Методическая разработка урока ИЗО в 7 классе "Вещь и смысл – основа концептуального искусства ИНСТАЛЛЯЦИИ"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Спиричева Светлана Николаевна

Урок разработан в форме ролевой игры. Действие происходит в художественной галерее, где сотрудники представляют публике концептуальное искусство - ИНСТАЛЛЯЦИЮ.

Учащиеся учатся владеть собой перед публикой. Презентуя сложный художественный замысел, учатся сами понимать современное искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок ИЗО в 7 кл48.72 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №34 г.Новороссийск

Тема:

Вещь и смысл – основа концептуального искусства ИНСТАЛЛЯЦИИ

Внеаудиторный урок

Урок – ролевая игра

Урок без учителя

ИЗО 7 класс

2023-02

Технологическая карта урока

Содержание

Тема:

Вещь и смысл – основа концептуального искусства ИНСТАЛЛЯЦИИ

Цель урока:

Для учителя: Научить пониманию и созданию инсталляций из вещей на плоскости и в пространстве - основам концептуального искусства;

Для учащихся: Примерить на себя роль учителя, взаимодействие с другими, поддерживать дисциплину на уроке…

Задачи:

Обучающие:

1)  ставить цели и делать выводы;

2)  составить алгоритм составления инсталляций;

3)  формирование понятийного аппарата

Развивающие:

1) дать представление о роли дизайнера в многообразии мира вещей;        

2) содействовать развитию креативного и ассоциативного мышления;

3) развитие умения сочетать образное и рациональное;

5) развивать умение работать в парах;

6) способствовать личностному развитию учащихся путем ролевой игры

Воспитывающие:

1)воспитывать  чувство красоты и эстетики;

ресурсы

-наглядный образец: инсталляция «Ретроспектива концептуального искусства»

-вещи из дома

-ножницы, клей, фломастеры

Педагогические средства

- структурированная  эвристическая беседа, технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – методы  мозгового штурма и фокальных объектов (установление ассоциаций); спонтанная деятельность

Форма урока – ролевая игра, технология сотрудничества (учение обучает ученика). Урок-погружение, возбуждает и удерживает интерес.

Приемы – «Яркое пятно» (парк «Дубрава»  в Новороссийске,  картина «Слава героям концептуализма!») , провокация, противоречие и др.

Оборудование урока

 Урок проводится в читальном зале библиотеки, оформлен в виде выставочного зала арт-галереи. Оформлено 2 пространства:  место для усвоения знаний с медиа-аппаратурой и посадочными местами и отдельное место для творчества. В основном зале в разных направлениях натянуты веревки. На них прищепками  крепятся фото знаменитых художников-концептуалистов, их работы, фото с выставок.

Форма урока

Ролевая игра: Дети поделены на группы: сотрудники арт-галереи, художники и эксперты.

Функции сотрудников арт-галереи:

Креативный директор – открывает и закрывает урок, надзор за его процессом.

Научные сотрудники (учитель и ученик)  – ведут этап повторения пройденной темы, оценку результата, оценку деятельности и домашнего задания, новое знание.

Искусствовед – этап знакомства с художниками – концептуалистами.

Менеджер – анализ задания и планирование работы.

Программист – работа с презентацией, слайдами

Функции художников:

Составить инсталляции из принесенных из дома вещей. Защита проекта.

Функции экспертов:

Составить алгоритм оценивания работ и оценочную шкалу. Оценка работ.

д/з

- Подготовить презентацию  «Жизнь одного предмета»  

План урока

  1. Вводно-организационный момент – 2 мин
  2. Актуализация опорных знаний – 1 мин
  3. Операционно-содержательный этап (изучение новой темы) – 10 мин
  4. Анализ задания – 2 мин
  5. Планирование работы – 1 мин
  6. Творческая работа – 5 мин
  7. Рефлексивно-оценочный этап (защита проектов, выставление оценок) – 18 мин
  8. Домашнее задание – 1 мин

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

2 мин

Вводно-организационный момент

Цель: настроить учащихся на определенный вид деятельности, сосредоточиться

Приветствует ученик (ролевая игра) – креативный директор 

- Добро пожаловать, ГОСПОДА, в нашу АРТ-галерею на выставку современного искусства! (звучит торжественная музыка)

- Позвольте вам представить  команду СОТРУДНИКОВ нашей галереи:

Креативный директор -

Научный сотрудник Светлана Николаевна –

Искусствовед -

Менеджер –

Программист -

- Сегодня мы будем иметь возможность прожить момент творчества, лицезреть произведения современного искусства, поэтому я с большим волнением и гордостью …

Представляю вам молодых, неизвестных еще, но подающих надежду  - ХУДОЖНИКОВ!  – встали в позы - ТУШ

-Не одна выставка искусства не обходится без экспертов!

Наше приглашение приняли сразу несколько талантливых ценителей искусства!  – встали в позы - ТУШ

- Придает высокий статус нашей галерее присутствие КРИТИКОВ, которые, несомненно, оценят по достоинству наше культурное мероприятие – поклон в сторону критиков.

В выставочном зале находится ПРЕССА. Сегодня это событие будет освещено на всех мессенджерах нашей галереи! Приветствуем  прессу! – пресса махает рукой.

Критикам раздаются БУКЛЕТЫ.

Этап ведет ДИРЕКТОР АРТ-ГАЛЕРЕИ.

Приветствует, настраивает на урок.

Директор: Слово нашему МЕНЕДЖЕРУ: 

- Всех приветствую! Сначала отметим тех, кто не смог прийти сегодня на нашу выставку! (отмечает отсутствующих в журнале). Мы отправим им наши буклеты

- К проведению мероприятия готовы? Тогда приступим к делу!

Менеджер исполняет функционал

II

1 мин

Повторение пройденного материала.

Цель – закрепление понятийного аппарата учащихся

Проверка домашнего задания.

Директор: 

- Всех приветствую! Для начала вспомним, о чем говорили и делали на прошлой выставке (придумывали новую жизнь старым вещам).

- Для чего мы вспоминаем об этом, какова цель? (будем также сегодня работать с  вещами).

Этап урока ведет НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК (ученик)

Учащиеся отвечают по наводящим вопросам.

III

10 мин

Изучение новой темы:

Цель: дать понять детям, что любая отслужившая вещь может получить вторую жизнь в искусстве инсталляции

Задачи:

Поисковая эвристическая беседа.

Директор: Слово предоставляется  НАУЧНОМУ СОТРУДНИКУ галереи - Светлане Николаевне 

- Мы обсудим с вами тему мероприятия, его цель и задачи, а также сформулируем проблему и гипотезу!

Тема нашего мероприятия: Вещь и смысл – основа концептуального искусства ИНСТАЛЛЯЦИИ - слайд

- Судя по теме, для чего мы сегодня собрались  в этом прекрасном зале (ЦЕЛЬ)? - узнать об инсталляции, концептуальном искусстве, научиться создавать инсталляцию из вещей.  

- Цель – она далека, как же мы к ней дойдем? Нужно поставить ЗАДАЧИ! – все вместе  

1. Выяснить, что такое инсталляция и концептуальное искусство;

2. Узнать, как вещи могут использоваться  в инсталляции;

3. Создать авторские инсталляции;

4. Оценить созданные работы;

- Для начала посмотрим прекрасные творения мысли и рук человека (предлагается зрительный ряд вещей) -  лирическая музыка.

- Какая роль дизайнера в создании этих вещей?

Дизайнер занимается художественным конструированием вещного мира человека, делает его удобнее и эстетичнее.

ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Труд дизайнеров очевиден – разнообразие вещей огромно. Почему тогда магазины заполнены вещами,  многие не покупаются и  их снимают с производства? - (перенасыщение рынка, не модно, низкая покупательная способность, вкус у всех разный).

ПРОВОКАЦИЯ: Если вещи не находят сбыта, а выручка нужна, то какова Цель работы дизайнера: придумать  что-то новое или что-то очень востребованное?  (очень востребованное – модное, скоро пройдет, а новое еще предстоит оценить покупателям).

Созданная вещь - это всегда синтез утилитарности и красоты.

- Что такое Утилитарность?  – практическая польза или выгода, цель - практическое применение, использование чего-либо (определение читает ребенок)  - толковый словарь.

- Вещь должна быть не только утилитарна, т.е. удобна и практична, но и красива? Попробуем ответить , что такое красота вещи?  Что мы испытываем, любуясь на понравившуюся вещь? - ощущение эстетического и нравственного наслаждения, счастья, эйфории, когда мы окружены красотой, мы чувствуем себя счастливее и комфортнее. Красоте также присущ феномен бесполезности и высочайшей ценности - на примере головы Афродиты.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ:

- Если опираться на определение, что вещь по своей сути утилитарна, то почему в магазинах такое множество видов чайников? – вкусы у всех разные

И все-таки вещи часто перестают быть НУЖНЫМИ  и лежат в чемоданах, сундуках, складах… Но это несправедливо! Люди ведь в свое время старались, придумывали, производили…

- Давайте вспомним ключевые слова нашей беседы (вспоминаем вместе, пишу на доске):

ВЕЩЬ, УТИЛИТАРНОСТЬ, КРАСОТА, НЕНУЖНОСТЬ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Смотрим на тему урока и оттуда выбираем и дописываю.

Теперь нам необходимо сформировать ПРОБЛЕМУ: 

Как ненужные вещи сделать нужными?

Исходя из проблемы, поставим ГИПОТЕЗУ (предположение):

Ненужные вещи – основа творчества в концептуальном искусстве.

Директор: Слово предоставляется НАУЧНОМУ СОТРУДНИКУ:

- Художники придумали остроумный жанр говорящих картин - инсталляция - вид концептуального искусства, который возник в Европе в 1960 г.

- Вашему вниманию предлагаем  посмотреть фото экопарка «Дубрава».

- Знаете ли вы местонахождение этого парка? - с.Цемдолина г.Новороссийск!

– Судя по фото, что является предметом этой  инсталляции?

 (Дуб и цепь вокруг него, конструкция книги).

- К какому произведению поэта отсылают эти предметы? (поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, «У Лукоморья дуб зеленый…»).

- Как расположены вещи  в пространстве?  (рядом, дополняют друг друга)

 - Как подобраны предметы? (общая композиция, предметы подобраны по смыслу).

Оказывается, это и есть инсталляция!

Директор: Слово предоставляется ИСКУССТВОВЕДУ:

- Я приоткрою вам тайны нового искусства, познакомлю вас с творчеством известных художников (звучит текст и идет показ слайдов)

- Итак, Илья́ Кабако́в (1933)— советский и американский художник.  Официально он был известен как автор нестандартных концептуальных работ. Благодаря появившейся возможности выставляться на Западе, он получил доступ к обширным выставочным пространствам, где создавал свои  инсталляции. После эмиграции к нему пришла заслуженная известность. За его инсталляции боролись лучшие музеи мира. Кабаков становится самым дорогим современным российским художником.

- Вашему вниманию предлагаю инсталляцию «Человек, вылетевший в космос прямо из своей комнаты», «Инцидент на коммунальной кухне».

Вопрос: Как вы думаете, легко ли, быстро ли создавалась эта инсталляция? Что во главе угла – смысл или красота?


- Представляю вам Сальвадора Дали (1904-1989)– великого испанского живописца – сюрреалиста, одного из самых знаменитых художников XX века. Его лицо с закрученными вверх усами было знакомо даже тем людям, которые никогда не интересовались искусством. Дали – один из самых продуктивных и успешных художников, который научился зарабатывать на своем творчестве.

- Вашему вниманию предлагаю инсталляцию  «Комната Мэй Уэст».

Вопрос: Какую цель, по вашему мнению,  Дали преследовал в своей инсталляции? (передать сходство и самовыразиться).

- А теперь познакомимся с Андреем Филипповым (1959-2022) – российским художником, одним из ярких представителей московского концептуализма, автором многих объектов и инсталляций.

Одна из ярких его работ – «Тайная вечеря», самая яркая инсталляция эпохи перестройки, символ независимого искусства.

Экспонировалась на выставках в России, Франции, Италии, Америке.

Вопрос: Какое событие изображено, по вашему мнению, в этой инсталляции? - метафора исторического события Великой Октябрьской революции, красного террора.

ВЫВОД (делает с классом):

 - Так что же такое инсталляция? – сначала дети говорят.

Читает сам:

Инсталляция – это композиция из реальных вещей, предметов, расположенных на плоскости или в пространстве, объединенных одной темой. 

Инсталляция - одна из самых мощных и захватывающих форм искусства вне времени. Это сродни другому измерению, где на первый взгляд всё просто и понятно, но на самом деле - гораздо сложнее. Уникальный мир настолько неординарен, что с первых же минут затягивает с головой, подталкивая на размышления. 

Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё.

Директор: Слово НАУЧНОМУ СОТРУДНИКУ Светлане Николаевне:

 - Мы с вами как раз находимся внутри инсталляции «Ретроспектива концептуального искусства» (показываю).

- Новые понятия нам поможет понять НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК:

По данным Википедии,

Ретроспектива – экскурс или взгляд в прошлое.

Концепт – с лат «понятие», инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл. Концепт-продукт – созданная в единственном экземпляре модель, предназначенная для демонстрации общественности.

Концептуальное искусство – от лат. «мысль, представление», художественное направление в модернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения.

- Спасибо, Рустам.

- Какова мысль данной ретроспективы, на ваш взгляд? – показываю вокруг - (окунуть присутствующих в мир инсталляции, показать ее историю, украсить зал по теме мероприятия).

- Давайте совершим ретроспективу и  посмотрим картину художников Виноградова и Дубосарского «Слава героям концептуального искусства!»  - слайд

ФОРМИРУЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ:

- Как вы оцениваете вот такой концепт-продукт? По вашему, каков его смысл?

 - Ребята, для кого лозунг? В картине кто-то есть? Но далеко в постройках кто-то живет. Между лозунгом и людьми километры…

Какой вывод? КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЗНАКОМО НЕ ВСЕМ ЛЮДЯМ, ДО НИХ ЕГО НАДО ДОНЕСТИ».

ДИРЕКТОР:

- Спасибо, господам сотрудникам галереи  за интересный рассказ. Но нам не терпится приступить к делу!

- Итак, художники готовы к созданию концепт-продукта?

- Эксперты готовы к оценке?

- Господа критики, вы готовы к лицезрению таинства создания искусства?

- Сотрудники, вы готовы к продолжению неординарной выставки?

- Пресса, вы настроили аппаратуру?

- Тогда НАЧАЛИ!

Этап урока ведет УЧИТЕЛЬ

Фронтальная беседа, ответы на вопросы, поисковый диалог

Анализировать наглядный образец

IV

2 мин

Анализ задания

Цель: через наглядный образец найти некий алгоритм создания своих инсталляций

Директор: обсудить задание нам поможет МЕНЕДЖЕР:

- Думаю, каждый пробовал готовить какой-то салат. Что нужно соблюдать при его приготовлении? (рецепт, порядок, последовательность действий, алгоритм)

- По аналогии, что нам необходимо сделать, чтобы приступить к заданию? – составить АЛГОРИТМ. 

- У нас 2 группы: ХУДОЖНИКИ и ЭКПЕРТЫ.

- Что необходимо сделать ХУДОЖНИКАМ? - составить алгоритм  составления инсталляции.    – Что необходимо сделать ЭКСПЕРТАМ?  – составить алгоритм  ее оценивания.

- Художников приглашаем пройти в зал инсталляций (показывает, куда).

- Экспертов прошу занять эти места (показывает). На все – 2 мин!!! 

ВЕДУЩИЙ: - Слово  художникам!

 Алгоритм составления инсталляции (зачитывать художнику):

- объединиться в пары или индивидуально;

- собрать вещи;

- найти в вещах общую тему;

- выложить вещи в композицию;

- дать название;

- представить свою инсталляцию;

ВЕДУЩИЙ: - Слово  экспертам!

 Алгоритм процедуры оценивания инсталляции (читает Вячеслав):

- продумать План Защиты проекта;

- составить Критерии оценивания;

- придумать Номинации работ;

- обозначить Оценочную шкалу.

МЕНЕДЖЕР: 

Зачем нужен алгоритм?  –  по алгоритму, как по рецепту, легче создавать любую работу

Этап урока ведет МЕНЕДЖЕР.

Ставится совместно цель и делается  вывод.

Вывести алгоритм создания инсталляции.

V

1 мин

Планирование работы:

регламентация деятельности участников групп

 

МЕНЕДЖЕР:

- У нас 20 мин!  (слайд) За 20 мин нужно художникам выставить инсталляции, защитить их и экспертам оценить работы.  Как распределим время? (Дети планируют)

ПЛАН РАБОТЫ:

1. Создание  инсталляции - 5 мин

2. Защита проекта, оценка – 15 мин

  Цель нашего плана? успеть создать и защитить  композицию вовремя!

ВЕДУЩИЙ: ГОСПОДА, приступаем к работе!

Этап ведет МЕНЕДЖЕР.

Учащиеся приступают к организации процесса работы в парах.

VI

5 мин

Творческая работа.

Цель - освоить  навыки работы создания инсталляции;

успеть выполнить работу вовремя

ХУДОЖНИКИ группируются по парам, выставляют инсталляции из принесенных из дома вещей на столиках. Тихо звучит музыка.

Эксперты готовят План защиты, Критерии оценивания, Оценочную шкалу,

номинации (БОМБА, ЭВРИКА, ЗРИТЕЛЬСКИЕ СИМПАТИИ, УНИКУМ и др,)

Атмосфера Ретроспективы располагает к работе.

Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы (ДИРЕКТОР И МЕНЕДЖЕР).

КРИТИКИ и ПРЕССА отслеживают работу.

Этап ведут ХУДОЖНИКИ.

Контроль со стороны сотрудников галереи.

VII

15 мин

Защита проектов

Цель - рефлексия

ДИРЕКТОР: В игру вступают ЭКСПЕРТЫ.

 План ЗАЩИТЫ:

- Какой образ вы создали и какие предметы при этом использовали?

- Какие ассоциации хотели вызвать у зрителя?

- Почему такое название работы?

Критерии оценивания:

- смысл – от 1-5 баллов

- эстетика – от 1-5 баллов

- название – от 1-5 баллов

- защита концепт-продукта – от 1-5 баллов

Общая сумма баллов – 20 баллов

ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА:

Оценка «3» - от 5-10 б

Оценка «4» - от 11-15 б

Оценка «5» - от 16-20 б и выше

Номинации: БОМБА, ЭВРИКА, ЗРИТЕЛЬСКИЕ СИМПАТИИ, УНИКУМ и др,

НАЧИНАЕМ ЗАЩИТУ ПРОЕКТОВ!

Ведущий подходит к столикам и задает вопросы. Художники по очереди выступают с защитой.

ЭКСПЕРТЫ выставляют баллы в таблицу.

ГОСПОДА, позвольте огласить список ПОБЕДИТЕЛЕЙ! – зачитывает.

Имена  художников – баллы - номинация

Поздравления. Дети с работами  запечатлеваются на фото.

ДИРЕКТОР:

ОЦЕНКУ РЕЗУЛЬТАТА нашей работы проведет НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК:

- Господа, большое спасибо вам за работу, но давайте кое-что обсудим!

- Вспомним, какую мы ставили ЦЕЛЬ? Достигли ли мы ее? – узнали об инсталляции, как ее делать, сделали сами и оценили.

- Испытывали ли  трудность в работе НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ? ХУДОЖНИКИ? ЭКСПЕРТЫ? КРИТИКИ?

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – представители групп делают устную взаимооценку:

- Господа ХУДОЖНИКИ, как поработали  сегодня ЭКСПЕРТЫ?

- Господа ЭКСПЕРТЫ, как трудились художники?

- Господа КРИТИКИ, как вы оцениваете работу СОТРУДНИКОВ ГАЛЕРЕИ?

АРТ-ДИРЕКТОР  РЕФЛЕКСИЯ

- Уважаемые гости! Наше мероприятие подходит к концу. Интересно ли было вам на выставке?

(Показ слайда «Слава героям концептуального искусства!»)

- А теперь вернемся к нашей картине.  Где вы себя видите на этой картине? Стал ли лозунг нам ближе? 

- Концептуальному искусству более полувека. Есть ли у него будущее?

ДИРЕКТОР: Прошу подойти к этой значимой для нашего мероприятия картине для общего фото!

(ДИРЕКТОР И МЕНЕДЖЕР строят так, чтобы всех было видно).

Этап ведут ЭКСПЕРТЫ.

Вывести план защиты проекта им.

Оценка работы:

- экспертами;

- гостями.

VIII

1 мин

Домашнее задание

ДИРЕКТОР: - завершает нашу встречу  Искусствовед:

Это еще не все!

К следующему мероприятию подготовить презентацию  «Жизнь одного предмета»  (историю стула, стола, холодильника, телевизора, любого бытового  прибора).

- Для чего такое домашнее задание? – будем рисовать квартиру.

ДИРЕКТОР и МЕНЕДЖЕР (вместе громко): ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ!

Этап ведет искусствовед

Предметные

• понимать принцип композиции вещей в инсталляции

• понимать принципы дизайна

Познавательные:

• самостоятельно находить необходимую информацию.

Регулятивные: 

• определять цель, проблему в учебной деятельности;

• понимать проекционную природу чертежа.

Коммуникативные:

• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности;

• осознанно использовать речевые средства при прочтении плоскостной композиции как схематического изображения

Личностные

понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний;

• приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков;

• учиться критически оценивать свою деятельность;

• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Литература:

 http://www.kulturologia.ru/blogs/080909/11478/

https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/marsel-dyushan-biografiya-tvorchestvo-kartiny 

 © https://www.livemaster.ru/topic/446175-sovremennye-installyatsii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНКУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА: ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ

Изучение раздела цитологии в курсе «Общая биология» представляет определенную сложность для студентов. Содержание раздела отличает множество понятий, «сухой» и сложный для усвоения фактический материа...

методическая разработка урока "Решение задач по теме "Молекулярные основы наследственности. биосинтез белка""

Методические рекомендации проведения урока в профильном классе.Тип урока: эмпирическое индуктивное обобщение.Форма урока: взаимообмен заданиями по методике Ривина – Баженова.Цели урока: Систематизиров...

Методическая разработка урока обществознания в 9-м классе "Основы конституционного строя".

Урок изучения новой темы по Конституции РФ. На уроке используются различные педагогические технологии: проблемное обучение, метод проектов, уровневый подход....

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)

Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...