Декоративно-прикладное искусство в ремеслах Ульяновской области.
статья по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Крылов Сергей Николаевич

Почти с самого основания Симбирска здесь развивались художественные виды ремёсел. Валяльный промысел – один из старейших в Симбирской губернии. В разных уголках Симбирской губернии было развито узорное ткачество. Образцы народного искусства дошли и до наших дней, все они перекликаются по технике исполнения и орнаментации с ткачеством Русского Севера. В фондах Ульяновского областного краеведческого музея есть первоклассные художественные изделия из металла. Резьба по дереву на протяжении многих веков не теряет популярности во всех уголках многонациональной России. Сохраняется интерес к художественной деревообработке. Лоскутное мастерство родилось в конце XVIII века и активно развивалось в Симбирской губернии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promysly.docx771.04 КБ

Предварительный просмотр:

Валяльный промысел – один из старейших в Симбирской губернии да и на территории всей России. Куда человеку в российскую зиму без валенок! Их основа – шерсть – в каждом крестьянском дворе: овечья, коровья, козья или собачья. А вот купить валенки мог далеко не каждый, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение.

В Симбирской губернии этим промыслом на продажу занималось в основном татарское население, не отставали в валянии валенок и русские, и чуваши. На ярмарках особенно ценились алатырские валенки. Ныне это село Красные Горы Сурского района, а раньше село называлось Кобелевка, от слова «кобельки», что означает деревянные болванки для накатывания на них отпаренной овечьей шерсти.

В настоящее время валяние валенок в Ульяновской области распространено не так широко, но есть мастера, которые переняли это дело от своих дедов. Промысел встречается в Карсунском, Кузоватовском, Майнском, Новомалыклинском и Цильнинском районах.

В XXI веке валенки не забыты, в них щеголяют как сельские жительницы, так и ульяновские модницы.

В р. п. Цильна процветает семейная мастерская «Пуховый доктор». В районе знают и ценят уникального мастера-валяльщика Ф. К. Юнусова.

Ткачество

В разных уголках Симбирской губернии было развито узорное ткачество. Образцы народного искусства дошли и до наших дней, все они перекликаются по технике исполнения и орнаментации с ткачеством Русского Севера. Вполне возможно, что эти узоры тканых изделий могли быть привезены переселенцами северных районов в Симбирскую губернию в XIX веке.

Особенно славились ткачихи Алатырского уезда (ныне Сурский район). В большом количестве производилось белое и пестрядинное полотно, полотенца, выполненные в технике браного и выборного узорного ткачества, домотканые дорожки, пояса и опояски, вытканные на бёрдышках и дощечках. Ткачество было трудоёмким процессом. Даже на изготовление нитей уходило очень много времени.

В с. Промзино (ныне р. п. Сурское) ткали из бумажных и полубумажных холстинок, которые так и назывались – промзинки, а выработка этой ткани за год составляла 600 тысяч аршин.

В настоящее время ручное ткачество возрождается в нескольких районах Ульяновской области. Ремесленная мастерская «Журавль» появилась в 2009 году в п. Зелёная Роща Ульяновского района, а также при церковно-приходской школе при Арских храмах.

«Корч» и его предшественники

В фондах Ульяновского областного краеведческого музея есть первоклассные художественные изделия из металла: железные подсвечники, сундучки, подголовники, окованные узорным просечным железом. Они датируются XVII – серединой XIX веков, а некоторые из них (сундучки) относятся к более раннему периоду. Тонкие и изящные узоры просечного металла говорят о высоком мастерстве исполнителя.

В 1911 году в Симбирской губернии было около трёх тысяч кузнецов. Настоящие мастера своего дела, кузнецы-ювелиры проживали в помещичьих усадьбах.

В советское время с развитием сельского хозяйства потребность в кузнецах не угасала: кто ещё в селе подкуёт лошадь! Однако кузнечное дело как народный художественный промысел не развивалось. Его возрождение началось уже в наше время. В 1986 году в Ульяновске был основан симбирский кузнечный двор «Корч». На этой базе воссоздана действующая кузница образца XVIII века, в которой производится демонстрация технологии кузнечного ремесла. В настоящее время это творческая мастерская настоящих профессионалов. Кузница «Корч» является членом Союза кузнецов-художников России и постоянным участником различных выставок и фестивалей в Москве, Ульяновске, Саранске, Будапеште, Сексарде (Венгрия), разных городах США. При мастерской открыты кузнечная школа и музей кузнечного дела. Мастера художественной ковки умело сочетают древнее мастерство кузнечных работ с последними тенденциями дизайна и современными средствами отделки металлов, стремятся удовлетворять самые разнообразные современные требования и вкусы. Все вещи – будь то сувенир, уличный фонарь, самовар, каминный набор или ограда – эксклюзивны и оригинальны, металл одухотворён теплом души мастеров, влюблённых в своё дело.

Традиции деревообработки

Резьба по дереву на протяжении многих веков не теряет популярности во всех уголках многонациональной России. Сохраняется интерес к художественной деревообработке и в Ульяновской области.

Народная культура и традиции декоративной деревообработки – богатство Кузоватовского района. Основоположником резьбы здесь был Семён Петрович Сорокин. Обучившись этому ремеслу и став настоящим профессионалом, он передал секреты мастерства своим детям и внукам. Уникальные работы С. П. Сорокина и его детей находятся во многих музеях страны и частных коллекциях.

Кузоватовцы сохраняют историческую преемственность поколений. Ремесло деревообработки активно продвигает директор Кузоватовской ДШИ, преподаватель резьбы по дереву и основатель проекта «Наследники Сорокина» Владислав Тогаев. Он обучает молодёжь резьбе по дереву. В рамках реализации проекта «Музей дедушки Сорокина» Тогаев реконструировал и открыл районный историко-краеведческий музей с экспозицией, посвящённой знаменитому кузоватовскому резчику.

Фестиваль-конкурс резчиков по дереву «Наследники Сорокина» проходит в Ульяновской области с 2011 года. Очень быстро он получил статус всероссийского. Яркое зрелище: из трёхметрового соснового бревна умельцы режут сказочных персонажей, садово-парковые скульптуры, языческих богов и другие творения. На соревнованиях по скоростной резьбе мастера в течение 45 минут выпиливают скульптуры на свободную тему. Изваяния остаются «жить» в Кузоватово или же в исконно мордовском селе Кивать, которое стало площадкой проведения еще одного областного фестиваля декоративно-прикладного творчества «Масторовань Морот» («Песни матери-земли»). Так, Кузоватово может похвастаться детским парком «Сказки резчика Сорокина», а село Кивать – это целый этнографический национальный комплекс с подворьями и мордовскими идолами. Музеи под открытым небом притягивают туристов со всех уголков России и являются любимыми местами отдыха жителей Ульяновского региона.

Неизменными участниками фестиваля «Наследники Сорокина» в рабочем поселке Кузоватово Ульяновской области являются мастера из Московской, Рязанской, Пензенской, Нижегородской областей, из Мордовии, Чувашии, Ульяновска, муниципальных образований Ульяновского региона, а также молодое поколение воспитанников художественного отделения Кузоватовской детской школы искусств, где учат превращать обыкновенные куски дерева в прекрасные произведения народного творчества.

В 2021 году в р. п. Кузоватово прошёл очередной областной форум «Наследники Сорокина», посвящённый 130-летию со дня рождения Семёна Сорокина. Гости обменялись опытом и навыками на круглом столе «Сохранение и развитие народного промысла резьба по дереву». Ярким моментом мероприятия стала экскурсия в краеведческом музее по выставке «В гостях у резчика Сорокина», где мастер изображён среди своих работ в творческом привычном для него процессе.

Теперь в этом музее организовываются выставки, мастер-классы резьбы по дереву и кузоватоватовской росписи с привлечением профессиональной команды историков, музейных специалистов.

Лоскутное мастерство

Это ремесло родилось в конце XVIII века. С развитием машинного производства в России в домашний обиход начали входить разнообразные ткани. После раскроя одежды оставались лоскуты, которые хозяйки никогда не выбрасывали, а складывали в отдельные мешки, а впоследствии изготавливали из них различные изделия. Делалось это из экономии, но в руках мастериц эти изделия зачастую превращались в настоящие произведения искусства. Так родилось лоскутное ремесло. Шились подушки, одеяла, дорожные и хозяйственные сумки.

С подъёмом материального благосостояния советские мастерицы не утратили интерес к лоскутному мастерству. В 1970-е годы в моду вошёл фольклорный стиль – он возродил традиции лоскутного шитья.

В конце ХХ века крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его как вид искусства.

Сегодня наиболее популярны две техники лоскутного шитья: пэчворк (мелкие детали накладываются на крупные) и квилтинг (состоит из нескольких слоёв ткани). Достичь высокого мастерства в этом виде искусства очень непросто: нужен не просто навык, как в других ремёслах, но художественное видение, чувство цвета и композиции.

Изделия ручной работы вновь обретают особую ценность и вряд ли когда-нибудь выйдут из моды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств "Декоративно-прикладное искусство"

Структура программы:1. Пояснительная записка. 2. Учебно-тематическое планирование.3.Содержание программы. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся. 5. Формы и методы контроля. 6. Список литератур...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ СПО 44.02.03

Программа предназначена для специальности СПО " Педагогика дополнительного образования в области ИЗО и ДПИ". В программу входят дисциплины: МДК " Рисунок",  МДК "Живопись", МДК " ДПИ", МДК "Метод...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

«Метод проектов, как неотъемлемая часть инновационной траектории развития современной методики преподавания предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства в системе дополнительного образования Московской области»

Метод проектов позволяет школьникам осуществить полный технологический цикл изготовления изделия. Условия эффективного использования творческих проектов в качестве демонстрационных материалов....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...