Урок изобразительного искусства № 13. Тема « ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Урок изобразительного искусства № 13.
Тема « ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства № 13.
Тема « ОСВЕЩЕНИЕ. СВЕТ И ТЕНЬ»
Цели деятельности учителя | Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения |
Тип урока | Формирование новых умений |
Планируемые результаты | Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс; сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели |
Методы и формы обучения | Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.artsait.ru |
Оборудование | Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть |
Наглядно-демонстрационный материал | Репродукция картины М. Караваджо «Лютнист», настольная лампа, объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, таблица «Распределение света на геометрических телах». Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень в натюрморте» |
Основные понятия и термины | Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развива- | Деятельность учителя | Осуществляемая | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Беседа с постановкой проблемы | – Посмотрите в окно, светит солнце. Я могу выключить и включить свет в кабинете. Нам постоянно нужен свет: естественный – солнце, луна, искусственный – созданный человеком. Свет и тень – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве. Посмотрите, я буду светить на шар слева, справа. Буду приближать – Хотите узнать, как издавна использовали художники светотень в своих произведениях? | Слушают учителя. Осмысливают цель урока. Знакомятся с источниками освещения | Фронтальная работа | Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их | |
II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный. Частичнопоисковый | – Перед вами таблица «Распределение света на геометрических телах». (Слайды № 2–4.) Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности. Свет делит предмет на теневую и освещенную сторону. Блик – самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света. Собственная тень – теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом – на повороте формы. | Ребята получают представление об освещении как средстве выявления объема предмета. Осмысливают понятия свет, блик, тень, | Фронтальная работа | Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Рефлекс – тень, уходящая в глубину, – светлеет. Падающая тень падает от предмета, она темнее собственной тени, самое темное место у подножия предмета. Полутень граничит с затененной частью. На столе в ряд стоят предметы. В начале ряда – лампа, которая освещает эти предметы. Обратите внимание, чем ближе стоит предмет Перед вами ранняя картина Караваджо «Лютнист». Ее можно увидеть в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. В этой работе двадцатилетнего художника чувствуется подлинное мастерство в передаче формы, цвета и особенно светотени. Пластично и красиво выделяется на темном фоне полуфигура юноши в свободной белой одежде, играющего на лютне и поющего мадригал Жака Аркаде на слова «Вы знаете, что я вас люблю». Фигура резко освещена невидимым источником. Рельефно выделено лицо музыканта, его как бы светящаяся одежда. Характерная светотень станет одним из самых мощных средств художественной выразительности в творчестве Караваджо. Современники мастера назовут ее «подвальной». «Старые, уже набившие руку живописцы, напуганные новой модой, проклинали Караваджо и его манеру, заявляя, что он забился в погреб и не знает, как из него вылезти», – писал историк и теоретик искусства Беллори, имея в виду контрастное сопоставление освещенных и затемненных частей картины | рефлекс, полутень. Проводят опыт с тональными отношениями. Учатся анализировать картину на примере произведения «Лютнист» Караваджо | объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. Личностные: проявляют познавательную активность | ||||
III. Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск | – Сильный тон – это контрастные отношения светлого и темного. Сделайте драматический по содержанию, напряженный натюрморт. (Слайды № 5–23.) Выполните задание (с. 73). После окончания работы предлагает сделать выставку рисунков и выбрать наиболее удачные натюрморты | Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы. | Индивидуальная работа | Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Выполняют задания по выбору. Ищут свои пути решения учебной задачи | ния цели. Личностные: осознают свои интересы и цели | |||||
IV. Итоги урока. Рефлексия | Игра | Я провожала Солнце на покой, – И вам я предлагаю понаблюдать за солнышком. На схеме вы видите солнце высоко над линией горизонта. На другой схеме солнце касается линии горизонта. Ниже линии горизонта вы видите несколько зданий. Подумайте, какие линии необходимо провести, чтобы выяснить, в каком случае тень будет длиннее, а в каком короче. Первый ответивший правильно получает медаль «За сообразительность!» | Рассматривают схемы. Решают поставленную задачу. Вручают медаль победителю | Индивидуальная работа | Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства с ситуацией; поддерживают товарища. Регулятивные: оценивают конечный результат; осознают правила контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства по теме "Гжельская роспись"
Цель данного урока: познакомить учащихся с народным промыслом Гжель, ее истоками, особенностями росписи....
Урок изобразительного искусства на тему "Искусство народов Востока"
Данная презентация поможет лучше ознакомить учащихся с творчеством народов Востока. Важно, чтобы у учащихся сформировалось понимание как, почему, чем отличается искусство разных народов....

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс
Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 6 класс Освещение. Свет и тень.
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе "Освещение. Свет и тень" по программе Б.М.Нееменского разработана в соответствии с ФГОС ООО. Содержит цель, задачи урока, УМ...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток
Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.
Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...

Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»
Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промыслаЦель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписьюСсылка для просмотра урока: https://...
