Обнаружение витаминов . Анализ лекарственных препаратов.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
определение витамина А, В, С в продуктах питания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУСОШ №30
Классный час на тему: « Обнаружение витаминов». « Анализ лекарственных препаратов»
Работу выполнила :
учитель химии МОУСОШ №30
Хижкина И.С.
2008 уч. год
Содержание
- Определение витамина А в подсолнечном масле.
- Определение витамина С в яблочном соке.
- Определение витамина Д в рыбьем жире, курином желтке.
- Анализ лекарств. препаратов, производных салициловой кислоты
1
Цель работы: Вспомнить из курса 10 класса общее представление о витаминах, повторить классификацию витаминов. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека. Дать понятие о авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Оборудование и реактивы: коллекция витаминных препаратов , аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl 3- 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи ( Na OH).
Тип урока: Внеклассное мероприятие (обобщение и повторение курса 10 класса.)
Метод урока : рассказ- беседа , исследовательская работа
Знать: Классификацию витаминов, основные формулы водо- и жирорастворимых витаминов витаминов, понятие о авитаминозе и гиповитаминозе.
Уметь: Определять содержание витамина А в подсолнечном масле,
Определять содержание витамина С в соке яблок, витамина Д в рыбьем жире, проводить анализ лекарственных препаратов.
2
Определение витамина А в подсолнечном масле
Для выполнения работы необходимо взять несколько сортов растительного масла.
Выберите главного химика и дайте название команде.
В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % - ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ). При наличии витамина А появится ярко – зеленое окрашивание.
Необходимо сказать что:
Витамин А ( ретинол ) суточная потребность 0,5- 2,5 мг.
При его недостатке ухудшается зрение, замедляется рост молодого организма, особенно костей, наблюдается повреждение слизистых оболочек дыхательных путей, пищеварительной системы.
3
Определение витамина С в яблочном соке
Для выполнения работы вам необходимо взять несколько сортов яблочного сока и яблоко.
Выберите главного химика и даите название команде.
Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте 5 % - ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том , что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля окрасит раствор в синий цвет.
Необходимо сказать что:
Витамин С( аскорбиновая кислота). Суточная потребность 50- 100 мг. Участвует в окислительно- восстановительных реакциях, повышает сопротивляемость организма.
Он единственный связан с белковым обменом. Мало аскорбиновой кислоты- нужно много белка. Напротив ,при хорошей обеспеченности аскорбиновой кислотой можно обойтись минимальным количеством белка. Для предупреждения С- авитаминоза требуется 20 мг в сутки. Чтобы бороться с витаминной недостаточностью, необходимо повысить содержание свежих овощей и фруктв в пищевом рационе.
(шиповник -1200 мг, смородина -200 мг).
4
Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.
Для выполнения работы вам необходимо взять рыбий жир и куриный желток.
Выберите главного химика и дайте название команде.
В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D появляется зеленовато- голубое окрашивание.
Необходимо сказать что:
Витамин D ( кальциферол). Суточная потребность 2,5- 10 мкг. Регулирует содержание кальция и фосфора в крови, минерализация костей , зубов. Отсутствие приводит к развитию рахита у детей и размягчению костей ( остеопороз) у взрослых. Кальциферол содержится в рыбьем жире-125 мкг, печени трески- 100 мкг говяжей печени 2, 5 мкг. Витамин D почти не разрушается при кулинарной обработке.
5
Анализ лекарственных препаратов , производных салициловой кислоты.
Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин, салол.
Выберите главного химика и дайте название группе.
- Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?
- Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки дот полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.
- Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавте по 2-3 мл разбавленного раствора Na OH. Изменилась ли растворимость веществ?
- Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается? Запишите записи в лабораторный журнал.
6
Результаты анализа.
РЕАКТИВЫ | ХОД РАБОТЫ | НАБЛЮДАЕМЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ВЫВОД |
Определение витамина А в подсолнечном масле | |||
Растительное масло, 1%- раствор Fe Cl3 | В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавте 2-3 капли 1 % - ного раствора Fe CL3 ( хлорид железа – 3 ). | В домашнем растительном масле появляется зеленое окрашивание . В масле торговой марки « Подсолнышко « зеленого окрашивания не наблюдается. В масле торговой марки « Олейна» наблюдается окрашивание раствора. | Необходимо употреблять в пищу , и полезнее масла под торговой маркой « Олейна « и домашнее. |
Сок торговой марки « Приве», и «Джей севен», крахмальный клейстер, 5% раствор йода | Налейте в пробирку 2 мл сока и добавте воды 8 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера ( 1 г крахмала на стакан воды.) Далее по каплям добавляйте 5 % - ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. | В соке торговой маркой « Джей севен « не наблюдается изменение окраски раствора . В соке торговой марки « Привет « наблюдается интенсивное изменение окраски раствора. | В соке « Привет « наибольшее содержание витамина С, а « Джей севен « незначительное количество . |
Рыбий жир, куриное яйцо, раствор брома. | В пробирку с 1 мл рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома при наличии витамина D появляется зеленовато- голубое окрашивание. | Наблюдали зеленовато-голубое окрашивание раствора. | Куриное яйцо содержит витамин Д, что свидетельствует о качественном и полезном продукте. |
Здраствуйте ,ребята ! Сегодня наше внеклассное мероприятие мы посвятим повторению изученного в 10 классе, а именно витаминам и лекарственным препаратам. Вы выступите в роли лаборанта, аналитика, химика и проанализируете содержание витаминов в различных продуктах. Сделаете выводы из проделанных опытов.
Для этого у вас на предметных столиках находятся все необходимые реактивы и продукты. Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека. Каждой группе необходимо придумать название. Выбрать главного химика. Провести эксперимент по определению содержания витамина ( у каждого свой ) и изложить наблюдаемые явления и выводы. Но прежде чем приступим к выполнению анализа даваите вспомним: что такое витамины ?
Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.
Как делят витамины по растворимости в воде и жирах? Водорастворимые и жирорастворимые.
Что такое лекарства?
Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов описываются лекарственные средства растительного происхождения ( касторовое масло). Великий древнегреческий врач Гиппократ искал причины болезней уже не в злых духах, а в окружающей среде, климате , образе жизни и питании. Молодцы ! Теперь приступаем к выполнению работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-500918-1413656474.jpg)
Мастер-класса "Исследование лекарственных препаратов и средств бытовой химии»
Цели мастер-класса:- познакомить участников мастер – класса с путями интеграции химических и валеологических знаний в системе школьного химического образования-показать возможность создания и ре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/15/picture-623542-1429080844.jpg)
Современные лекарственные препараты на основе азотсодержащих соединений
Статья "Современные лекарственные препараты на основе азотсодержащих соединений" рассчитана для учеников химико-биологических классов, медицинских лицеев, может быть использована для внеклассного меро...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-962741-1508688704.jpg)
Конспект урока Лекарственные препараты
Конспект внеклассного мероприятия в 11 классе на тему: "Лекарственные препараты"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-392967-1390978253.jpg)
Методическая разработка «Качественное определение содержания химических веществ в лекарственных препаратах»
В разработке описана методика проведения лабораторного химического анализа по установлению подлинности некоторых лекарственных препаратов, основанного на проведении качественного анализа....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/30/picture-823877-1567191832.jpg)
Тема 2 "Лекарственные препараты, биологические активные добавки - источник опасности здоровью."
Рассматриваются вопросы влияния БАД на жизнедеятельность человека....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907370-1490129772.jpg)
Кроссворд Состав лекарственных препаратов
Кроссоврд можно применять для проверки знания состава наиболее часто применяемых лекарственных препаратов...
лекарственные препараты
презентация для урока...