Правила выживания в химической лаборатории.
занимательные факты по химии (8,9,10,11 класс) на тему

Иващенко Людмила Николаевна

Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества в той или иной степени ядовиты, огнеопасны и взрывоопасны. Опыт показывает, что большинство несчастных случаев, происходящих в лаборатории, является следствием небрежности и невнимательности работающих.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Правила выживания в химической лаборатории.

В любой химической лаборатории можно увидеть разнообразные плакаты, инструкции, памятки по технике безопасности. Это не только тривиальные таблички типа «Уходя, гасите свет». Немало специфических призывов, скажем: «Водой не гасить!» (например, если в помещении работают со щелочными металлами); есть и узкоспециальные: «Перед включением лампы пусти воду!» (водопроводная вода охлаждает мощный источник света для фотохимических экспериментов – ртутную лампу высокого давления, которая от сильного нагрева может взорваться).

Строгое соблюдение правил помогает сберечь ценное оборудование. В некоторых вузах со студентов взыскивают стоимость разбитых или испорченных по небрежности приборов. Как правило, штрафы устанавливает руководство лаборатории или учебного заведения. Но были и исключения…

В 1852 г. Группа студентов химической лаборатории знаменитого гейдельбергского университета собралась для обсуждения важного вопроса. Чтобы быть в курсе самых современных исследований в естественных науках, особенно в химии, они решили основать библиотеку. На покупку научных журналов и книг каждому, кто желал пользоваться библиотекой, было предложено вносить за учебный семестр по два гульдена (название монету произошло от старонемецкого gulden – «золотой»; правда; уже в XVI в. Гульден, он же флорин, стал не золотой, а серебряной монетой в 60 крейцеров). Это была довольно крупная сумма, по нынешним временам она соответствует почти 100 долларам США. Очевидно, что в гейдельбергском университете учились не самые бедные люди.

В 1853 г. Лабораторию возглавил известный химик Роберт Бунзен. Он оставался ее бессмертным руководителем до конца своих дней. Среди многочисленных научных достижений ученого – разработка основ спектрального анализа, открытие дух новых элементов (цезия и рубидия), изобретение горелки, названной его именем. Численность студентов лаборатории сильно колебались – в иной год записывались до 64 человек, а порой бывало лишь 15. и тогда денег на книги и журналы не хватило, тем более что не все платили взносы. Поэтому на одном из общих собраний студентов и ассистентов лаборатории было принято необычное решение: ввести систему штрафов, налагаемых на студентов за нарушение правил работы в лаборатории, а вырученные средства на нужду библиотеки. Вероятно, это первый и единственный случай, когда студенты постановили сами себя наказывать.

Штрафной кодекс выглядел так:

«1. кто выпаривает вредные или зловонные вещества – свободные кислоты, галогены, аммиачные растворы и соли аммония, ртуть и ее соединения – в помещении лаборатории, а не в специальной комнате с вытяжкой, тот платит 6 крейцеров.

2. кто оставляет открытым газовый кран при негорящем газе, платит 12 крейцеров (в те времена в газовых горелках использовали неочищенный каменно-угольный газ, значительно более вредный для здоровья, чем современный газ, состоящий в основном из метана).

3. кто бросает в раковины осколки керамики, бумагу и другие предметы, препятствующие стоку воды, платит 3 крейцера.

4. кто не уменьшает пламя газовой горелки до минимума, когда горелка не используется, платит 3 крейцера.

5. кто оставляет открытым кран для воды, когда она не используется, платит 3 крейцера.

6. кто в рабочее время после использования лабораторного прибора запирает его в стол, платит 6крейцеров

7. кто после использования лабораторного прибора не убирает его или его части на место, 6крейцеров.

8. кто оставляет после использования открытыми лабораторные весы, платит 12 крейцеров.»

Получается, что студент, нарушивший сразу все правила, должен заплатить 51 крейцер – примерно 40 долларов в современном масштабе цен.

Химики ценят юмор. Поэтому во многих лабораториях можно увидеть полусерьезные и откровенно шуточные правила. Интересный вариант «Правил выживания в химической лаборатории» обнаружил во время командировки в Джайпурский университет (Индия) академик Михаил Григорьевич Воронков. С его подачи они были опубликованы в журнале «Химия и жизнь», а затем появились во многих химических лабораториях, вызывая улыбку ветеранов и удивление новичков, нередко воспринимавших их всерьез. Вот эти «Правила».

  1. Если вы откупорили что-либо – закупорьте.
  2. Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
  3. Если включили – выключите.
  4. Если открыли – закройте.
  5. Если разобрали – соберите.
  6. Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.
  7. Если вы пользуетесь чем-либо – верните на место.
  8. Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус-КВО.
  9. Если вы не знаете, как это действует, ради Бога не трогайте.
  10. Если не знаете, как это делается, сразу спросите.
  11. Если не можете что-либо понять – почешите в затылке.
  12. Если все же не поймете, то и не пытайтесь.
  13. Если вас это не касается – не лезьте.
  14. Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию!!!



Предварительный просмотр:

 

Общие правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

Работа в химической лаборатории связана с некоторой опасностью, поскольку многие вещества в той или иной степени ядовиты, огнеопасны и взрывоопасны. Опыт показывает, что большинство несчастных случаев, происходящих в лаборатории, является следствием небрежности и невнимательности работающих.

Возможность несчастных случаев может быть исключена при выполнении всех мер предосторожности. Обычно характер предупредительных мер, обеспечивающих безопасность проведения эксперимента, зависит от вида работы. Однако существуют общие правила, выполнение которых обязательно для каждого работающего в лаборатории, независимо от того, какой эксперимент он проводит.

  1. Работать одному в лаборатории категорически запрещается, так как в ситуации несчастного случая некому будет оказать помощь пострадавшему и ликвидировать последствия аварии.
  2. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила техники безопасности, так как поспешность и небрежность часто приводят к несчастным случаям с тяжелыми последствиями.
  3. Каждый работающий должен знать, где находятся в лаборатории средства противопожарной защиты и аптечка, содержащая все необходимое для оказания первой помощи.
  4. Категорически запрещается в лаборатории курить, принимать пищу, пить воду.
  5. Нельзя приступать к работе, пока учащиеся не усвоят всей техники ее выполнения.
  6. Опыты нужно проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента посуду сразу же следует мыть.
  7. В процессе работы необходимо соблюдать чистоту и аккуратность, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
  8. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
  9. На любой посуде, где хранятся реактивы, должны быть этикетки с указанием названия веществ.
  10. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
  11. Категорически запрещается затягивать ртом в пипетки органически вещества и их растворы.
  12. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.
  13. После окончания работы необходимо выключить газ, воду, электроэнергию.
  14. Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все эти отходы нужно сливать в специальные бутыли.
  15. В каждой лаборатории обязательно должны быть защитные маски, очки.
  16. В каждом помещении лаборатории необходимо иметь средства противопожарной защиты: ящик с просеянным песком и совком для него, противопожарное одеяло (асбестовое или толстое войлочное), заряженные огнетушители.
  17. В доступном месте в классе-лаборатории должен быть "Уголок техники безопасности", где необходимо разместить правила поведения в химическом кабинете.

При работе в лаборатории необходимо применять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двадцать правил выживания в годы юности ваших детей

Иногда родителям сложно найти общий язык со своими подросшими детьми. Существует двадцать проверенных практикой шагов, которые помогут им всегда быть на связи со своими подростками. Очень важно, чтобы...

Практическая работа "Правила и приемы работы в химической лаборатории".

Практическая работа в 7 классе по теме:"Правила и приемы работы в химической лаборатории".Цели и задачи урока:* научить основным приемам работы в химической лаборатории (измельчать вещество, брать про...

«ПРЕДВИДЕТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ: правила выживания в экстремальных условиях»

Интегрированный урок по  ОБЖ и литературе:  закрепление знаний и умений, необходимых человеку для выживания в экстремальной ситуации, возникающей в условиях природы, на примере произведения ...

Технологическая карта занятия "Общие правила работы в химической лаборатории"

Технологическая карта дополнительного образования по химии "Химия вокруг нас"...

Правила поведения в химической лаборатории.

Если вы откупорили что-либо - закупорьте!Если в руках у вас жидкое - не разлейте, порошок - не рассыпьте, газообразное - не выпустите наружу!Если включили - выключите!Если открыли - закройте!Если разо...

Правила выживания в трудной ситуации

Правила выживания в трудной ситуации...

Доклад - «Учитель и соцсети: правила выживания»

Участились случаи, когда поведение педагогов в соцсетях портит репутацию школы и провоцирует скандалы. В таких ситуациях директора идут на крайние меры и увольняют учителей, что только подогревает кон...