Опыт работы с ребенком ОВЗ (РАС) по программе «Живопись» (общеразвивающая программа)
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Опыт работы с ребенком ОВЗ (РАС) по программе «Живопись» (общеразвивающая программа)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Ю.В.

Опыт работы с ребенком ОВЗ (РАС) по программе «Живопись» (общеразвивающая программа)

Я хочу рассказать о девочке 14 лет (инвалидность, РАС), которая поступила в нашу школу (ДШИ, отделение «Живопись») переводом из частной школы. До поступления активно занималась по видеоурокам. С одной стороны, у нее был хороший навык копирования, с другой стороны абсолютная неуверенность в процессе самостоятельной работы. Родители ребенка очень надеются на поступление в художественный колледж с декоративно-прикладным направлением. Безусловно они правы, ведь всегда нужно стремиться к лучшему и верить в своего ребенка. Девочка «не тяжелая», хотя и имеет ряд особенностей. При этом она посещает обычную общеобразовательную школу, в которой педагоги учитывают особенности ребёнка в ходе учебного процесса.

Итак, наши исходные данные были следующие. Сильные стороны: уверенное копирование, аккуратный штрих, «твердая рука», желание рисовать. Слабые стороны: неуверенность (и даже страх) при выполнении самостоятельной работы, проблемы с пониманием инструкции, сложности в построении предметов, сложности работы с акварелью (хотя сложности с акварелью у многих нейротипичных детей).

Я сразу решила, что упрощать программу мы не будем, так как если задача стоит продолжать обучение в художественном колледже, то базу художественной школы нужно освоить. Мы просто будем продвигаться по мере ее освоения. Сейчас девочка несколько отстает от программы, но я надеюсь, что в дальнейшем мы все наверстаем.

На первых занятиях выявились последствия зависимости от мастер-классов. Ребенок привык, что автор видеоурока придумывал все: сюжет, композицию, предметы или персонажи, порядок выполнения работы, колорит и т.п.

Моя новая ученица думала, что я буду с ней работать по такой же схеме, а я начала учить думать, задавать наводящие вопросы, в общем приучать к самостоятельности, что было явно для неё непривычно и сложно. Были даже слезы. Пришлось провести беседу с мамой ученицы и полностью запретить видеоуроки. Мама прислушалась к моим рекомендациям и теперь её дочь выполняет все домашние работы с натуры, опираясь на те знания, которые были получены на наших занятиях.

Кроме этого выявились проблемы с построением, поэтому для начала я давала предметы, не требующие сложного построения (овощи, фрукты) и параллельно мы стали осваивать принципы визирования.

Когда стали изучать свето-воздушную перспективу, выяснилось, что понятия свет, полутень, тень, рефлекс девочка знает, но слабо применяет на практике. То есть, если предоставить готовую работу «рисунок граната», то она скопирует достаточно хорошо, но если просто поставить муляж граната, то результат творчества будет скромным.

Были и курьезные случаи. Я поставила позировать мальчика. Задача была выполнить силуэтный набросок. На доску был вывешен пример такого наброска, но изображена была сидящая девочка. Все стали рисовать стоящего мальчика, а моя особенная ученица рисовала сидящую девочку. Иногда даже не можешь предугадать проблему.

В конце каждой четверти необходимо оценивать учеников. Для себя я решила, что в данном случае я буду придерживаться принципа +1. То есть я представляю, что бы я поставила за такую работу нейротипичному ученику и прибавляю один.

Хочется сказать еще о социуме, в котором пребывает ребенок. Конечно же, одногруппников мы предупредили заранее об особенностях девочки. Все дети с пониманием и сочувствием отнеслись к нашей новой ученицы. Ребята каждый раз, что-то спрашивают у нее, в общем, социализируют.

В самом начале моя ученица из-за тревожности и неуверенности каждую минуту звала меня к себе. Я даже боялась, что остальные дети будут не довольны нехваткой моего внимания к себе, но через месяц, когда ребенок успокоился, проблема пропала сама по себе. Сейчас эта ученица стала более самостоятельной, улучшились художественные навыки, расширился круг общения. Я вижу, что художественная школа помогает детям с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Информационный материал по работе творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природным материалом.

 Предлагаю вашему вниманию ознакомиться с работой творческого объединения "Кладовые природы", реализующего дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) программу по работе с природ...

Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)

   В  2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является  коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...