Самообразование "Развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Юрова Софья Николаевна

План работы по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_yurova_2025.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование

Тема: «Развитие творческого воображения у детей на уроках изобразительного искусства»

Введение

Учитель изобразительного искусства — это не просто педагог, а настоящий проводник в мир прекрасного. Его миссия заключается не только в передаче технических навыков рисования, но и в воспитании эстетического вкуса, развитии творческого мышления и формировании художественного видения у учеников.

Особенность профессии заключается в её многогранности. Учитель изобразительного искусства должен быть одновременно художником, психологом, наставником и вдохновителем. Он помогает детям раскрыть свой творческий потенциал, учит их видеть красоту в окружающем мире и выражать свои чувства через искусство.

В современном мире, где технологии стремительно меняют все сферы жизни, роль учителя изобразительного искусства становится особенно значимой. Развитие творческого потенциала подрастающего поколения требует новых подходов и методов работы, сочетающих традиционные техники с инновационными возможностями.

Цифровая эпоха открывает перед педагогом изобразительного искусства широкие перспективы. Современные технологии позволяют использовать интерактивные доски, графические планшеты, программы для цифрового рисования. Это не только делает процесс обучения более привлекательным для детей, но и расширяет их представление о возможностях самовыражения.

Однако главное в работе учителя изобразительного искусства остается неизменным – это развитие воображения учеников. В век информационного шума и готовых шаблонов особенно важно научить детей мыслить нестандартно, создавать собственные образы и находить индивидуальный стиль. Педагог должен помочь ученикам преодолеть страх чистого листа и поверить в свои творческие способности.

Актуальность

На сегодняшний день проблема развития воображения младших школьников является актуальной и социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Таким образом объектом моего исследования стал процесс развития воображения школьников на уроках изобразительного искусства

Цель: изучить особенности и возможности  развития и активизации творческого воображения детей в процессе учебной деятельности на уроке изобразительного искусства.

 Задачи:

1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2. Изучить процесс развития творческого воображения.
3. Разработать перспективный план работы с детьми.
4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
5. Раскрыть особенности воображения детей и его связь с интересами и эмоциями.

6. Определить возможные  пути развития творческого воображения детей в процессе учебной деятельности

Источники самообразования: интернет, медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опыта, мастер классы, курсы повышения квалификации вебинары, СМИ, методическая и научно-популярная литература.

Форма самообразования: индивидуальная – через индивидуальный план.

Групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей изобразительного искусства, а так же через участие в жизни школы.

Ожидаемые результаты:

Повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся, мотивации к изучению предмета.

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Разработка и апробирование дидактических материалов, тестов и наглядностей, создание электронного комплекта педагогических разработок.

Разработка  и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

Доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.

Этапы и направления работы над темой:

Этапы

Содержание работы

Сроки реализации

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2025-2026 учебный год

Курсы повышения квалификации учителей.

Изучение ФГОС основного общего образования. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии.

Изучение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности и нормативных документов по педагогической аттестации.

Прогностический

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результата.

2026-2027 гг.

Участие в семинарах для учителей. Выступление на семинарах, конференциях педагогов.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы.

2025-2028гг.

Создание рабочих программ по предмету. Участие в вебинарах, семинарах учителей. Выступление на заседании МО эстетического цикла «Развитие творческого воображения на уроках изобразительного искусства». Участие в дне открытых дверей (проведение открытых уроков, мастер-классов, круглого стола для родителей).

Участие в олимпиадах, конкурсах. Публикации в социальной сети работников образования и разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих работ, в том числе и обучающихся.

Обобщающий  

Подведение итогов. Оформление результатов работы.

2025-2028гг.

Участие в работе городского сообщества учителей и проведении городских семинаров. Участие и результаты в муниципальных областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах, участие в работе школьного сайта, консультативная помощь учителям и обучающимся, ведение профессионального портфолио.

Внедренческий

Распространение опыта.

2025-2028гг.

Участие в международных конференциях и семинарах. Публикации статей на педагогических сайтах. Участие в конкурсах профессионального мастерства.


Основные напрвления

Содержание деятельности

Срок реализации

Профессиональное

1.Изучать литературу и методику преподавания по данному направлению;

2.Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей изобразительного искусства.

3. Участие в конкурсах профессионального мастерства.

2025-2026 учебный год, в течении всего периода

Психолого-педагогическое

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии  и педагогики.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

3. Развитие психолого-педагогической компетентности (Психологической культуры) обучающихся, родителей и педагогов.

4. Изучать современные психологические методики.

В течении всего периода.

Методическое

1.Совешенствовать знания современного содержания образования обучающихся по изобразительному искусству.

2. знакомиться с новыми формами, методами и приемами обучения.

3. принимать активное участие в работе школьного и городского МО.

4. организовывать работу с одаренными детьми, принимать участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах.

5. изучать опыт работы коллег и участвовать в обмене опытом.

6. проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. создать собственную базу мультимедийных презентаций к урокам, разработок сценариев урока творческими заданиями.

Проводить открытые уроки и мастер-классы.

9. разработать рабочую программу по изобразительному искусству, соответствующую ФГОС для 5-8 классов.

10. внедрение новых методических приемов и подходов в преподавании с применением Интернет-технологий.

11. разработать адаптивную рабочую программу по изобразительному искусству, соответствующую ФГОС для 5-8 классов.

В течении всего периода.

Эстетическое

1.Посещение различных мероприятий по искусству, выставок.

2. ознакомление с искусством и творчеством современных художников.

3. участвовать в школьных и городских конкурсах, фестивалях, выставок, олимпиад по изобразительному искусству.

В течении всего периода.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...

Интеграция знаний и развитие образного, творческого мышления на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.

Современная школа предполагает теснейшую межпредметную связь в дисциплинах, изучаемых школьниками, а так же воспитательную функцию урока и внеурочной деятельности.  Предлагаемая  методическа...

«Творческие мастерские на уроках изобразительного искусства».

Использования творческих мастерских на уроке ИЗО. В данной статье идет описания творческих мастерских. И как учитель может использовать эту технологию на уроках....

Презентация к мастер-классу "Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии"

Презентация к мастер-классу в которой представлены виды техники скрапбукинга, варианты оформления скрап-странички, этапы работы...

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ  ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...

Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...