Образные возможности портрета
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Передать портрет в обьеме в гризайле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_urok_izo.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработала учитель изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №16» г.Новочебоксарска

Кульчак Раиса Сергеевна.

Тема урока: Образные возможности освещения в портрете.

Класс: 6

Цель урока: Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства, сформировать первичные навыки использования контраста в живописи портрета, развитие у учащихся цветового восприятия окружающей действительности.

Задачи: 1. Обучающая. Научить изображать человека при направлении света с боку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения.

2. Развивающая. Развивать приемы изображения человека.

3. Воспитывающая. Воспитывать интерес к человеку, к творчеству, к созиданию , к искусству.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: усвоение новых знаний, практическое творческое занятие.

Методы обучения: словесный, объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение новой темы, творческий.

Формы обучения: беседа, дискуссия, самостоятельная творческая работа.

Межпредметные и предметные связи: тесная связь с физикой, географией, применение полученных знаний в жизни.

Средства воспитания и обучения: Репродукции картин И. Репина: «Стрекоза», Я. Вермеера: «Молочница», В. Серова: «Девочка с персиками», презентация, мастер – класс учителя при работе над портретом, музыкальное сопровождение для практической работы – классическая музыка.

Формы контроля: самоконтроль, текущий и индивидуальный.

Ожидаемые результаты достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Научаться воспринимать изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естественном освещении, знакомятся с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественным освещении, осваивают приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа.

Понимание объемности человеческого портрета, определять естественное освещение и искусственное.

Метапредметные

Научаться соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели, корректировать свое мнение.

Самостоятельное выполнение действий, планирование действий и решение проблемы, умение корректировать практическую работу.

Личностные

Проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность, вырабатывают свои мировоззренческие взгляды и осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют их, осознают свои интересы и цели.

Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. Осознание

творческого вдохновения и удовлетворения.

Литература для учителя и ученика: Учебник – Изобразительное искусство ,6 класс. Под ред. Б. М. Неменского, «Просвещение, 2015 г.

Ход урока.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодей-

ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Организа-ционный

момент,

1-2 мин

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки

Словесный

Фронталь-ная

Приветствие, контроль посещаемости,

проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя,

актуализация опорных знаний.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок

Личностные: самоорганизация, уметь организовать место занятий.: правильность выбора учебных принадлежностей

доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний,

3 мин.

Система-тизирова-ние ранее получен-

ных знаний учащихся (слайд №1)

Словесный

Фронталь-ная

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы:

1. Что здесь лишнее? Ответ: натюрморт

2 . Какой жанр искусства показан на экране? Ответ: портрет

3. Какие портреты вы знаете? Ответы: одиночный, групповой, по - грудной, поясной, во весь рост, камерный, парадный, психологический, автопортрет.

4. Чем можно выполнить портрет? Ответ: карандашами, фломастерами (графика), красками (живопись), в пластилине, в камне, в дереве и т. д. (скульптура).

5. С каких сторон можно изобразить человека? Ответ: спереди, сбоку, снизу, в три четверти.

Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают, дискутируют, приводят доказательные примеры.

Л: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение, аргументировать свою позицию.

М: умение отбирать и анализировать информацию, взаимодействовать с учителем.

П:классифицируют по заданным основаниям, сравнивают по заданным критериям, делают выводы.

сравнивают объекты.

Мотивация(встреча с проблемой),

3 мин.

Вызвать эмоциональный настрой, познаватель-ный интерес к теме урока

Проблем-ный

Фронталь-ная

Работа по картине Серова «Девочка с персиками» (2-3 мин)

Посмотрите внимательно на картину и ответьте на вопросы:

- Что изображено на картине?

- Вы много назвали окружающих девочку предметов. Теперь нам понятно, почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной?

- Любое произведение искусства каждый человек воспринимает по-своему.

- Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет?

- Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас?

- А какой у нее характер?

- Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым?

- Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение?

- Какие художественные средства, приемы использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение?

- Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона?

- Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой?

- Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картине?

- Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? (Спокойствия, радости)

- Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета – картины?

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Отвечают на вопросы учителя, ответы учащихся на поставленные вопросы.

Содержание портрета – картины «Девочка с персиками» несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски

Самостоятельно формулируют тему, цель урока, выбор материалов, план пути достижения цели.

М: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение

Изучение нового матери-ала,

8 мин.

Организо-вать осмыслен-ное восприя-тие новой информа-ции

Словеный,

ипользов-ние техничес-ких средств

Фронталь-

ная

Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения

Формировать знания об особенностях творчества в отечественной культуре и культуре других стран художников-портретистов, о богатстве выбора образных возможностей в изобразительном искусстве, о различном освящении и его значении в создании художественного образа

Развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства.

воспитать интерес к человеку, положительные эмоции при просмотре произведений искусства.

Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении.

Рассматривают картины, обсуждают влияние освещения на живописные возможности. Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования.

Л: определяют цель и проблему в учебной деятельности ,

проявляют познавательную активность.

М:

формулировать собственное мнение и позицию.

П:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; знакомятся с изменениями образа человека при искусственном освещении,

осваивают приёмы выразительных возможностей освящения для характеристики образа при освещении с разных сторон.

Практическая творчес-кая работа,

25 мин.

Обеспечить усвоение и закрепле-ние знаний

Практи-ческая работа

Индивиду-альная

Учитель показывает на доске приемы работы над портретом в технике гризайль. Указывает на некоторые особенности работы в этой технике.

Выполняют задание практической работы,

Развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства.

воспитать интерес к человеку, положительные эмоции при просмотре произведений искусства.

Л:

вырабатывают внимание, наблюдательность. Формируют творческое воображение

П: осваивают приемы художественного преувеличения, отбирают детали, «обостряют образы».

М: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.

Рефлексивно - оценоч-ный этап.

Закрепле-ние прой-денного материа-ла,

4 мин.

Осмысле-ние резуль-тата деятель-ности

Аналити-ческий, индивидуальная рефлексия

Фронталь-ная , индивиду-альная

Рефлексия эмоционального состояния и отношения к уроку.

Эмоционально-психологическое обобщение.

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

Большой – для меня это важно … / неважно …

Указательный - я получил конкретные рекомендации / я не узнал для себя ничего нового…

Средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – хочу для себя выяснить …

Ребята любуются произведениями искусства. Спокойно созерцают, задумываются над своими ощущениями.

Сравниваем, что сделали за отведенное время. Оцениваем по следующим критериям: выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;

аккуратность исполнения. Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.

Творческое обсуждение выполненных работ, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе. Творческое обсуждение выполненных работ, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе.

Л: умение провести самооценку.

М: построение логической цепочки рассуждений и доказательств.

Итог урока,

1-2 мин.

Домашнее задание.

Выставка учащихся.

Аналитический, словесный.

Фронталь-ная

Делаются необходимые замечания, оценка работы учащихся на уроке, осмысление положительного настроя на свои работы.

Принести альбомы и краски. Подготовить материал для шаржа.

Записывают д/з, оценку за урок.

Л: умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”©

ЗАНЯТИЕ на развитие образного мышления с опорой на слово  “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”Спросите детей, знают ли они кто такой Доктор Айболит и будет ясно, что с рождения...

Портрет в живописи. Виды портрета.

Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....

Урок – дискуссия в 11 классе «Политический портрет М. С. Горбачева: нереализованные возможности»

Цель урока: через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний выявить существующее многообразие точек зрения на проблему  оценивания  политической деятельности М. С. Горба...

Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».

Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).

Этот  урок – третий по рассказу « Бирюк». Изучены композиция, сюжет, конфликт, характеристика героя, образ рассказчика и позиция автора.Этот  урок, с одной стороны, - обобщающий по рассказу,...

Образные возможности освещения в портрете

урок по программе Б.М.Неменского в 6 классе в 3 четверти...