Технологическая карта к уроку "Аммиак"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Фадеева Ирина Васильевна

Урок - лекция по теме "Аммиак", по учебнику Габриеляна О.С. Химия 9 класс, с использованием компьютерной презентации и самостоятельной работе учащихся с технологической картой по составлению конспекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Аммиак

Урок – лекция в 9 классе

Цели:

              формирование общеучебных умений и навыков.

Задачи:

  1. образовательные: изучить строение и свойства аммиака; изучить новый вид связи – водородную; рассмотреть донорно – акцепторный механизм образования химической связи; развить умения по составлению окислительно-восстановительного баланса уравнений реакций, уравнивание МЭБ.
  2. воспитательные: формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой по составлению конспекта; провести профориентационную информацию.
  3. познавательные: развивать интерес к предмету, умение высказывать свои мысли, логически рассуждать, соблюдать технику безопасности при встрече с аммиаком в быту.

Оборудование:

Технологическая карта урока на столах учащихся (Приложение № 1); оборудование для химического эксперимента (аммиачная вода, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, фенолфталеин, лакмусовая бумажка, прибор для получения газов, стеклянные палочки, соляная кислота конц.); компьютерная презентация (Приложение № 2).

Ход урока

1.Организационный момент.

Вначале урока необходимо настроить учащихся на наиболее сложный тип урока-лекцию. Объяснить, что урок проходит строго по плану на столах учащихся и требует от них большой концентрации. Все вопросы, которые необходимо рассмотреть зафиксированы в технологической карте, и в ходе  лекции они всегда будут перед глазами и не требуют запоминания. Для лучшего усвоения составляется конспект в технологической карте. В ходе лекции используются различные формы: компьютерная презентация, работа с учебной литературой, демонстрационные опыты.

2. Изучение нового материала.

План лекции       (слайд № 2)

  1. Состав молекулы аммиака
  2. Строение молекулы аммиака
  3. Водородная связь
  4. Физические свойства аммиака
  5. Химические свойства аммиака

           а) аммиак – комплексообразователь.

                 б) аммиак- восстановитель

  1. Получение аммиака
  2. Применение аммиака
  3. Закрепление
  4. Домашнее задание

1. Состав молекулы аммиака

Учитель начинает свой рассказ об аммиаке с обращения внимания на несоответствие написания химической формулы аммиака принятым правилам степени окисления.

  1. запишите молекулярную формулу аммиака;
  2. укажите степень окисления элементов;
  3. дайте химически верное название и запись формулы аммиака.

NH3 = H3 +1N-3  нитрид водорода  (слайд № 3)

2. Строение молекулы аммиака

Учащиеся самостоятельно определяют тип химической связи в молекуле аммиака. Представляют схему образования химической связи в молекуле.

  1. запишите молекулярную, электронную, структурную формулы молекулы аммиака.
  2. укажите вид химической связи в молекуле и способы образования,
  3. укажите смещение электронной плотности к более электроотрицательному элементу.

NH3  - молекулярная формула

 ковалентная полярная связь, одинарная, по обменному механизму.

Н: N: Н  электронная формула  (слайд № 4)

     Н

3. Водородная связь

Учитель акцентирует внимание ребят на неподеленной электронной паре атома азота, сдвиге электронной плотности в сторону гораздо более электроотрицательного атома азота и возникновении в молекуле аммиака на атоме азота частично отрицательного заряда, а на атоме водорода частично положительного.

 Н- N- Н  структурная формула (слайд № 5)

        Н

Учитель знакомит учащихся с новым для них видом химической связи – водородной связью, которая возникает между молекулами аммиака.

  1. Отметьте особенности водородной связи:

1) между какими атомами возникает связь;

2) силу связи по сравнению с другими видами связи;

3) условное обозначению водородной связи;

4) следствие образования водородной связи в соединении.

Водородной называется связь

между атомами водорода и атомами очень ЭО элементов, имеющих свободные электронные пары;

слабее ковалентной связи в 10 – 20 раз;

условно обозначается тремя точками;

вещества с водородной связью обладают хорошей растворимостью в воде, повышается их температура кипения и плавления.  (слайд № 6)

4. Физические свойства аммиака

С физическими свойствами аммиака учитель предлагает познакомиться учащимся самостоятельно по учебнику.

  1. изучите физические свойства аммиака по учебнику;
  2. рассчитайте его плотность по воздуху Dвозд = 29/МNН3;
  3. предложите способ собирания газа в лабораторных условиях.

NH3 – газ без цвета, с резким запахом, почти в два раза легче воздуха, при охлаждении до -33,6оС он сжижается, а при температуре -77,8оС превращается в твердое белое вещество, хорошо растворим в воде. (слайд № 7)

Учитель разъясняет ребятам, что поскольку аммиак легче воздуха, то при выделении он будет улетать вверх. Поэтому, для того чтобы собрать аммиак, пробирку необходимо держать перевернутой дном. (слайд № 8)

 Учащиеся делают вывод, что при растворении аммиака в воде образовалась щелочь, т.к. фенолфталеин окрасился в малиновый цвет.

NH3 + H2O         NH3 * H2O         NH4+ + OH-                     (слайд № 9) 

Учитель демонстрирует учащимся аммиачную воду ( 25% раствор аммиака) и нашатырный спирт( 10% раствор аммиака). Напоминает, как правильно обращаться с растворами сильно пахнущих веществ.

5. Химические свойства аммиака

Особое внимание уделяется химическим свойствам аммиака: 

а) аммиак – комплексообразователь 

 необходимо рассказать об особом ионе – ионе аммония NH4+.  Отметить его уникальность: ион, образованный только неметаллами, играет роль металла. Разъяснить, что ион аммония, так же как ионы металлов образует  свои соли. (слайд № 10)

  1. Запишите уравнение реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой

Аммиак + соляная кислота = хлорид аммония,

  1. Рассмотрите механизм реакции.
  2. Отметьте образование ковалентной полярной связи по донорно-акцепторному механизму (по учебнику)

Аммиак – комплексообразователь.  (слайд № 11)

б) Аммиак – восстановитель (в реакциях окисления).

  1. Запишите уравнение реакции горение аммиака:

аммиак + кислород = азот + вода

  1. Составьте электронный баланс к этому уравнению.

1)Окисление аммиака без катализатора

(слайд № 12)

2)Окисление аммиака в присутствии катализатора

  1. Запишите уравнение реакции каталитического окисления аммиака:

 аммиак + кислород = оксид азота (II) + вода. 

Составьте электронный баланс к этому уравнению.

(слайд № 13)

6. Получение аммиака

В промышленности  аммиак получают прямым синтезом из простых веществ – азота и водорода. Реакция  идет только в присутствии катализатора, при температуре 500о и повышенном давлении.

  1. Запишите уравнение реакции получение аммиака:

а) в промышленности (дайте классификацию реакции по всем известным признакам и предложите оптимальные условия проведения реакции);

б) в лаборатории (отметьте способы распознавания аммиака).

а) в промышленности

3H2 + N2 2NH3 + Q

Р соединения, экзотермическая, гомогенная, обратимая, окислительно-восстановительная, каталитическая. (слайд № 14)

б) в лаборатории получают действием щелочей на соли аммония

NH4+ + OH- = NH3  + H2O

Собирание -  в перевернутую кверху дном пробирку. (слайды № 15, 16)

 Распознавание аммиака

а) по запаху;

б) по посинению влажной лакмусовой бумажки

в) по появлению белого дыма от поднесенной стеклянной палочки, смоченной HCl( конц.)

                                                                                (слайд № 17)

7. Применение аммиака

Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с применением аммиака по схеме в  учебнике.

Применение:

1) в холодильных установках;

2) в медицине и быту;

3) для производства азотной кислоты, солей аммония;

4) как удобрение  (слайд № 18)

Профориентационная информация. Растворы аммиака довольно широко используются в медицине. Разведенный раствор аммиака, издавна называемый нашатырным спиртом, дают нюхать при обморочных состояниях и алкогольном опьянении; при этом происходит рефлекторное возбуждение сердечной деятельности и центра дыхания. При тяжелом алкогольном отравлении практикуют прием внутрь слабых растворов аммиака (3 капли на полстакана).

Более слабые растворы аммиака дают отхаркивающий эффект (нашатырно – анисовые капли).

Местнораздражающее действие аммиака используют для приготовления препаратов, применяемых как отвлекающие средства (при артритах, невралгиях и т п ).

Хлористый аммоний – белый кристаллический порошок. Слегка гигроскопичен. Имеет солоноватый вкус, легко растворим в воде. Применяется в качестве диуретического и отхаркивающего средства.

8. Закрепление.

Для закрепления предлагается решить фронтально ряд задач:

1) При синтезе аммиака промышленном способом азот объемом 56 л. (н.у.) прореагировал с водородом взятом в избытке. Массовая доля выхода аммиака составила 50%. Рассчитайте объем и массу полученного аммиака.

2) Какая масса хлорида аммония получится при взаимодействии 3 моль аммиака с соляной кислотой?

3) Какой объем кислорода потребуется для сжигания 34 г. аммиака?

                                                                   (слайд № 19)

9. Домашнее задание

п. 25, упр. 1-6(устно),7-8(письменно), повторить конспект   (слайд № 20)

Фадеева Ирина Васильевна

учитель химии и географии:

МОУ Орудьевская СОШ

Московская обл.,Дмитровский р-он, с.Орудьево

№ 209-919-726

Список литературы:

1.  Габриелян О. С.  Настольная книга учителя химии 9 класс, М., 2001, «Блик и Ко»;

2.  Горковенко М. Ю. Поурочные разработки по химии , М., 2004, «Вако»;

3. Габриелян О. С., учебник химии 9 класс, М., Дрофа, 2008г.

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, ООО «Нью Медиа Дженерейшн».

5. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...


 

Комментарии

Фадеева Ирина Васильевна

Урок содержит презентацию и видео из сборника "КМ"

Фадеева Ирина Васильевна

Урок содержит презентацию и видео из сборника "КМ"