Изобразительная грамотность
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Масцевая Ирина Константиновна

            Рисунки детей с художественными способностями учитель легко узнает: линии красивые и плавные, есть тонкие детали из жизни. Авторов этих работ можно привлекать к кружковой деятельности, обучению в художественной школе. Будут и работы с жесткими линиями, выполненные явно по алгоритму — в их создателях нужно развивать творческое мышление. Некоторым детям рисование дается особенно трудно — им необходима четкая поэтапная инструкция, чтобы они могли выполнить задание и тоже чувствовали себя успешно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnaya_gramotnost.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная грамотность

     Ни один школьный предмет не вызывает столько противоречивых мнений среди педагогов и родителей о необходимости его преподавания, как изобразительное искусство. Мнения разнятся до противоположного. Одни говорят о необходимости этого предмета. Другие считают, что он не нужен и только загружает сетку часов, и было бы лучше, если бы вместо этого урока отдали час на «нужный», «главный», «обязательный». Например, на математику, русский язык, информатику. Словом, на любой другой – понятный и ясный.

     На русском языке учат грамотно писать, на литературе развивают способность правильной развернутой речи. Математика – вообще вне всякой конкуренции, ведь этот предмет так и называется «мать всех наук»!

     Некоторые родители считают, что детей можно разгрузить за счет снятия этого предмета из сетки часов. Учителя и администрация с помощью ИЗО «дают отдохнуть» после того, как ученики несколько уроков подряд изучали «главные» предметы.

     Подобное отношение к предмету вполне объяснимо, если учесть живучесть стереотипа о том, что на уроке изобразительного искусства учат рисовать конкретные предметы, держать кисть, уверенно работать карандашом и умело применять доступные средства выразительности.

Дело в том, что сведение задач урока изобразительного искусства только к задачам, перечисленным выше, действительно способствует такому неоднозначному отношению к предмету. И все потому, что образовательная концепция, которая господствовала почти столетие, в отношении уроков искусства исходит из профессиональных задач изобразительного развития ученика.

    Логическое объяснение можно найти и мнению учителей и завучей, которые составляют расписание и решают положение в нем предмета изобразительное искусство. Действительно, дети, приходя на урок ИЗО, оживляются, свободнее и счастливее себя чувствуют. Но причина этого изменения поведения ученика не в том, что он пришел «отдыхать» от сложных и важных предметов. Причина в природе или, лучше сказать, методологии построения образовательного процесса на этом уроке в целом. Знакомое нам всем обучение строится на активной эксплуатации левого полушария, отвечающего за логику. Правое – эмоциональное, творческое. Именно оно получает информацию о мире. На уроке ИЗО слаженно и продуктивно начинают работать ОБА полушария. Получает развитие эмоциональная сфера ребенка.

    Замечу, что свобода творческого проявления ребенка на уроке изобразительного искусства позволяет рисунок КАЖДОГО ребенка считать правильным.

    В творчестве нет единого правильного решения, нет и ошибок. В своей работе ученик выразил свое видение (представление) сюжета или предмета, по его мнению, он может быть таким. Также свобода творческого проявления на уроке позволяет ребенку быть самим собой и не бояться что-то сделать неправильно, ошибиться. Он СВОБОДЕН в своем решении. Таким образом, у ребенка формируются навыки ответственности, умение взять решение на себя, отвечать за свое решение и обосновывать его, а также применять опыт и знания, полученные как в школе, так и при общении вне её стен.

Подводя итог вышесказанному отмечу, что:

  • во-первых, благодаря урокам изобразительного искусства, формируется гармоничный тип мышления,  при котором активно работают и взаимодействуют оба полушария мозга. Это создает большие когнитивные (мыслительные, умственные) возможности;
  • во-вторых, мыслительная деятельность на уроке изобразительного искусства более напряженная, сложная, чем на дисциплинах естественно-математического цикла, поскольку к логическим рассуждениям и анализу имеющейся в распоряжении ученика информации добавляются эмоциональные переживания. Ребенок активно закрепляет знания, осваивает умения и понятия;
  • в-третьих, ребенок становится субъектом образовательного процесса. Он САМ решает композицию и всю работу целиком! Для ребенка очень важна и необходима свобода. Это с высоты своих лет взрослым кажется, что детство – беззаботный период. Ну да, ребенок не заботится о хлебе насущном, но у ребенка огромное количество ограничений, правил, предписаний, которые он обязан выполнять, чтобы гармонично существовать в мире взрослых, чтобы самому научиться чему-либо.

         По роду своей деятельности мне приходится посещать открытые уроки и занятия. И здесь порой подстерегают сюрпризы и неожиданности.   …Присутствую на уроке ИЗО в одной из школ района. Учительница опытная, урок построен правильно, дети подведены к теме, обозначена цель… рисуют, прервавшись на физкультминутку, все как положено. По ходу урока отвечают на вопросы. В конце выставка, самооценка и взаимооценка. Просто классика! Работы неплохие, но я бы сказала «без изюминки». Звенит звонок, учитель поторапливает ребят: «Быстрее, не задерживайтесь!» Ребята выходят, переговариваются о насущных проблемах, урок забыт.

         Вроде бы все выполнено правильно и  соблюдены все современные требования, но от урока не осталось какого-то приятного «послевкусия» …

         Или другой пример: когда прозвенел звонок –  я не заметила, — так увлеклась мастерством преподавания! Урок закончился, а ребята окружили учителя и делятся своими впечатлениями, переживаниями, задают вопросы. Учитель молода, терпеливо выслушивает, отвечает, восхищается – ей самой интересно! В классе методист, скоро закончится перемена, но учитель никого не торопит, понимая  важность таких моментов.

         Отсюда можно сделать красивый вывод, что Искусство — не дело узкого круга художников и знатоков, а общее духовное состояние. Конечно каждый растущий человек, независимо от будущей специальности, должен его «унаследовать», воспринять, сделать своим.    Таким образом, предмет изобразительное искусство формирует более цельную личность, которая впоследствии будет обладать более развитыми навыками социализации, культурной идентификации и творческого, т.е. созидательного мышления.

         Одна из директоров школ задала мне интересные вопросы: как оценивать работу учителя изобразительного искусства и на что нужно обращать внимание при анализе урока?

         Отвечая на такой вопрос, не отделаешься общими фразами про современные образовательные стандарты. Что может быть хуже для учителя, чем равнодушно-отсутствующий взгляд ученика на уроке? Или напротив, какие эмоции ощущаешь, когда безразличие сменяется разгорающимся интересом?  И если учителю удается создать этот тонкий момент перехода, то это и есть ответ на поставленные вопросы.  Если вместе со звонком раздается дружный вздох огорчения: «Ну почему урок ИЗО такой короткий!» то это и есть высшая оценка работе учителя!

         От чего зависит выбор критериев оценки деятельности учителя? В первую очередь от цели, которую мы ставим перед собой. Сегодня наша общая цель — повышение качества образования. Можно выделить несколько основных аспектов, на которые следует обращать внимание при посещении уроков изобразительного искусства:

  • Умение вызвать интерес, повысить мотивацию.
  • Профессиональное мастерство.
  • Выразительность речи.
  • Эмоциональность.
  • Организаторские способности.
  • Творческие способности.
  • Умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний.
  • Уровень компетентности.
  • Владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.
  • Использование методов, побуждающих обучающихся самостоятельно рассуждать.
  • Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

         Довольно часто учителя, выбирая технологию проведения урока, называют его «проектной деятельностью». Необходимо обратить внимание, если в результате урока примерно все рисунки одинаковые, например «рисование с натуры», то это не проектная работа, тем более не исследовательская. А вот скажем, иллюстрирование литературного произведения и самостоятельный выбор сюжета рисунка – это уже можно отнести к проекту и исследованию. На уроке должны использоваться активные методы обучения, важное место должна занимать творческая составляющая: право выбора формата, средств выразительности, умение обосновывать личное суждение.

         Концепция  преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы,  предусматривает разработку контрольно-измерительных материалов по изобразительному искусству и сдачу экзаменов по выбору в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Согласно Концепции, ключевыми задачами учебного предмета «Изобразительное искусство» являются:

  • воспитание грамотного зрителя;
  • овладение представлениями об отечественной и мировой художественной культуре во всем многообразии ее видов;
  • формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
  • приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино);
  • овладение навыками и представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства;
  • развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
  • воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.  

         И еще на что хотелось бы обратить внимание директоров и учителей изобразительного искусства: очень важно, чтобы ребята видели результат своего творчества и могли по праву этим гордиться. Хорошо  бы, если школьные коридоры были украшены детскими работами, вставленными в красивые рамки. Доводилось мне видеть выставки детских рисунков, прикрепленных к стене полосками скотча, без имен и фамилий.

         Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности и признательности директору гимназии № 49, где я уже 20 лет работаю учителем, Семочкиной Ф.Ф. за понимание,  отзывчивость и поддержку идей во всех творческих начинаниях. Уже много лет мы работаем всей школой над проектом «Чтобы ожили стены». Сменились несколько поколений выпускников, а наши стены действительно ожили! Приходите к нам в гости и убедитесь сами.

         Таким образом, предмет изобразительное искусство формирует более цельную личность, которая впоследствии будет обладать более развитыми навыками социализации, культурной идентификации и творческого, т.е. созидательного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ цветоведения у учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительной грамотности и рисования в детской художественной школе

В работе описаны теоретические обучения основам цветоведения на уроках изобразительной грамоты и рисования, а также затронуты практические аспекты использования методики организации и проведения уроко...

Зачем учащимся знания основ изобразительной грамотности?

В данной статье показана необходимость преподавания в школе основ изобразительной грамотности,так как эффективное изучение изобразительного,декоративно-прикладного и народного искусства в системе пред...

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства

Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства через нетрадиционные техники и методы рисования, которые влияют на всестороннее развитие личности: умственное, познавательное, эмоцио...

Формирование информационной грамотности учащихся на уроках «Изобразительное искусство».

Предмет изобразительное искусство не входит в  исследования Международной программы оценки учебных достижений ПИЗА, но является компонентом системы российского образования, поэтому достигая предм...

Доклад "Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"

Одним из направлений внедрения инновационных технологий в школе, является развитие функциональной грамотности у обучающихся ....

Специфика заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, применяемых на уроках изобразительного искусства у младших школьников.

Здесь идет смысл  – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.То есть кре...

«Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства посредством приемов критического мышления».

Данная статья пригодится учителям в освоении приемов критического мышления. В статье показано, как можно использовать данные приемы на уроках изобразительного искусства, но их можно применять на ...