Элективный курс Химия и экология
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Элективный курс "Химия и экология" предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он опирается на базовые знания курса химии и экологии. В нем реализуются межпредметные связи таких дисциплин как химия, экология, биология, география. Это позволяет учащимся осуществить интеграцию имеющихся представлений в целостную картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elek.kurs_himiya_i_ekologiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

п. Краснооктябрьский,

Куменского района,

Кировской области

ПРОГРАММА

элективного курса

«Химия и экология»

34 часа

/ 9 класс /

Составила:

Нечаева Светлана Владимировна,

учитель химии-биологии

МКОУ СОШ п.Краснооктябрьский

2011

ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ

(34 ч.)

Программа курса.

                                             Пояснительная записка.

Проблемы охраны окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить и охранять природу. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека. Ответственное и бережное отношение к природе должно придти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого и построена программа данного элективного курса.

Курс «Химия и экология» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Он опирается на базовые знания курса химии и экологии. В нём реализуются межпредметные связи таких дисциплин как химия, экология, биология, география. Это позволяет учащимся осуществить интеграцию имеющихся представлений в целостную картину мира.

Концепция представляемой программы состоит в том, что в её содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по оценке окружающей среды своей местности. На занятиях курса учащиеся не только знакомятся с мероприятиями по охране природы, но еще приобретают практические умения по экологическому мониторингу, наблюдают, изучают и охраняют природу.

Цель: Способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.

Задачи:

  1. Освоение учащимися способов и методов оценки состояния окружающей среды и её отдельных компонентов;
  2. Расширить и углубить знания учащихся о формах существования химического элемента;
  3. Сформировать представления о веществах-загрязнителях и их влиянии на окружающую среду и организм человека;
  4. Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
  5. Усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;
  6. Выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;
  7. Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьника.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Понятия: экологический мониторинг, ПДК, ПДВ, эвтрофикация и др.
  2. Экологическое состояние окружающей среды своей местности;
  3. Основные виды загрязнений окружающей среды;
  4. Влияние человека на состояние природы Вятского края;
  5. Об основных видах мониторинга загрязнений окружающей среды;
  6. Меры по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
  7. Охраняемые, редкие и исчезающие виды растений своей местности;
  8. Правила личного поведения в природе.

   

   Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять, описывать ключевые участки при экологических исследованиях;
  2. Выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду;
  3. Давать экологическую оценку состояния природных сред и объектов своей местности;
  4. Владеть научными методами исследования окружающей природной среды своей местности;
  5. Участвовать в пропаганде экологических знаний и экологическицелесообразной деятельности  по улучшению окружающей среды своей местности;
  6. Строго выполнять правила поведения в природе.

Содержание программы.

Тема 1. Техника лабораторных работ. Техника безопасности. (2 ч)

Практические работы:

1.Знакомство с реактивами, предметами лабораторного оборудования. Ознакомление с правилами работы в лаборатории и оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

2.Знакомство с техникой выполнения общих практических операций – наливания, насыпания и перемешивания веществ, растворения веществ в воде, нагревания.

Тема 2. Оценка экологического состояния почвы. (9 ч)

Механический и химический состав почвы. Свойства почвы (водные и воздушные). Физико-химические методы исследования почв. Удобрения органические и неорганические. Нитраты и нитриты. Их влияние на организм человека. Охрана и рациональное использование почв.

Практические работы:

3. Пробоотбор и подготовка образцов к физико-химическому анализу

4. Приготовление водной и солевой вытяжки почв. Кислотность почвы и методы её определения

5.Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения воздуха и почвы

6. Определение относительного количества почвенных нитратов

Тема 3. Оценка экологического состояния воды. (10 ч)

Вода, состав и свойства. Аномалии воды. Классификация природных вод. Запасы воды на Земле. Чистая и загрязнённая вода. Очистка сточных вод. Охрана водных ресурсов.

Практические работы:

7.Пробоотбор и подготовка воды к анализу

8.Определение прозрачности, запаха, мутности и водородного показателя воды

9. Определение жесткости спиртово-мыльным методом

10. Обнаружение нефтепродуктов в воде.

Экскурсия на очистные сооружения маслосырзавода.

Тема 4. Оценка экологического состояния воздуха. (13 ч)

Состав атмосферы и потребность кислорода на Земле. Источники загрязнения атмосферы, их состав. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Вобросы эксплуатации автотранспорта и борьба с её вредными последствиями. Охрана воздуха.

Практические работы:

  1. Учет автотранспортной нагрузки
  2. Примерный расчет количества вредных выбросов автотранспорта
  3. Исследования снега
  4. Моделирование парникового эффекта

Экскурсия на котельную СПК «Красный Октябрь»

Итоговая конференция.

Тематический план.

                                         Изучаемая тема

Теория

Практика

         Тема 1.  Техника лабораторных работ. Техника безопасности.(2ч)

  1. Знакомство с реактивами, предметами лабораторного оборудования. Ознакомление с правилами работы в лаборатории и оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
  2. Знакомство с техникой выполнения общих практических операций – наливания, насыпания и перемешивания веществ, растворения веществ в воде, нагревания.  

2 ч.

1

1

         Тема 2.  Оценка экологического состояния почвы.(9 ч)

  1. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы (водные и воздушные).
  2. Физико-химические методы исследования почв:

А) Пробоотбор и подготовка образцов к физико-химическому анализу;

Б) Приготовление водной и солевой вытяжки почв. Кислотность почвы и методы ее определения .

5.   Удобрения органические и неорганические. Нитраты и нитриты. Их влияние на организм человека.

6.   Кресс-салат как тест-объект для оценки загрязнения почвы и воздуха.

7. Определение относительного количества почвенных нитратов

8.   Охрана и рациональное использование почв.

3 ч.

1.

1

1

6 ч.

1

2

1

2

          Тема 3.    Оценка экологического состояния воды.(10ч)

  1. Вода, состав и свойства. Аномалии воды.

     10.Классификация природных вод. Запасы воды на Земле.

11.Пробоотбор и подготовка воды к анализу;

     12.Определение прозрачности, запаха, мутности и водородного показателя воды

      13.  Определение жесткости спиртово-мыльным методом

14.  Чистая и загрязнённая вода. Очистка сточных вод.

15.  Обнаружение нефтепродуктов в воде.

16.  Экскурсия на очистные сооружения маслосырзавода.

3 ч.

1

1

1

7 ч.

1

2

2

1

1

            Тема 4.  Оценка экологического состояния воздуха.(13 ч)

  1. Состав атмосферы и потребность кислорода на Земле.
  2. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Кислотные дожди. Парниковый эффект.
  3. Моделирование парникового эффекта.
  4. Вопросы эксплуатации автотранспорта и борьба с ее вредными последствиями.

      17.Учет автотранспортной нагрузки

      18.  Примерный расчет количества вредных выбросов автотранспорта

      19.  Исследование снега.

 20.  Охрана воздуха.

21.  Экскурсия на котельную СПК «Красный Октябрь»

22. Итоговая  конференция.  

 

 ИТОГО:

4 ч.

1

 2

1

1.

10 ч.

9 ч.

2

1

1

2

1

2

24 ч.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. – М.: АО МДС, 1996
  2. Алексеев С.В. Экология: Учеб.пособие, для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. – СПб.: СМИО Пресс, 1997
  3. Ашихмина Т.Я.  Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 2000
  4. Банников А.Г. Охрана природы. – М.: Просвещение,1999
  5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология, 9-11 классы: Учеб. пособие.- М.: Школа-Пресс, 1996
  6. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: школьный практикум. – М.: ВЛАДОС, 2001
  7. Смакин В.В. Экология и охрана природы. – М.: Агар, 2000
  8. Экология родного края. / Под ред. Т.Я.Ашихминой. – Киров: «Вятка», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 вида и КТП по элективному курсу "Химия и экология" для 10, 11 классов

Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.Развитие чувства гордости за человека, познающего мир.Воспитание внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мир...

Занятие элективного курса "Химия в математике или математика в химии?" (конспект)

Занятие разработано и предназначено для учащихся 9 класса, посещающих занятия элективных курсов по математике и химии. Данный методический материал содержит теоретическую часть, игровые задания,...

Рабочая программа элективного курса Химия и экология

Рабочая программа элективного курса Химия и экология...

Занятие элективного курса "Химия и экология" по теме "Кислотные осадки"

Данное занятие раскрывает сущность химико-экологического понятия "кислотные осадки". В ходе занятия сочетаются фронтальная, групповая (работа в паре при выполнении лабораторных опытов), индивидуальная...

Элективный курс "Химия и экология"

Данный элективный курс нацелен на поддержку изучения химии на базовом уровне. В нем реализуются межпредметные связи химии, биологии и экологии. Он позволяет учащимся осуществить интеграцию имеющихся п...

элективный курс химия «Подготовка к ЕГЭ по химии» 11 класс

Рабочая программа является типовой, модифицированной  и предназначена для общеобразовательного учреждения. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначена для итогового повт...

Разработка элективного курса "Химия и экология"

Данная программа предназначена для 8-9 класса. Программа предусматривает использование цифровой лаборатории...