Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Бурлуцкая Наталья Георгиевна

Этот  урок – третий по рассказу « Бирюк». Изучены композиция, сюжет, конфликт, характеристика героя, образ рассказчика и позиция автора.

Этот  урок, с одной стороны, - обобщающий по рассказу, его образовательная цель – истолкование произведения на основе целостного  восприятия текста и понимания идеи  произведения.

С другой  стороны, это урок  теории литературы, цель  которого – показать роль художественных описаний в раскрытии замысла автора и характеров героев.

Уроки теории всегда сложны. Я постаралась ввести теоретические понятия на практическом материале.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biryuk.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).

 Н.Г.Бурлуцкая

ЦЕЛИ УРОКА

     Образовательные: анализ художественных описаний рассказа (портрет, пейзаж, интерьер) с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения, исследование позиции автора, то есть целостное восприятие и истолкование произведения; необходимость теоретических знаний в становлении читателя для понимания того, как создается литературное произведение.

     Развивающие: развитие навыков вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову; развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности, памяти, расширения лексикона, развитие речевой деятельности (навыков умственного труда, в основе которого работа с книгой).

     Воспитательные (ценностные): воспитание интереса к русским национальным проблемам, истокам русского национального характера, понимание языка природы (её нераздельность с человеком), понимание языка музыки и изобразительной деятельности человека (полихудожественный подход), умение тонко чувствовать и понимать «живопись словом».

ОБОРУДОВАНИЕ

 Аудиозапись музыки Г.Свиридова «Деревянная Русь»,  таблица с терминами (схема их взаимосвязей), рисунки учеников, портрет Тургенева. Выставка «Интерьер крестьянской избы девятнадцатого века». Словарь Даля, репродукции картин русских художников на тему крестьянской жизни и русской природы.      

1. Ребята! Мы продолжаем работу над рассказом Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк».

Сейчас прозвучит музыка Свиридова «Деревянная Русь». Вы внимательно послушайте ее, и потом мы поделимся впечатлениями,

которые оставила эта музыка в душе каждого из нас.

(ЗВУЧИТ МЫЗЫКА СВИРИДОВА  слайд 1)

- Итак, какое настроение возникло? Какую картину вы представили? 

Ученики:

- Это создало у меня безысходное, тоскливое настроение, как будто душа болит.

- Я представила ветхие крестьянские избы, тощую клячу во дворе;

нищих людей, идущих по дороге.

 - У меня возникла картина природы – вокруг высохшая степь. Очень грустно мне стало.

Перекликается ли это с вашим впечатлением о рассказе « Бирюк»?

Ученики:

- Рассказ оставляет в душе тяжелое чувство, как и  музыка.

- Нищета, убогость, безысходность крестьянской жизни, переданные в рассказе, звучат и в музыке.

К какому моменту рассказа подходит эта музыка?

Ученики:

-  К началу и к концу рассказа.

- Эта музыка звучит как горькое раздумье автора.

- К описанию избы, показывая впечатления рассказчика.

2. Музыка помогла нам настроиться на тему урока: «Я посмотрел кругом, - сердце во мне заныло».

   Вдумчиво читая рассказы Тургенева, вы, ребята, заметили, какое большое место занимают художественные  описания природы,        внешности человека, обстановки жилища героя.

   Цель нашего урока: заглянуть в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения.  

      3. Мы поработаем сейчас как литературоведы-исследователи, рассмотрим все художественные описания рассказа «Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решить сообща, поэтому будем работать в группах.

     Ориентир – ваши рисунки на доске, они выполняют роль сигнальных карт. Даю время – 5 минут  - для обсуждения.

     По каждому заданию выступает один представитель от группы  (в карточке 3-4 задания).

    Этот представитель выражает общее мнение группы.

    Итак, работают пять групп.

    1, 5 группа  - с пейзажем;

    2-я группа – с интерьером;

    3, 4 группа – с портретом;

В помощь учитель дает:

- репродукции картин художника;

- реквизит (предметы крестьянского быта, словарь Даля, иллюстрации 19 века).

Учитель дает карточки и  время для обсуждения.

Задания 1-й группе   «Пейзаж»

1. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы (« Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).

 

2. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи. звука? (Назови ключевые слова. Какие части преобладают?)

3. Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?

ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ

    -Тургенев – мастер пейзажа. Мы, читая тургеневское описание, будто слышим звуки природы, ощущаем запахи, видим краски. Этот фрагмент текста – описание начала грозы – настраивает нас на то, что впереди гроза, конфликт. У нас возникает чувство ожидания чего-то неприятного.

    Роль этого пейзажа  в развитии действия в том, что он передает ожидание, напряженность. Из этого эпизода становится ясно, что место действия – лес, герои связаны с лесом.

    Уже в начале рассказа намечается параллель между человеком и природы.

В этом эпизоде обилие глаголов – «надвигалась», «поднималась», «неслись»,  «шевелились», «сменился», «густели»,  «загудел», «зашлепали» и так далее.

   Гроза – движение.

    Изменения в природе подчеркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия, (« медленно поднимались», «навстречу неслись», «тревожно шевелились и трепетали»,  «внезапно сменился», «залитые мраком», «резко застучали»), сложные предложения.

Задания 2-й группе   «Интерьер»

1. Художественное рассказывание (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка?

Как это описание помогает понять характер героя?

3. Какие слова в описании являются ключевыми?

Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы?

(Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя.)

Ученики: - Изба лесника была низкой и пустой, закоптелой и убогой.В центре избы висела люлька, рядом стояла крошечная скамейка, в углу лежала груда тряпок, на лавке-ружье. Даже лучина на столе горела печально. Сердце у рассказчика охотника защемило от этой невеселой картины.

 - Убожество избы подчёркивают существительные и прилагательные: «изорванный тулуп», «груда тряпок», «два горшка», «лучина», «люлька», «фонарь».

 - Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер Бирюка, его угрюмость, замкнутость, одиночество. За свою усердную службу он ничего не имеет. Он служит «не за страх, а за совесть».

Задания 3-й группе   «Портрет»

1. Художественное рассказывание (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища Бирюк?

4. Что означает «бирюк» (по словарю В.И.Даля)?

Соответствует ли это прозвище правде о леснике?

Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Ученики:

  - Бирюк высокий, физически крепкий мужчина.

Выражения лица его суровое и непривлекательное. Черная борода закрывала наполовину его лицо, глаза сияли смелостью и мужеством.

 - Бирюк немногословен. Он честно исполняет свои обязанности по охране леса. Чувство долга превыше всего. Лесник сам нищ, он понимает причину воровства. Чувство совести и сострадания борются в нем. Это наложило отпечаток на его характер.

-По словарю В.И. Даля, «БИРЮК» имеет несколько значений: 1) зверь, волк 2) нелюдимый, угрюмый человек. «Русский народ на прозвища мастер». Наш герой - действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего,  ненависть мужиков, одиночество. Жена его бросила, оставила ему двух детей. Поэтому бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе, любящий и берегущий каждое деревце и кустик, не может быть плохим. И хотя мужик – вор несколько раз в порыве гнева называют его «зверем», Бирюк способен сочувствовать. Конец рассказа для меня неожиданный.

    - В душе Бирюка победило сострадание к мужику. Хотя он сам недоволен этим. Характер у этого человека сложный и противоречивый. « Я тоже человек подневольный; с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходиться», - так Бирюк объясняет свою позицию.  

Задания 4-й группе   «Портрет»

1. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок!

2. Для чего в произведении нужен портрет?

Ученики:

 - Мокрый, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой, с дряной лошаденкой, мужик-вор вызывает у нас жалость. Тургенев показывает его «испитое, морщинистое лицо», «беспокойные глаза». Сначала он был страшно испуган, пытался оправдаться, взывал к жалости Бирюка. «Мужика подёргивало», он «встряхивал головой и дышал неровно», говорил «с унылым отчаянием»: «Отпусти… с голодухи…» -отпусти…,-кричал «жалобно, по-заячьи». Видя, что не  пробиться к сердцу Бирюка и не дождаться сочувствия, мужик изменил своё поведение

    - Мужик вошёл в гнев, проклиная лесника: «Душегубец ты зверь, погибели на тебя нету». Изменился портрет мужика: «Глаза у него загорелись», «на лице выступила краска», говорит он, «прищурив глаза», «свирепым голосом».

Выражение лица героя, речь и поведение помогают понять характер. Портрет – одно из средств создания образа героя, часть его характеристики. Благодаря портрету мы представляем героев, глубже понимаем авторскую мысль.

Задания 5-й группе   «Пейзаж»

1. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

2. Какова роль образа-символа грозы?  Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»?

3. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

Ученики:

- При свете молнии и звуках дождя мы видим лесника, его избу, мужика. «Тёмно – синее небо», «тяжелые громады туч», «длинные молнии» - это фон, на котором происходит действие рассказа. Можно считать, что пейзаж в рассказе «Бирюк» - это одно из действующих лиц.

- Появление каждого героя связано с молнией, дождем, грозой. «Белая молния озарила лесника с голову до ног…»,  «..при свете молнии увидал небольшую избушку», «небо продолжало расчищаться…», «дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями…», «дождик всё не переставал…»

  • Дождик в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика
  • Гроза и дождь показывают не только явления природы, но и внутреннее состояние героев. Гроза – символ конфликта. Пейзаж помогает понять нам характеры героев, проблемы взаимоотношения людей.

ВЫВОДЫ УЧИТЕЛЯ

Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. В этом рассказе пейзаж – говорящий фон. Пейзаж передает отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказе «Бирюк» природа плачет – идет дождь.

    Этим автор выражает неприятие таких человеческих отношений. Гроза – образ-символ в рассказе. Это не только явление  природы. Бирюк – гроза воров, гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.

       Проблема «Природа – человек» получила здесь свое отражение.

4. Подведем итоги.

Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой. Они помогают понять смысл произведения.

Сделаем вывод.

Что хотел сказать нам автор? В чем смысл произведения, проведенный через всеединство образов?

Ученики:

  • Тургенев показал, как тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей крепостное право, на характеры крестьян, их отношения.
  •  От описания крестьянского быта Тургенева шёл к показу души и характера русского мужика.
  •  Это особенно грустно наблюдать на фоне природы, где царит мир, покой, гармония.

            Тургенева волновала судьба Росси, тревожили ее проблемы. Он  сочувствует крестьянам и пытается пробудить эти чувства в своих читателях - современниках (а это были дворяне, владельцы крепостных  душ).

Обратимся к цитате – теме урока: « Я посмотрел кругом, - сердце  во мне заныло».

Кому принадлежат эти слова и когда  они сказаны?

 Эта фраза образно выражает идею рассказа. Это впечатление от убогого жилища Бирюка можно рассматривать как впечатление от крепостной России вообще.

Какие чувства в вас пробудил этот урок?

Домашнее задание. Определить роль художественных описаний (пейзажа и портрета) в рассказе « Бежин луг» (для урока  внеклассного чтения).

Комментирование оценок.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Сегодняшний  урок – третий по рассказу « Бирюк». Изучены композиция, сюжет, конфликт, характеристика героя, образ рассказчика и позиция автора.

Этот  урок, с одной стороны, - обобщающий по рассказу, его образовательная цель – истолкование произведения на основе целостного  восприятия текста и понимания идеи  произведения.

С другой  стороны, это урок  теории литературы, цель  которого – показать роль художественных описаний в раскрытии замысла автора и характеров героев.

Уроки теории всегда сложны. Я постаралась ввести теоретические понятия на практическом материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)

Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....

Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)

Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....

Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"

Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"

Открытый урок по литературе в 7 классе "Художественное своеобразие рассказа И.С. Тургенева "Бирюк", Понятие конфликта"...

Обучающее выборочное изложение - описание по фрагменту рассказа И.С. Тургенева "Бирюк"

В презентации представлен материал, который поможет подготовиться к выборочному изложению и учителю, и детям. Для учителя в презентации приведён четкий алгоритм действий. Подобная подготовка к изложен...

Конспект урока "Художественная деталь в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»". Литература. 7 класс.

Конспект урока "Художественная деталь в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»". Литература. 7 класс....