Урок-обобщение по теме Металлы в 9 классе "Химический хоккей"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Урок-обобщение по химии в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obobshchenie_metally.pptx61.49 КБ
Файл viktorina.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК-ОБОБЩЕНИЕ «МЕТАЛЛЫ» ПРОВОДИТСЯ В ФОРМЕ ИГРЫ «ХИМИЧЕСКИЙ ХОККЕЙ»

Слайд 2

ЦЕЛИ УРОКА: Систематизировать знания учащихся по теме «Металлы»; Продолжить работу по развитию познавательной активности учеников; Вырабатывать умения и навыки наблюдать , делать выводы , объяснять ход эксперимента.

Слайд 3

ПРАВИЛА ИГРЫ: Матч состоит из : разминки,теоретического тайма , практического тайма ,расчётного тайма. Учитель задаёт вопросы , учащиеся отвечают на них. На заданный вопрос первыми в команде отвечают «нападающие» и получают за правильный ответ 4 балла . Если «нападающие» не смогут ответить на данный вопрос , он передаётся «защитникам»(за ответ-3 балла),и если они не ответили , то на вопрос отвечает уже «вратарь»,но получает за ответ 2 балла.

Слайд 4

За дополнения команда может получить 1 балл. Если на вопрос в команде никто не ответил ей засчитывается гол .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИКТОРИНА МЕТАЛЛЫ

Слайд 2

1. Если бы существовал приз за активность , то атомам какого металла его присудили бы?

Слайд 3

Цезию, если не считать фракций, которых практически нет в природе.

Слайд 4

2. Какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?

Слайд 5

Железо. Первое железо, с которым познакомился человек, было метеоритным, т.е. «небесного» происхождения, обрабатывали его также, как и медь. Древнегреческое название железа - « сидерос » - означает «звездный», а древнеармянское название железа - « еркат » - переводится, как «капнувший с неба».

Слайд 6

3. Почему во время похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии реже болели желудочно-кишечными заболева­ниями, чем солдаты?

Слайд 7

Потому что посуда офицеров была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.

Слайд 8

4. На какой особенности ртути был основан древний способ золочения?

Слайд 9

Ртуть обладает способностью растворять многие металлы, образуя с ними сплавы (амальгамы). Золото очень легко растворятся в ртути, образуя золотую амальгаму. Ее наносили на обрабатываемое изделие, которое нагревали. Ртуть испарялась, золото оставалось на изделии. Таким способом был позолочен купол Исаакиевского собора - памятника архитектуры, созданного в 1818 - 1857гг. в Петербурге но проекту Огюста Монферрана . Свыше 100 кг золота было нанесено амальгамацией на медные листы, из которых выполнен гигантский (диаметром около 26 м) купол этого собора. Легкий синевато-зеленый дымок паров ртути, который, казалось, исчезал бесследно, успевал отравить рабочих, занимавшихся позолотой. Люди погибали в страшных муках. По свидетельству современников, золочение купола стоило жизни 60 рабочим.

Слайд 10

5.Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?

Слайд 11

Железо, а также сталь превращаются в ржавчину (рыжий цвет) в процессе коррозии.

Слайд 12

6. Какой из металлов может «болеть чумой»? Что вы об этом знаете?

Слайд 13

Олово, «оловянная чума» — это своеобразное явление, при котором белое олово при температуре ниже - 13,2"С превращается в серое . Поскольку плотность и кристаллическая структура модификации разная, оловянные изделия разрушаются. Этот процесс на слабом морозе идет медленно. Он быстро нарастает только при ( температуре ниже - 25°С и достигает максимальной скорости при - 48"С. Вторая и последняя экспедиция английского путешественника Роберта Фолкона Скотта в 1912г. к Южному полюсу закончилась трагически. В январе 1912 г. Скотт и четверо его друзей пешком достигли Южного полюса и обнаружили по оставленной палатке и записке, что всего за четыре недели до них Южный полюс был открыт экспедицией Р. Амундсена. С огорчением они двинулись в обратный путь при силь­ном морозе. На промежуточной базе, где должно было храниться горю­чее, они его не нашли. Железные канистры с керосином оказались пустыми, так как имели «кем-то вскрытые швы», которые раньше были запаяны оловом. Скотт и его спутники замерзли около распаянных канистр. Так при трагических обстоятельствах было обнаружено, что белое олово, или р - Sn , которым были запаяны канистры, превратилось в серое пылевидное олово, или а- Sn . Смерть настигла Скотта и его спутников всего в 15 км от места, где их ждала основная часть '.экспедиции, в составе которой находилось и двое русских - Гирев и Омельченко.

Слайд 14

7.Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл. Какой это металл? Что вам известно об этом?

Слайд 15

Рим спасли гуси - это известно всем. А в падении Рима, по мнению токсикологов, повинно отравление свинцом. Есть версия, что использование оплавленной в свинце посуды и свинцовых косметических красок было причиной быстрого вымирания римской аристократии . Из-за систематического отравления малыми дозами свинца средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет.

Слайд 16

8. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец, принеся ему в дар изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, легкого металла, полученного из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло императора, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро , он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного металла». Из какого металла была изготовлена чаша?

Слайд 17

Из алюминия.

Слайд 18

9. В начале века из Нью-Йоркского порта вышла в открытый океан красавица-яхта. Ее владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы увидеть свет. Корпус яхты был сделан из очень дорого в то время алюминия, листы которого, скреплялись медными заклепками. Это было красиво — сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться и яхта быстро пошла ко дну. Почему?

Слайд 19

Произошла химическая коррозия. Алюминий - более активный металл, по сравнению с медью. Именно он и будет корродировать в этой паре.

Слайд 20

10. Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет По числу семи планет....» Назовите эту «великолепную семёрку»

Слайд 21

Солнце - золото, Луна - серебро, Марс - железо, Меркурий -ртуть, Юпитер - олово, Венера - медь, Сатурн - свинец. Известный рус­ский революционер, ученый-химик, академик Н.А. Морозов написал: Семь металлов создал свет По числу семи планет. Дал нам космос на добро Медь , Железо , Серебро, Злато , Олово , Свинец… Сын мой ! Сера - их отец, И спеши , мой сын узнать: Всем им ртуть - родная мать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Металлы" (9 класс, коррекция)

Контрольная работа в 9 классе завершает тему «Металлы», она рассчитана на академический час и позволяет проверить качество знаний, умений и навыков у учащихся  коррекционных классов.Работа ...

проверочные работы по теме "Металлы" 9 класс

Данные проверочные работы предназначены для текущего контроля усвоения знаний обучающимися. В заключении проводится контрольная работа....

тест по теме "Металлы" 11 класс

тест  может  служить  отличным  материалом   для  подготовке  к  егэ.данный  тест  можно попробовать  использовать  в   9  классе ...

Разработка урока по теме"Металлы"8 класс

Цели: Создать условия  психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося. Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий  «металлы» и «неметаллы» посредством...

ДВУХУРОВНЕВЫЙ ЗАЧЁТ- «ВЕРТУШКА» ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ» 9 класс

ДВУХУРОВНЕВЫЙ ЗАЧЁТ- «ВЕРТУШКА» ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ». Представлен контрольный урок зачётного типа с разработанными дифференцированными заданиями (по двум уровням сложности), направленными на всеобъемлющу...

Урок по теме: Металлы, 9 класс

Методическая разработка открытого урока по химии в 9 классе по теме "Металлы"...

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс...