выполнение зад-я

Если вы нашли все элементы, то ставим +. Заносим результат в лист самооценки.

10 сл. Проверяем.30 сек на проверку.

Ребята, обратите внимание на доску, я прорисую форму щитов под их названием.

Постарайтесь запомнить и воспроизвести форму в карточке №3 задание 2.(убираем рис.).  Проверим. Кто не справился с рисованием по памяти выполняет рисунок с доски.

За каждое правильное соответствие форм ставим плюс. Заносим результат в лист самооценки.

Что формирует это задание?

 Чтобы нам смастерить герб для рыцаря нам нужно изготовить его элементы.

Герб состоит из следующих элементов:

а) намёт
б) корона
в) щитодержатель
г) щит
д) мантия

ж) девиз

1. Рассмотрим иллюстрации на стр. 136 – 137 учебника и запишем элементы герба встолбик рассматривая его сверху вниз. В карточке №3 зад 1.

2. Что является центральным и основным элементом герба, подчеркните его. Щит

Щиты бывают разной формы:

-итальянская;

-французская;

-немецкая;

-варяжская;

-исландская.

3. Зарисуйте форы щитов под их названием, в карточке №3 зад-е 2.

Умение (перечисляют УУД) …

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

Построение логической цепи

рассуждений;

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

5

Первичная проверка понимания

11 сл.Мы перемещаемся в современное время и слово нашим современникам, что вы можете сообщить по теме урока.

12 сл.__________________________ Как вы думает в каких случаях используется гимн.

Работа в парах. На выполнение 1 мин.

13 сл. Проверка (элементы герба РФ)

Как вы думаете где можно найти информацию о геральдических символах нашей республики и района

А сейчас на уроке, каким источником информации вы воспользовались?14, 15 сл.

Кто знает сколько лет нашему району?

16 сл. ФИЗМИНУТКА

В наше время каждая страна имеет свою геральдическую символику.

Задают вопрос одноклассникам. Перечислите символику нашей страны. Флаг, Герб, Гимн.

В торжественных случаях используют гимн.

Рассмотрите герб РФ из каких элементов он состоит, запишите ихназвание,заполняя карточку №4.

Как вы думаете есть ли герб с нашей республики и района и как они выглядят?

Одноклассники могут описать герб Татарстана и Атнинского района.

В сети интернет, в историко-краеведческом музее, в школьном историко-краеведческом музее приготовили сообщение о гербах

14, 15 сл.Сообщения…

Физминутка

Коммуникативные:

сотрудничество сучителем и

одноклассниками.

Познавательные:

Умениеструктурировать

знания, осознанно ипроизвольно

строить речевоевысказывание.

6

Первичное закрепление

Для этого возьмём Конверт №3 где есть разрезной план выполнения практической работы (правила работы с клеем и ножницами). Составим план работы (работа в группе).

17 сл.Проверим верно вы составили.

Распределение ролей в группе при выполнении практической работы.

Давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и клеем.

На выполнение практической работы отводится 10 мин.

Что формирует это задание?

18 сл.Вспомним какую цель мы перед собой ставили в начале урока?

Мы достигли своей цели?

В карточке №1 у нас заполнены 2 колонки можем ли мы что-то вписать 3-ю колонку, если да,то на заполенение1 мин. Что вписали? Гр. 1,2,3…

Что формирует это задание?

Выполните в группе практическую работу. Составьте макет герба Атнинского района по образцу в технике аппликация.

Что для этого нам нужно сделать?

  1. Составить план работы.
  2. Распределить обязанностей (ролей) в группе.
  3. Вспомним правила работы с клеем и ножницами.

Проверка плана.

  1. Взять бумагу цветная и белую, карандаш, ножницы, клей.
  2. Вырезать детали.
  3. Составить композицию из цветной бумаги на листе белой бумаги.

3. Приклеить цветные детали к основе.

Выполнение практической работы.


Умение (перечисляют УУД) ….

Изучение значение элементов герба формы и цвета

Достигли

Заполняют таблицу.

Озвучивают УУД

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и

одноклассниками.

Познавательные:

Умение структурировать

знания, осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание, применять знания на практике в художественно-творческой деятельности.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

19 сл.Придумать эмблему класса, выполнить эскиз эмблемы

Придумать герб своей семьи, выполнить его эскиз

Выбор задания

Личностные: самоопределение

8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

20 сл.Оцени себя в бланке самооценки.

Если ты считаешь, что справился с практическим заданием и тебе нравится твоя работа, прикрепи свой герб рядом с рыцарем.

21 сл. Спасибо за сотрудничество!

Оценивание деятельности за урок.

Выражение своего эмоционального отношения к результату урока.

Организация выставки детских работ.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные;

Личностные:смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Урок изобразительного искусства "О чем нам рассказывают гербы"

Урок ИЗО в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления ТРКМ...