История создания рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», особенности произведения
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryuk1.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Литература
Класс: 7
Автор УМК: под ред. В. Я. Коровиной
Учитель:
Тема урока: История создания рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», особенности произведения
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:
1.Содержательная цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
2. Деятельностная цель: создать условия для формирования у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Планируемые образовательные результаты:
1. предметные: уметь формулировать тему, идею поэтического текста, анализировать текст
2. метапредметные:
коммуникативные: сумеют воспользоваться навыками конструктивного взаимодействия: принять участие в диалоге; точно выражать свои мысли и обосновывать высказанную позицию; взаимодействовать с учителем.
регулятивные: целеполагание и планирование деятельности; коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии
познавательные: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение
3. личностные: мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству; принятие норм и правил ответственного поведения
Методы и формы обучения: эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, словарно-фразеологический
Оборудование: учебник литература 7 класс, опорный конспект, карточки для работы в группах, толковые словари
Ход урока
№ п/п | Этап урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент Мотивационный этап | Беседа | Приветствие учащихся Учитель предлагает детям выбрать лепестки из ромашки, прикрепленной на доске, и ответить на попавшиеся им вопросы: 1 вопрос. Твой любимый рассказ. Почему? 2 вопрос Любимый писатель. Почему? 3 вопрос Любимый поэт. Почему? 4 вопрос. Любимое стихотворение. Почему? - Мы вспомнили, что читали раньше, что каждому особенно запомнилось. А сегодня мы переходим к И.С.Тургеневу, который писал не только прозаические произведения, но и стихотворения в прозе. | Приветствие учителя |
2 | Актуализация знаний Постановка целей и задач урока | Беседа Фронтальный опрос | - Ребята, мы с вами сегодня начинаем разговор о жизни и творчестве одного из самых интересных, и в то же время сложных и противоречивых писателей русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева. Работа в тетрадях. - Открываем тетради, пишем число и тему урока. - Теперь запишите в тетрадях слова И.С.Тургенева: Душа моя, все мысли мои в России И.С.Тургенев - На протяжении урока мы с вами поразмышляем над смыслом высказывания автора. Работа над портретом. Вопрос-ответ: - Как писатель выглядит? - Какие особенности, черты выдвигаются на передний план? - Что можно сказать, увидев портрет Тургенева? Цель: расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, изучить рассказ «Бирюк». Задачи: - актуализировать знания учащихся о писателе; познакомиться с фактами биографии, связанными с «Записками охотника»; - совершенствовать навыки характеристики героя; - углубить понятие о русском национальном характере; - обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений; - воспитать интерес к произведениям автора. | Устные ответы Слушают учителя Отвечают на вопросы учителя |
3 | Изучение нового материала | Индивидуальная, фронтальная формы работы Беседа Словарная-фразеологическая работа | Знакомство с жизненными этапами И.С.Тургенева. Слово учителя. Сообщение учащегося (биография И.С.Тургенева). Беседа с учащимися: - Да, первые литературные опыты Ивана Сергеевича Тургенева были поэтическими. Его стихи и поэмы (в основном – подражание В.А.Жуковскому и М.Ю.Лермонтову) были напечатаны в журнале «Современник». Но настоящую славу принесли рассказы из цикла «Записки охотника». – С каким рассказом этого цикла мы с вами знакомились в 6 классе? – Кто является главным героем рассказа «Бежин луг»? – Почему Тургенев уделяет столько внимания ребятишкам? – А кроме описания мальчиков, чему ещё уделяется много внимания в рассказе «Бежин луг»? - Итак, за «Записки охотника» Тургенев был сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново, где сама природа вдохновляла его на создание новых шедевров. Одним из рассказов цикла «Записки охотника» является рассказ «Бирюк», с которым мы и познакомимся в этом году. (Дома рассказ был прочитан детьми) Беседа о смысле заглавия рассказа Начнём работу над произведением, как ни странно, с разговора о животных. А конкретно - о волках. - Вспомните, каким главным качеством обладает волк как герой фольклорных произведений (поговорок, пословиц, сказок)? (Кровожадность) - Соответствует ли действительности такое народное представление о волке? (Да, это хищное, плотоядное животное) - Какие ещё качества волка отмечают исследователи этих животных? (Выносливость, чутьё, ум) - Почему разговор о произведении мы начли с беседы о волках? («Бирюк» - название произведения. Герою рассказа, леснику Фоме Кузьмичу, крестьяне соседних деревень дали прозвище - Бирюк. А слово это имеет значение - волк-одиночка) - Почему одинокому волку народ дал специальное название? (Обычно волки охотятся стаями) - Всякий ли волк решится на охоту в одиночку? (Только матёрый зверь) Словарная работа. А теперь проведем с вами небольшое исследование. - На ваших столах лежат словари. Пожалуйста, найдите в них значение словам «Бирюк», ведь не всем понятен смысл этого слова. Подберите синонимы и антонимы к слову «бирюк». Устно составьте предложения с этим словом, в котором раскрывается смысл этого слова. Какое представление о герое рассказа формирует у читателя название произведения? (Жестокий, выносливый, нелюдимый человек, уверенный в своих силах человек, обладающий тонким чутьём. Запишите ассоциации к слову волк. (лес, страх, хищник, зверь, и даже — суеверие, колдовство) Действительно, в народных сказках, преданиях волк часто оказывается оборотнем, нечистой силой. И сам герой рассказа Фома изображён как нечто необычайное: он появляется во время грозы и будто слит с ней: “появился, словно привидение”, “вырастает как из-под земли”, “силён и ловок, как бес”, “ни на какую приманку не идёт”, “сжить со свету собирались, да нет, не даётся”, видит в темноте, хорошо ориентируется в лесу, слышит то, что другим не слышно. Большинство этих характеристик Фомы принадлежат мужикам. Почему же они его так воспринимают? Дети создают свои гипотезы: может быть, потому, что его поведение им не удаётся объяснить обычными, обыденными причинами, ведь он не такой, как все: не пользуется своим положением, чтобы нажиться, исполняет свои обязанности честно. | Устные ответы Работа в тетради Слушают учителя Отвечают на вопросы Формулируют выводы Проводят словарную работу |
4 | Первичное закрепление | Индивидуальная, фронтальная формы работы Работа в группах | - Название рассказа - не единственное средство, формирующее наше представление о характере персонажа. Какие ещё средства создания характера вы знаете? Мы должны выяснить: «Почему хороший человек назван бирюком?» Каков он на самом деле? Что делает его бирюком? Работа в группах Учитель раздает карточки и дает время для обсуждения. (Звучит музыка Георгия Свиридова ) Задания группе "Интерьер". 1. Художественный пересказ (описание жилища Бирюка). 2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя? Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища к пониманию характера героя). (- Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер. Его жизнь трагична и безотрадна) Задание группе "Портрет Бирюка" ( Портрет- изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.) 1. Художественный пересказ (описание внешности главного героя). 2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя? 3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища - Бирюк? Задание группе "Пейзаж" 1. Найдите и выразительно прочитайте описание природы. Какой образ главный? Как он соотносится с образом главного героя? 2. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа "Бирюк"? Какие чувства передает Тургенев в описании природы? Подведем итоги. Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой и помогают создать образ главного героя Вывод: впечатление о Бирюке создаётся по внешнему виду. На самом же деле это хороший человек, только нелюдимый, скрытный, никому не показывает своего истинного лица. Он знает, что будет наказан хозяином за срубленное дерево, однако отпускает вора. Сам живёт в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе: понимает, что бедняк ворует не от жадности, а от безысходности, только беспросветная нужда толкает его на такое опасное дело. Наверное, сама жизнь заставляет быть и нелюдимым, грозным: он живёт одиноко в лесу в низенькой, закоптелой избушке с двумя малолетними детьми, покинутыми матерью, сбежавшей с каким-то городским мещанином. Крепостное право тоже наложило свой отпечаток на жизнь этого человека. Быть лесником – это единственный источник доходов, чтобы прокормить детей, и он боится потерять работу, вот потому так усердно служит, а, может, и нужно говорить о его добросовестности, что не позволяет служить кое-как. | Слушают учителя Отвечают на вопрос: (Пейзаж, портрет, речь, интерьер) Работа в группах Делают выводы Отвечают на вопросы |
5 | Рефлексия | Беседа Комментирование | Вопрос классу: чем мы занимались сегодня на уроке? Что узнали и повторили? Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»? | Выполняют самоанализ деятельности Отвечают на вопросы |
6 | Домашнее задание | Комментирование | 1) подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей. 2) нарисовать иллюстрацию к рассказу (по желанию). | Записывают домашнее задание |
Литература:
- Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский) (урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)
Урок литературы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной. Обучающиеся исследуют текст рассказа И.С.Тургенева "Бирюк" и в процессе групповой работы дают ответ на проблемный вопрос, вынесенный в тему урока....
Карточки к рассказу И.С. Тургенева "Бирюк" (7 класс)
Предлагаю четыре варианта карточек, проверяющих не только знание содержания рассказа "Бирюк", но и побуждающих учащихся задуматься над смыслом этого произведения....
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"
Данный материал содержит конспект и презентацию урока литературы на тему "Художественные особенности рассказа И. С. Тургенева "Бирюк"по учебнику-хрестоматии под редакцией Г.И.Беленького для 7 кл...
Диалог с рассказом И.С.Тургенева «Бирюк».
Путь к мастерству в изображении жизни народа. (С использованием групповой формы работы)...
Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс
Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП. Презентация к уроку....
Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
Этот урок – третий по рассказу « Бирюк». Изучены композиция, сюжет, конфликт, характеристика героя, образ рассказчика и позиция автора.Этот урок, с одной стороны, - обобщающий по рассказу,...