Методическая разработка урока ИЗО в 7 классе "Вещь и смысл – основа концептуального искусства ИНСТАЛЛЯЦИИ"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Урок разработан в форме ролевой игры. Действие происходит в художественной галерее, где сотрудники представляют публике концептуальное искусство - ИНСТАЛЛЯЦИЮ.
Учащиеся учатся владеть собой перед публикой. Презентуя сложный художественный замысел, учатся сами понимать современное искусство.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ №34 г.Новороссийск
Тема:
Вещь и смысл – основа концептуального искусства ИНСТАЛЛЯЦИИ
Внеаудиторный урок
Урок – ролевая игра
Урок без учителя
ИЗО 7 класс
2023-02
Технологическая карта урока
Содержание
Тема: | Вещь и смысл – основа концептуального искусства ИНСТАЛЛЯЦИИ |
Цель урока: | Для учителя: Научить пониманию и созданию инсталляций из вещей на плоскости и в пространстве - основам концептуального искусства; Для учащихся: Примерить на себя роль учителя, взаимодействие с другими, поддерживать дисциплину на уроке… |
Задачи: | Обучающие: 1) ставить цели и делать выводы; 2) составить алгоритм составления инсталляций; 3) формирование понятийного аппарата Развивающие: 1) дать представление о роли дизайнера в многообразии мира вещей; 2) содействовать развитию креативного и ассоциативного мышления; 3) развитие умения сочетать образное и рациональное; 5) развивать умение работать в парах; 6) способствовать личностному развитию учащихся путем ролевой игры Воспитывающие: 1)воспитывать чувство красоты и эстетики; |
ресурсы | -наглядный образец: инсталляция «Ретроспектива концептуального искусства» -вещи из дома -ножницы, клей, фломастеры |
Педагогические средства | - структурированная эвристическая беседа, технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – методы мозгового штурма и фокальных объектов (установление ассоциаций); спонтанная деятельность Форма урока – ролевая игра, технология сотрудничества (учение обучает ученика). Урок-погружение, возбуждает и удерживает интерес. Приемы – «Яркое пятно» (парк «Дубрава» в Новороссийске, картина «Слава героям концептуализма!») , провокация, противоречие и др. |
Оборудование урока | Урок проводится в читальном зале библиотеки, оформлен в виде выставочного зала арт-галереи. Оформлено 2 пространства: место для усвоения знаний с медиа-аппаратурой и посадочными местами и отдельное место для творчества. В основном зале в разных направлениях натянуты веревки. На них прищепками крепятся фото знаменитых художников-концептуалистов, их работы, фото с выставок. |
Форма урока | Ролевая игра: Дети поделены на группы: сотрудники арт-галереи, художники и эксперты. Функции сотрудников арт-галереи: Креативный директор – открывает и закрывает урок, надзор за его процессом. Научные сотрудники (учитель и ученик) – ведут этап повторения пройденной темы, оценку результата, оценку деятельности и домашнего задания, новое знание. Искусствовед – этап знакомства с художниками – концептуалистами. Менеджер – анализ задания и планирование работы. Программист – работа с презентацией, слайдами Функции художников: Составить инсталляции из принесенных из дома вещей. Защита проекта. Функции экспертов: Составить алгоритм оценивания работ и оценочную шкалу. Оценка работ. |
д/з | - Подготовить презентацию «Жизнь одного предмета» |
План урока
- Вводно-организационный момент – 2 мин
- Актуализация опорных знаний – 1 мин
- Операционно-содержательный этап (изучение новой темы) – 10 мин
- Анализ задания – 2 мин
- Планирование работы – 1 мин
- Творческая работа – 5 мин
- Рефлексивно-оценочный этап (защита проектов, выставление оценок) – 18 мин
- Домашнее задание – 1 мин
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I 2 мин | Вводно-организационный момент Цель: настроить учащихся на определенный вид деятельности, сосредоточиться | Приветствует ученик (ролевая игра) – креативный директор - Добро пожаловать, ГОСПОДА, в нашу АРТ-галерею на выставку современного искусства! (звучит торжественная музыка) - Позвольте вам представить команду СОТРУДНИКОВ нашей галереи: Креативный директор - Научный сотрудник Светлана Николаевна – Искусствовед - Менеджер – Программист - - Сегодня мы будем иметь возможность прожить момент творчества, лицезреть произведения современного искусства, поэтому я с большим волнением и гордостью … Представляю вам молодых, неизвестных еще, но подающих надежду - ХУДОЖНИКОВ! – встали в позы - ТУШ -Не одна выставка искусства не обходится без экспертов! Наше приглашение приняли сразу несколько талантливых ценителей искусства! – встали в позы - ТУШ - Придает высокий статус нашей галерее присутствие КРИТИКОВ, которые, несомненно, оценят по достоинству наше культурное мероприятие – поклон в сторону критиков. В выставочном зале находится ПРЕССА. Сегодня это событие будет освещено на всех мессенджерах нашей галереи! Приветствуем прессу! – пресса махает рукой. Критикам раздаются БУКЛЕТЫ. | Этап ведет ДИРЕКТОР АРТ-ГАЛЕРЕИ. Приветствует, настраивает на урок. |
Директор: Слово нашему МЕНЕДЖЕРУ: - Всех приветствую! Сначала отметим тех, кто не смог прийти сегодня на нашу выставку! (отмечает отсутствующих в журнале). Мы отправим им наши буклеты - К проведению мероприятия готовы? Тогда приступим к делу! | Менеджер исполняет функционал | ||
II 1 мин | Повторение пройденного материала. Цель – закрепление понятийного аппарата учащихся | Проверка домашнего задания. Директор: - Всех приветствую! Для начала вспомним, о чем говорили и делали на прошлой выставке (придумывали новую жизнь старым вещам). - Для чего мы вспоминаем об этом, какова цель? (будем также сегодня работать с вещами). | Этап урока ведет НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК (ученик) Учащиеся отвечают по наводящим вопросам. |
III 10 мин | Изучение новой темы: Цель: дать понять детям, что любая отслужившая вещь может получить вторую жизнь в искусстве инсталляции Задачи: | Поисковая эвристическая беседа. Директор: Слово предоставляется НАУЧНОМУ СОТРУДНИКУ галереи - Светлане Николаевне - Мы обсудим с вами тему мероприятия, его цель и задачи, а также сформулируем проблему и гипотезу! Тема нашего мероприятия: Вещь и смысл – основа концептуального искусства ИНСТАЛЛЯЦИИ - слайд - Судя по теме, для чего мы сегодня собрались в этом прекрасном зале (ЦЕЛЬ)? - узнать об инсталляции, концептуальном искусстве, научиться создавать инсталляцию из вещей. - Цель – она далека, как же мы к ней дойдем? Нужно поставить ЗАДАЧИ! – все вместе 1. Выяснить, что такое инсталляция и концептуальное искусство; 2. Узнать, как вещи могут использоваться в инсталляции; 3. Создать авторские инсталляции; 4. Оценить созданные работы; - Для начала посмотрим прекрасные творения мысли и рук человека (предлагается зрительный ряд вещей) - лирическая музыка. - Какая роль дизайнера в создании этих вещей? Дизайнер занимается художественным конструированием вещного мира человека, делает его удобнее и эстетичнее. ПРОТИВОРЕЧИЕ: Труд дизайнеров очевиден – разнообразие вещей огромно. Почему тогда магазины заполнены вещами, многие не покупаются и их снимают с производства? - (перенасыщение рынка, не модно, низкая покупательная способность, вкус у всех разный). ПРОВОКАЦИЯ: Если вещи не находят сбыта, а выручка нужна, то какова Цель работы дизайнера: придумать что-то новое или что-то очень востребованное? (очень востребованное – модное, скоро пройдет, а новое еще предстоит оценить покупателям). Созданная вещь - это всегда синтез утилитарности и красоты. - Что такое Утилитарность? – практическая польза или выгода, цель - практическое применение, использование чего-либо (определение читает ребенок) - толковый словарь. - Вещь должна быть не только утилитарна, т.е. удобна и практична, но и красива? Попробуем ответить , что такое красота вещи? Что мы испытываем, любуясь на понравившуюся вещь? - ощущение эстетического и нравственного наслаждения, счастья, эйфории, когда мы окружены красотой, мы чувствуем себя счастливее и комфортнее. Красоте также присущ феномен бесполезности и высочайшей ценности - на примере головы Афродиты. МОЗГОВОЙ ШТУРМ: - Если опираться на определение, что вещь по своей сути утилитарна, то почему в магазинах такое множество видов чайников? – вкусы у всех разные И все-таки вещи часто перестают быть НУЖНЫМИ и лежат в чемоданах, сундуках, складах… Но это несправедливо! Люди ведь в свое время старались, придумывали, производили… - Давайте вспомним ключевые слова нашей беседы (вспоминаем вместе, пишу на доске): ВЕЩЬ, УТИЛИТАРНОСТЬ, КРАСОТА, НЕНУЖНОСТЬ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Смотрим на тему урока и оттуда выбираем и дописываю. Теперь нам необходимо сформировать ПРОБЛЕМУ: Как ненужные вещи сделать нужными? Исходя из проблемы, поставим ГИПОТЕЗУ (предположение): Ненужные вещи – основа творчества в концептуальном искусстве. Директор: Слово предоставляется НАУЧНОМУ СОТРУДНИКУ: - Художники придумали остроумный жанр говорящих картин - инсталляция - вид концептуального искусства, который возник в Европе в 1960 г. - Вашему вниманию предлагаем посмотреть фото экопарка «Дубрава». - Знаете ли вы местонахождение этого парка? - с.Цемдолина г.Новороссийск! – Судя по фото, что является предметом этой инсталляции? (Дуб и цепь вокруг него, конструкция книги). - К какому произведению поэта отсылают эти предметы? (поэма «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, «У Лукоморья дуб зеленый…»). - Как расположены вещи в пространстве? (рядом, дополняют друг друга) - Как подобраны предметы? (общая композиция, предметы подобраны по смыслу). Оказывается, это и есть инсталляция! Директор: Слово предоставляется ИСКУССТВОВЕДУ: - Я приоткрою вам тайны нового искусства, познакомлю вас с творчеством известных художников (звучит текст и идет показ слайдов) - Итак, Илья́ Кабако́в (1933)— советский и американский художник. Официально он был известен как автор нестандартных концептуальных работ. Благодаря появившейся возможности выставляться на Западе, он получил доступ к обширным выставочным пространствам, где создавал свои инсталляции. После эмиграции к нему пришла заслуженная известность. За его инсталляции боролись лучшие музеи мира. Кабаков становится самым дорогим современным российским художником. - Вашему вниманию предлагаю инсталляцию «Человек, вылетевший в космос прямо из своей комнаты», «Инцидент на коммунальной кухне». Вопрос: Как вы думаете, легко ли, быстро ли создавалась эта инсталляция? Что во главе угла – смысл или красота?
- Вашему вниманию предлагаю инсталляцию «Комната Мэй Уэст». Вопрос: Какую цель, по вашему мнению, Дали преследовал в своей инсталляции? (передать сходство и самовыразиться). - А теперь познакомимся с Андреем Филипповым (1959-2022) – российским художником, одним из ярких представителей московского концептуализма, автором многих объектов и инсталляций. Одна из ярких его работ – «Тайная вечеря», самая яркая инсталляция эпохи перестройки, символ независимого искусства. Экспонировалась на выставках в России, Франции, Италии, Америке. Вопрос: Какое событие изображено, по вашему мнению, в этой инсталляции? - метафора исторического события Великой Октябрьской революции, красного террора. ВЫВОД (делает с классом): - Так что же такое инсталляция? – сначала дети говорят. Читает сам: Инсталляция – это композиция из реальных вещей, предметов, расположенных на плоскости или в пространстве, объединенных одной темой. Инсталляция - одна из самых мощных и захватывающих форм искусства вне времени. Это сродни другому измерению, где на первый взгляд всё просто и понятно, но на самом деле - гораздо сложнее. Уникальный мир настолько неординарен, что с первых же минут затягивает с головой, подталкивая на размышления. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё. Директор: Слово НАУЧНОМУ СОТРУДНИКУ Светлане Николаевне: - Мы с вами как раз находимся внутри инсталляции «Ретроспектива концептуального искусства» (показываю). - Новые понятия нам поможет понять НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК: По данным Википедии, Ретроспектива – экскурс или взгляд в прошлое. Концепт – с лат «понятие», инновационная идея, содержащая в себе созидательный смысл. Концепт-продукт – созданная в единственном экземпляре модель, предназначенная для демонстрации общественности. Концептуальное искусство – от лат. «мысль, представление», художественное направление в модернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. - Спасибо, Рустам. - Какова мысль данной ретроспективы, на ваш взгляд? – показываю вокруг - (окунуть присутствующих в мир инсталляции, показать ее историю, украсить зал по теме мероприятия). - Давайте совершим ретроспективу и посмотрим картину художников Виноградова и Дубосарского «Слава героям концептуального искусства!» - слайд ФОРМИРУЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ: - Как вы оцениваете вот такой концепт-продукт? По вашему, каков его смысл? - Ребята, для кого лозунг? В картине кто-то есть? Но далеко в постройках кто-то живет. Между лозунгом и людьми километры… Какой вывод? КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЗНАКОМО НЕ ВСЕМ ЛЮДЯМ, ДО НИХ ЕГО НАДО ДОНЕСТИ». ДИРЕКТОР: - Спасибо, господам сотрудникам галереи за интересный рассказ. Но нам не терпится приступить к делу! - Итак, художники готовы к созданию концепт-продукта? - Эксперты готовы к оценке? - Господа критики, вы готовы к лицезрению таинства создания искусства? - Сотрудники, вы готовы к продолжению неординарной выставки? - Пресса, вы настроили аппаратуру? - Тогда НАЧАЛИ! | Этап урока ведет УЧИТЕЛЬ Фронтальная беседа, ответы на вопросы, поисковый диалог Анализировать наглядный образец |
IV 2 мин | Анализ задания Цель: через наглядный образец найти некий алгоритм создания своих инсталляций | Директор: обсудить задание нам поможет МЕНЕДЖЕР: - Думаю, каждый пробовал готовить какой-то салат. Что нужно соблюдать при его приготовлении? (рецепт, порядок, последовательность действий, алгоритм) - По аналогии, что нам необходимо сделать, чтобы приступить к заданию? – составить АЛГОРИТМ. - У нас 2 группы: ХУДОЖНИКИ и ЭКПЕРТЫ. - Что необходимо сделать ХУДОЖНИКАМ? - составить алгоритм составления инсталляции. – Что необходимо сделать ЭКСПЕРТАМ? – составить алгоритм ее оценивания. - Художников приглашаем пройти в зал инсталляций (показывает, куда). - Экспертов прошу занять эти места (показывает). На все – 2 мин!!! ВЕДУЩИЙ: - Слово художникам! Алгоритм составления инсталляции (зачитывать художнику): - объединиться в пары или индивидуально; - собрать вещи; - найти в вещах общую тему; - выложить вещи в композицию; - дать название; - представить свою инсталляцию; ВЕДУЩИЙ: - Слово экспертам! Алгоритм процедуры оценивания инсталляции (читает Вячеслав): - продумать План Защиты проекта; - составить Критерии оценивания; - придумать Номинации работ; - обозначить Оценочную шкалу. МЕНЕДЖЕР: Зачем нужен алгоритм? – по алгоритму, как по рецепту, легче создавать любую работу | Этап урока ведет МЕНЕДЖЕР. Ставится совместно цель и делается вывод. Вывести алгоритм создания инсталляции. |
V 1 мин | Планирование работы: регламентация деятельности участников групп
| МЕНЕДЖЕР: - У нас 20 мин! (слайд) За 20 мин нужно художникам выставить инсталляции, защитить их и экспертам оценить работы. Как распределим время? (Дети планируют) ПЛАН РАБОТЫ: 1. Создание инсталляции - 5 мин 2. Защита проекта, оценка – 15 мин Цель нашего плана? – успеть создать и защитить композицию вовремя! ВЕДУЩИЙ: ГОСПОДА, приступаем к работе! | Этап ведет МЕНЕДЖЕР. Учащиеся приступают к организации процесса работы в парах. |
VI 5 мин | Творческая работа. Цель - освоить навыки работы создания инсталляции; успеть выполнить работу вовремя | ХУДОЖНИКИ группируются по парам, выставляют инсталляции из принесенных из дома вещей на столиках. Тихо звучит музыка. Эксперты готовят План защиты, Критерии оценивания, Оценочную шкалу, номинации (БОМБА, ЭВРИКА, ЗРИТЕЛЬСКИЕ СИМПАТИИ, УНИКУМ и др,) Атмосфера Ретроспективы располагает к работе. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы (ДИРЕКТОР И МЕНЕДЖЕР). КРИТИКИ и ПРЕССА отслеживают работу. | Этап ведут ХУДОЖНИКИ. Контроль со стороны сотрудников галереи. |
VII 15 мин | Защита проектов Цель - рефлексия | ДИРЕКТОР: В игру вступают ЭКСПЕРТЫ. План ЗАЩИТЫ: - Какой образ вы создали и какие предметы при этом использовали? - Какие ассоциации хотели вызвать у зрителя? - Почему такое название работы? Критерии оценивания: - смысл – от 1-5 баллов - эстетика – от 1-5 баллов - название – от 1-5 баллов - защита концепт-продукта – от 1-5 баллов Общая сумма баллов – 20 баллов ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА: Оценка «3» - от 5-10 б Оценка «4» - от 11-15 б Оценка «5» - от 16-20 б и выше Номинации: БОМБА, ЭВРИКА, ЗРИТЕЛЬСКИЕ СИМПАТИИ, УНИКУМ и др, НАЧИНАЕМ ЗАЩИТУ ПРОЕКТОВ! Ведущий подходит к столикам и задает вопросы. Художники по очереди выступают с защитой. ЭКСПЕРТЫ выставляют баллы в таблицу. ГОСПОДА, позвольте огласить список ПОБЕДИТЕЛЕЙ! – зачитывает. Имена художников – баллы - номинация Поздравления. Дети с работами запечатлеваются на фото. ДИРЕКТОР: ОЦЕНКУ РЕЗУЛЬТАТА нашей работы проведет НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК: - Господа, большое спасибо вам за работу, но давайте кое-что обсудим! - Вспомним, какую мы ставили ЦЕЛЬ? Достигли ли мы ее? – узнали об инсталляции, как ее делать, сделали сами и оценили. - Испытывали ли трудность в работе НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ? ХУДОЖНИКИ? ЭКСПЕРТЫ? КРИТИКИ? ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – представители групп делают устную взаимооценку: - Господа ХУДОЖНИКИ, как поработали сегодня ЭКСПЕРТЫ? - Господа ЭКСПЕРТЫ, как трудились художники? - Господа КРИТИКИ, как вы оцениваете работу СОТРУДНИКОВ ГАЛЕРЕИ? АРТ-ДИРЕКТОР РЕФЛЕКСИЯ - Уважаемые гости! Наше мероприятие подходит к концу. Интересно ли было вам на выставке? (Показ слайда «Слава героям концептуального искусства!») - А теперь вернемся к нашей картине. Где вы себя видите на этой картине? Стал ли лозунг нам ближе? - Концептуальному искусству более полувека. Есть ли у него будущее? ДИРЕКТОР: Прошу подойти к этой значимой для нашего мероприятия картине для общего фото! (ДИРЕКТОР И МЕНЕДЖЕР строят так, чтобы всех было видно). | Этап ведут ЭКСПЕРТЫ. Вывести план защиты проекта им. Оценка работы: - экспертами; - гостями. |
VIII 1 мин | Домашнее задание | ДИРЕКТОР: - завершает нашу встречу Искусствовед: Это еще не все! К следующему мероприятию подготовить презентацию «Жизнь одного предмета» (историю стула, стола, холодильника, телевизора, любого бытового прибора). - Для чего такое домашнее задание? – будем рисовать квартиру. ДИРЕКТОР и МЕНЕДЖЕР (вместе громко): ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ! | Этап ведет искусствовед |
Предметные
• понимать принцип композиции вещей в инсталляции
• понимать принципы дизайна
Познавательные:
• самостоятельно находить необходимую информацию.
Регулятивные:
• определять цель, проблему в учебной деятельности;
• понимать проекционную природу чертежа.
Коммуникативные:
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности;
• осознанно использовать речевые средства при прочтении плоскостной композиции как схематического изображения
Личностные
понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний;
• приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков;
• учиться критически оценивать свою деятельность;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Инсталляция_(искусство)
- http://www.blogbaster.org/neobyichnyie-pugovichnyie-installyatsii-augusto-eskivelya/
- http://www.augustoesquivel.com/
- http://svezduh.ru/post140549007/
- http://www.13doors.ru/design/348-kruzheva-dzhoany-vaskonselos-joana-vasconcelos-.html
- http://resttimes.net/joana-vasconcelos
- http://allfreefoto.ru/8390-bernard-pras.html
- http://allday2.com/index.php?newsid=496866
http://www.kulturologia.ru/blogs/080909/11478/
https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/marsel-dyushan-biografiya-tvorchestvo-kartiny
© https://www.livemaster.ru/topic/446175-sovremennye-installyatsii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"
Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНКУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА: ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ
Изучение раздела цитологии в курсе «Общая биология» представляет определенную сложность для студентов. Содержание раздела отличает множество понятий, «сухой» и сложный для усвоения фактический материа...

методическая разработка урока "Решение задач по теме "Молекулярные основы наследственности. биосинтез белка""
Методические рекомендации проведения урока в профильном классе.Тип урока: эмпирическое индуктивное обобщение.Форма урока: взаимообмен заданиями по методике Ривина – Баженова.Цели урока: Систематизиров...
Методическая разработка урока обществознания в 9-м классе "Основы конституционного строя".
Урок изучения новой темы по Конституции РФ. На уроке используются различные педагогические технологии: проблемное обучение, метод проектов, уровневый подход....

Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...


