Химический смотр знаний в 9 классе
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Родионова Юлия Адольфовна

Разработка урока-викторины для 9 класса. Применялась в рамках проведения предметной недели химии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon химический смотр знаний 9 класс60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Химический праздник в 9 классе

Название мероприятия:

«Химия – наука чудес и превращений»

Место проведения: МОУ средняя школа №9

Время проведения: предметная неделя химии, 9-ые классы

Цели мероприятия:

  1. Развитие познавательного интереса к предмету, мыслительной деятельности, логического мышления, эрудиции, умения формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике
  2. Развивать умение и желание работать с дополнительной литературой
  3. Развивать умение работать в коллективе, умение оценивать работу и возможности своих товарищей.

План проведения мероприятия:

  1. Что такое химия и для чего ее нужно изучать (вступительное слово)
  2. Выступление Королевы Химии
  3. Представления команд
  4. Проведение конкурсов
  5. Викторины со зрителями и болельщиками
  6. Подведение конкурсов, награждение эрудитов, команды- победительницы, особо отличившихся зрителей.

Правила игры:

  1. В игре участвуют три команды.
  2. Право первого хода разыгрывается Королевой Химии
  3. Команда, получившая правила первого хода, выбирает квадрат с заданием и в случае правильного ответа продолжает игру, выбирая следующий ход.
  4. Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде.
  5. Побеждает команда, сумевшая ответить на задания трех лежащих на одной линии квадратов (по вертикали, горизонтали или диагонали)

Игровое поле

Что? Где? Когда?

Черный ящик

Химический элемент

Головоломка

Колесо истории

Химический кубик

Задача-загадка

Химическая сказка

Проверим химией историю

Литературное произведение

Химия в быту

Задача

Приветствие королевы Химии участникам игры

Взор химика пытлив, ему порядок мил,

Среди своих реторт, мензурок и приборов,

Таких загадочных для любопытных взоров,

Стремится он постичь капризы тайных сил.

Он многое из них уже установил,

Следя за их игрой, участник их раздоров.

И скоро он велит, властитель этих споров,

Признать и чтить закон, который он открыл.

Завидую тебе, взыскательный ученый,

Чьи зоркие глаза мир видят обнаженный,

Как в день творения, исток всех прочих дней

Веди же и меня в загадочное царство!

Я верю: только в нем отыщется лекарство

От всех бесчисленных печалей и скорбей.

Конкурс «Черный ящик»

Однажды Роберт Гук пригласил Роберта Бойля на одну из публичных демонстраций своих опытов. Гук поставил на стол горящую свечу и прикрыл ее стеклянным колпаком. Прошло немного времени, и свеча погасла. Это обстоятельство не смутило ученых: кто не знает, что без притока свежего воздуха свечи горят плохо? Гук снова зажег свечу, положил рядом какой-то камень, прикрыл свечу колпаком. Свеча не погасла. Она горела и горела, нарушая законы здравого смысла. Джентльмены стали заключать пари, сколько времени продержится пламя. Свеча горела!...

Вопрос: Что за волшебное вещество положил Гук под колпак? Эти вещества еще в древности называли «поддерживающие огонь»

(ответ: нитрат калия, он при нагревании разлагается с образованием кислорода)

Химическая сказка

В сказке зашифрован некоторый химический элемент и его химические соединения. Необходимо определить этот элемент, привести схему строения его атома, указать его возможные степени окисления в упомянутых соединениях, написать схемы превращений и уравнения реакций. (Задания выполняет вся команда).

Сказка: Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?» - «Хочу драгоценность получить, дочка». – «Из этой свечи?» - «Нет, из подсвечника», - отвечал отец. Дождался он когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил – стал синим раствор; бросил щепотку соды – выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь – и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, и вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?

(медь, оксид меди (1), оксид меди (2), сульфат меди, карбонат меди, сульфат меди, гидроксид меди)

Задача-загадка

Вы задавали себе вопрос: почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы? Элементы, входящие в их состав, - соседи по периодической таблице; первый из газов вдвое легче второго, молекула первого двухатомна, второй одноатомен, к тому же второй газ инертен. Назовите эти газы.

(водород и гелий)

Химический кубик

Берется куб, на каждой стороне которого указаны цифры. Команда три раза бросает куб. сумма выпавших цифр – количество вопросов, на которые необходимо ответить. Времени на размышление не дается.

  1. Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением?
  2. Почему в одноименном рассказе А.П. Чехова спички были названы шведскими?
  3. Что такое оловянная чума?
  4. Сколько платины содержится в платините?
  5. Как узнать, не имея перед собой периодической системы, номера периода и группы химического элемента №25?
  6. Почему модницы в 70-80 гг 20 века быстро отказались от фосфорных бус?
  7. Иллюзионисты показывают получение «золота из воды». Из насыщенного раствора иодида свинца, находящегося в запаянном сосуде, при охлаждении выделяются золотистые кристаллы иодида свинца.
  8. Древние римляне весьма почитали металлы и присваивали им имена своих богов. По их мнению, металл Сатурна в виде кроны дерева можно получить путем погружения палочки цинка в раствор нитрата свинца. Чтобы увидеть дерево Дианы, достаточно прибавить каплю ртути к раствору нитрата серебра. Какой металл  римляне называли металлом Сатурна и какой – деревом Дианы?
  9. Почему, оставаясь в машине или ремонтируя ее при работающем двигателе в закрытом гараже, вы рискуете жизнью?
  10. Попадание в организм человека простого органического соединения Х, которое можно легко перепутать с этанолом, часто является причиной отравлений, заканчивающихся слепотой или даже смертью пострадавшего. Назовите это вещество.
  11. Почему нельзя тушить водой горящие металлы или сплавы?
  12. Как повлияет на свечение фосфора увеличение давления?
  13. Одинакова ли скорость сгорания свечи у подножия Эльбруса, на его вершине и в стратосфере?
  14. Можно ли состав воздуха, чугуна и латуни выразить с помощью химической формулы?
  15. Какой газ является основной составной частью природного газа, рудничного газа, который бывает причиной взрывов в шахтах?
  16. Объясните строгий запрет курения и манипуляций с открытым огнем вблизи бензоколонок.
  17. Может ли вода гореть?
  18. Почему нельзя вентили баллонов со сжатым кислородом смазывать маслом?
  19. Назовите устаревшее название неметаллов?
  20. Какая соль серебра используется в медицине?
  21. Как назывались в старину разновидности корунда – сапфир, рубин?
  22. Что такое сиккативы, и с какой целью их применяют?

Колесо истории. О ком рассказано?

  1. Русский ученый-энциклопедист, первый русский академик. Поэт, художник (прекрасные мозаичные панно), историк, картограф, геолог. Разработал корпускулярную торию строения веществ. Автор закона сохранения массы вещества. (М.В. Ломоносов)
  2. Итальянский физик и химик, один из создателе атомно-молекулярного учения, открыл закон, получивший впоследствии его имя (этот закон позволяет определять количественные характеристики газообразных веществ): в одинаковых объемах различных газов находится одинаковое число молекул при одинаковых условиях. (Амедео Авогадро)
  3. Русский ученый, который открыл критическую температуру кипения, выше которой вещество не может находится в жидком состоянии, разработал гидратную теорию растворов, предложил теорию неорганического происхождения нефти, разработал процесс приготовления бездымного пороха и вывел периодический закон. (Д.И. Менделеев)
  4. Советский физик и химик, почетный член Академии наук СССР, высказал идею о гидратации ионов в растворах, в 1990 году опубликовал учебник «Основные начала неорганической химии». (Каблуков)

Химический элемент

Ведущий зачитывает характеристику химического элемента. Команды должны угадать, о каком элементе идет речь. Ответ после первой подсказки оценивается в 6 баллов, после второй – в 5 баллов и т.д.

  1. Этот элемент – аналог азота, электронные конфигурации их сходны
  2. Залежи минерала, в состав которого входит этот элемент, находится на Кольском полуострове
  3. Он образует несколько аллотропных модификаций
  4. Одну из аллотропных модификаций применяют для изготовления спичек
  5. Он образует кислоты
  6. Этот элемент проявляет наивысшую валентность.

(фосфор)

Что? Где? Когда?

Что имели в виду алхимики, излагая реакцию оксида ртути (вещества красного цвета) с соляной кислотой:

Являлся красный лев – и был он женихом,

И в теплой жидкости они его венчали

С прекрасной лилией, и грели их огнем,

И из сосуда их в сосуд перемешали…

(И.В. Гете)

Где впервые изобретена бумага?

Когда и кем был открыт химический элемент гафний?

Головоломка «Зашифрованная фраза»

В этом тексте «спряталось» изречение древнегреческого философа и ученого Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н.э. Необходимо найти способ чтения фразы и восстановить его первоначальный вид.

ПQRONIЗWVHLDAFSHQYИRVE

HNIAWRЧXYИTJHDSARIESVT –

QNCIVЯ CXD УVSДJRИRIB –

REЛDCEWFHXTИFDЯ.

(в тексте читаем только русские буквы. Слова Аристотеля: «Познание начинается с удивления»)

Проверим химию историей. Что взорвалось на «Дельфине»?

16 июня планировалось учебное погружение в Неве первой боевой подводной лодки русского флота «Дельфин». Подводная лодка приводилась в движение электромоторами, работавшими от аккумуляторных батарей. Водоизмещение позволяло брать на борт до 45 человек, кроме команды.

В это день, кроме экипажа, в отсеки лодки разместились 24 матроса. Из-за конструкторских недоработок и ошибок в управлении лодка ушла под воду с открытым люком. Поднять ее на поверхность удалось через несколько часов. Команда и матросы погибли. Во время откачки воды внезапно грянул взрыв, а за ним еще один.

В чем причина внезапных взрывов? Следствие отвергло идею внезапной диверсии. Что же взорвалось на «Дельфине»?

Конкурс «Литературное произведение»

«Вы знаете, что у нас в кают-кампании на стене висит ружье. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в это году тоже – как бабахнет! Мы как раз стояли у острова Борнео. Я  сбегаю с мостика, врываюсь в кают - кампанию – и что же я вижу? Ружье раскачивается на стене. Как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими любимыми золотыми рыбками… вода выливается через дырку, а рыбки бьются о дно…»

Какую необычную деталь вы обнаружили в рассказе?

Конкурс «Химия вокруг нас»

Ведущий предлагает ответить на вопрос, который связан с решением конкретной бытовой проблемы из числа тех, с которыми сталкивается школьник в повседневной жизни.

  1. Вам надо удалить два свежих пятна – подсолнечного масла и йода. Можно ли их удалить, не прибегая к помощи химии?
  2. За одну секунду можно посчитать не более 5 предметов. Можно ли за всю жизнь человека посчитать все молекулы воды в 1 капле дождя, если масса капли примерно 30 мг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотр знаний. 5 класс

Данный урок проводится в октябре после повторения курса математики начальной школы. Целью урока является выявление максимальных возможностей учащихся, их уровня подготовленности....

зачет "Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия"

заключительный урок по окончании изучения темы в 8 классе...

Смотр знаний 5 класс

Материал можно использовать для проведения внеклассных мероприятий общеинтеллектуальной направленности...

Общественный смотр знаний 10 класс

Продемонстрируем успехи широкой общественности в лице родителей и учителей....

презентация к уроку "Общественный смотр знаний" - 11 класс по химии

Презентация к уроку химии 11 класс "Общественный смотр знаний"....

Урок по химии в 8 классе. Общественный смотр знаний по теме "Первоначальные химические понятия. Атомы химических элементов"

Цель урока: провести в занимательной форме общественный смотр знаний учащихся; обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме. Задачи: • Образовательные: закрепить знан...

Смотр знаний 5 класс

Материал для проведения смотра знаний в 5 классе по английскому языку. Урок - игра (сказка "Золушка")....