урок решение задач с производственным содержанием (для строителей)
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

В методической разработке представлен урок по химии для строительных специальностей НПО и СПО. урок по теме «Решение задач» можно построить как урок комплексного применения знаний и умений по теме «Дисперсные системы». В уроке важно показать практическое применение различных материалов в строительстве и выполнить общеобразовательную задачу: научить решать задачи на концентрации веществ на конкретных практических примерах. Решение задач на концентрации довольно сложно воспринимается учащимися, поэтому данный урок выполняет функцию дополнительного тренинга по закреплению навыков и умений.

Несомненно, использование задач с производственным содержанием на уроках дает учащимся возможность понять применение химических знаний в ситуациях профессионального характера. В приложении даны примеры таких задач, предложены приемы их решения и ответы. Учитывая степень подготовленности учащихся, преподаватель может дать задачи для самостоятельной работы, либо помочь в составлении плана решения и проверить способность учащегося самостоятельно реализовывать его, либо решить задачу вместе с ним.

Задачи с производственным содержанием дают широкое поле деятельности по применению проблемного обучения. Проблемные вопросы создают ситуации, побуждающие учащихся к активной мыслительной деятельности, поиску решения, который приводит к осмыслению и проецированию на конкретную профессиональную ситуацию.

Кроме того, в разработке представлены примеры карточек-заданий, тестов, тестов ПЭТКО по химии с производственным содержанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  комплексного применения знаний, навыков и  умений по теме

«Решение задач по теме «Неорганические вещества, применяемые в строительстве».

Цели:   1. Изучить примеры использования различных видов дисперсных

                систем в строительной профессии.

              2. Изучить способы определения  строительных материалов.

              3.  Закрепить навыки решения расчетных и экспериментальных

                задач.

Девиз урока: « Просто знать – это еще не все, знания нужно уметь использовать».

                                                                                                               Гете

Ход урока:

Этап урока

время

деятельность учителя

деятельность учащихся

организационный момент

2 мин

взаимное приветствие, проверка отсутствующих, рабочих мест

самопроверка рабочих мест

постановка целей урока

2 мин

озвучивание целей и задач урока

инструктаж по решению задач

8 мин

разъяснение приемов работы по решению задач, критериев оценивания

выявление имеющихся знаний, умений и навыков

20 мин

консультирует учащихся по алгоритму решения задач, осуществляет контроль

Учащиеся выполняют задание у доски, демонстрируют опыты, делают сообщения

рефлексия

3 мин

предлагает высказать мнения о пройденном уроке

высказываются о положительных и отрицательных моментах урока, связывают тему урока с профессией

подведение итогов

3 мин

озвучивает оценки, подводит итоги

домашнее задание

2 мин

решение задач

запись д/з

План-конспект урока

 Предисловие.

Один мой знакомый молодой человек решил заняться частным предпринимательством.

Открыл фирму по строительству и отделке помещений и полный радужных надежд

С жаром говорил о выгодах своего предприятия. Помню наш первый  разговор...

 - Скажи, а каковы твои взаимоотношения с химией? – Поинтересовалась я.

- Да никакие. Обычные. Три балла – ответил он.

- В таком случае тебя поджидает много неприятностей.

-Что вы все со своей химией! Обои наклеить, потолки побелить, двери покрасить и

 без химии можно - особенных знаний не надо!

- Видишь ли, чтобы занятие строительным делом стало прибыльным –

необходимо качество, которое зависит не только от умения ловко орудовать

инструментом, но и от правильного подбора красок, грунтовки, цемента и

других веществ, которые являются предметом изучения химии. Порой эти

вещества могут преподносить сюрпризы, если не знаешь с чем их смешивать

и что в результате получится!

- Ничего разберемся! – бодро заявил он.

 Прошло некоторое время. Мы снова встретились. На этот раз юный

Строитель не выглядел столь уверенно. Он поведал о своих неудачах.

Задача- неудача №1.

Решил юный строитель начать ремонт квартиры с побелки стен и потолков.

На склад его фирмы были привезены заказанные им мешки с мелом и

Жженой известью. Во время перевозки этикетки с некоторых мешков были утеряны. Как установить, какие вещества находятся в мешках?

Решение: мел СаСО3 ,жженая известь СаО. Если  прилить к этим веществам воду, то мел реакции не дает , а с известью пройдет активная реакция с

Выделением теплоты. Этот процесс называется гашением извести.

СаО + Н2О         Са(ОН)2+Q

Учащиеся выполняют задание у доски, демонстрируют опыт.

Выясним с учащимися к какому виду дисперсной системы относится

Гашеная известь , если :

1.залить ее избытком воды (известковая вода).

2.добавить воду и песок - известковый раствор (грубодисперсный раствор,

в котором частицы дисперсной фазы крупные.)

Сообщение о применении гашеной извести:

-Гашеную известь широко используют в строительном деле. Смесь ее

с песком и с водой называется известковым раствором и служит для скрепления кирпичей при кладке стен. Также ее применяют в качестве штукатурки. Затвердевание извести происходит в результате поглощения СО2 из воздуха и образования карбоната кальция:

Са (ОН)2 + СО2                 Са СО3 + Н2О

 Вследствие небольшого содержания СО2 в воздухе процесс затвердевания происходит очень медленно, а так как при этом выделяется вода, то в зданиях, построенных с применением известкового раствора, долго держится сырость.

-У юного строителя возник вопрос: Можно ли заменить в строительном деле известковый раствор?

-Конечно, любому учащемуся известно, что сейчас используется гораздо более прочный материал – бетон, являющийся смесью песка и цемента.

Учащийся, которому накануне было дано задание, делает сообщение о свойствах цемента.

Демонстрация прочностных свойств цемента на примере заготовленных из разных смесей цемента, песка и наполнителей, а также по-разному увлажнявшихся.

Учащиеся должны сделать вывод, что прочностные свойства цемента зависят от соотношения в смеси песка и цемента: более прочными будут бруски бетона из смеси  1 часть цемента и 3 части песка; цемента, песка и кирпичной крошки; цемента, песка и стальные стержни. Менее прочными будут бруски, не увлажняющиеся во время отвердевания или переувлажненные исходные смеси.

Демонстрация опыта, плаката.

Итак, мы рассказали нашему другу о цементе, сделали вывод о его прочности. Давайте, теперь поможем ему произвести расчеты для приготовления смеси цемента.

Задача- неудача № 2.

Технический хлорид магния, применяемый для приготовления специального (магнезиального) цемента должен содержать не менее 45%

MgCl2. Сколько хлорида магния содержится в 3 тоннах такого материала?

Решение:    w = m MgCl2 / m смеси

                     m MgCl2 = w  m смеси

                     m MgCl2 = 0,45  3 = 1,35 т

 Ответ: в 3 т технического хлорида магния содержится 1,35 т MgCl2

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем у доски объяснение с записью решения.

Задача- неудача № 3.

После побелки наш горе- строитель увидел, что на потолке проступили пятна. Оказалось, что он невнимательно слушал преподавателя материаловедения, который наверняка говорил о том, что закопченную поверхность стен или потолка обрабатывают 2 %- ным раствором соляной кислоты, а для удаления «ржавых» пятен со стен, их нужно обработать так называемой «травянкой» - водным раствором медного купороса, который готовят растворением CuSO4 5 H2O в горячей воде из расчета 70 г на 1 л воды. Такие растворы необходимо уметь приготовить самим. Поможем нашему другу произвести нужные расчеты. Сколько граммов технической соляной кислоты 37%- ой концентрации потребуется для приготовления одного ведра (10кг) 2%-го раствора соляной кислоты?

Решение:    w = m HCl / m р-ра HCl

                   

  m HCl=w m р-ра HCl =0.02 10000 =200 г

                      w1=200г/ 0,37 = 540,5 г

Ответ: Для приготовления 2%-ой соляной кислоты в количестве 10 кг необходимо 540,5 г 37%-ой соляной кислоты.

Задача- неудача № 4.

Посмотрев на нас, наш друг решил самостоятельно приготовить раствор медного купороса. Отмерив, нужное количество соли и воды, смешал все в оцинкованном ведре, затем ушел на склад. Когда он вернулся... Что же он увидел?

Ответ: Ведро стало разрушаться, так как произошла реакция между медным купоросом и цинком:

            Cu SO4 + Zn          ZnSO4 + Cu

Медь выделяется на стенках ведра.

(повторяем ряд активности металлов)

Задача-неудача № 5.

Известно, что в состав медно-купоросной грунтовки входит: медный купорос, мел, вода и другие вещества. Что произойдет, если в эту грунтовку: а) прилить соляной кислоты;

б) опустить железный гвоздь.

Учащиеся объясняют, записывают на доске:

а) CuSO4+HCI →CuCI2+H2SO4

CaCO3+HCI→CaCI2+H2CO3

H2CO3→CO2+H2O

б) CuSO4+Fe→FeSO4+Cu↓

- Теперь вы видите, как важно знать химию!

Еще одна проблема ожидала нашего знакомого. Как известно у таких фирм очень много конкурентов и только тот выиграет, кто быстрее и качественнее сделает свою работу. Для этого необходимо творчески подходить к своей работе. Так и у нашего юного друга возникла необходимость выбрать интересный колер для покраски стен. Давайте поможем ему и расскажем о красках,  также составим нужный краситель.

Сообщение о красках: «Аванта плюс», стр 602.

Теперь разделимся на две бригады консультантов по дизайну и получим следующий краситель:

Задача №6.

I ряд: Для приготовления краски «крон желтый» (хромат свинца ( II )) должна быть проведена реакция обмена между нитратом свинца и хроматом натрия. Рассчитайте сколько образуется хромата свинца (II) при сливании 200г 3,31%-го раствора нитрата свинца и 100г 3,24%-го раствора хромата натрия.

(Ответ: 6,5г)

I I ряд: Пигмент синей краски « берлинская лазурь» получают реакцией обмена между растворами хлорида железа (III) желтой кровяной соли

K4Fe(CN)6. рассчитайте, сколько образуется этого пигмента при сливании 200 г 32,5%-го раствора хлорида железа (III) и 500г 22%-го раствора желтой кровяной соли?

( Ответ: 256,8)

Закрепление: задачи по вариантам.

Задача №7 

I . Для приготовления вяжущего раствора при кладке кирпичных сооружений применяют смесь цемента и песка в соотношении 1:3 по массе. Какое количество этих веществ потребуется для приготовления 20т такой смеси? Определите процентную концентрацию песка и цемента в этом вяжущем растворе.

Ответ: 5т- цемент(0,25), 15т- песок(0,75).

II. Для наклеивания керамических плиток применяют специальный клей марки КЦК, который состоит из 70% цемента и 30% кварцевого песка. Измельченную смесь этих веществ «затворяют» водой и тщательно перемешивают. Сколько надо взять цемента и песка для приготовления 2т такого клея?

Ответ: 1,4т песка, 0,6т цемента.

Задача №8

Усложненный вариант: Сухой железный сурик- красная краска- содержит в качестве пигмента около 63% оксида железа(III). Сколько граммов 10%-ой соляной кислоты потребуется, чтобы весь пигмент, содержащийся в 10г сурика, полностью прореагировал?

Ответ: 87г.

Домашнее задание: Для предохранения древесины от гниения, ее обрабатывают антисептиком, который получают нейтрализацией едкого натра и фтороводородной кислоты. Напишите уравнение реакции и рассчитайте, сколько исходных продуктов потребуется для получения 420кг антисептика NaF?

Дополнительные задачи:

  1. На склад  фирмы были привезены заказанные им мешки с мелом и

Жженой известью. Во время перевозки этикетки с некоторых мешков

Были утеряны. Как установить, какие вещества находятся в мешках?

  1. Технический хлорид магния, применяемый для приготовления специального (магнезиального) цемента должен содержать не менее 45%

MgCl2. Сколько хлорида магния содержится в 3 тоннах такого материала?

  1. Сколько граммов технической соляной кислоты 37%- ой концентрации потребуется для приготовления одного ведра (10кг) 2%-го раствора соляной кислоты?
  2. Почему раствор медного купороса нельзя хранить в оцинкованном ведре?
  3. Известно, что в состав медно-купоросной грунтовки входит: медный купорос, мел, вода и другие вещества. Что произойдет, если в эту грунтовку: а) прилить соляной кислоты;

б) опустить железный гвоздь

  1. Приготовьте краску «крон желтый» (хромат свинца ( II )) реакция обмена между нитратом свинца и хроматом натрия. Рассчитайте сколько образуется хромата свинца (II) при сливании 200г 3,31%-го раствора нитрата свинца и 100г 3,24%-го раствора хромата натрия.  

  1. Пигмент синей краски « берлинская лазурь» получают реакцией обмена между растворами хлорида железа (III) желтой кровяной соли

K4Fe(CN)6. рассчитайте, сколько образуется этого пигмента при сливании 200 г 32,5%-го раствора хлорида железа (III) и 500г 22%-го раствора желтой кровяной соли?

  1. Для приготовления вяжущего раствора при кладке кирпичных сооружений применяют смесь цемента и песка в соотношении 1:3 по массе. Какое количество этих веществ потребуется для приготовления 20т такой смеси? Определите процентную концентрацию песка и цемента в этом вяжущем растворе.
  2. Для наклеивания керамических плиток применяют специальный клей марки КЦК, который состоит из 70% цемента и 30% кварцевого песка. Измельченную смесь этих веществ «затворяют» водой и тщательно перемешивают. Сколько надо взять цемента и песка для приготовления 2т такого клея?
  3. Сухой железный сурик- красная краска- содержит в качестве пигмента около 63% оксида железа(III). Сколько граммов 10%-ой соляной кислоты потребуется, чтобы весь пигмент, содержащийся в 10г сурика, полностью прореагировал?
  4. Домашнее задание: Для предохранения древесины от гниения, ее обрабатывают антисептиком, который получают нейтрализацией едкого натра и фтороводородной кислоты. Напишите уравнение реакции и рассчитайте, сколько исходных продуктов потребуется для получения 420кг антисептика NaF?

Дополнительные вопросы:

1.Почему нельзя «затворять» негашеную известь или хранить гашеную в алюминиевой таре? Дайте обоснованный ответ и напишите уравнения соответствующих реакций.

2. На складе строительных материалов находятся мел, алебастр и негашеная известь. Какие вы предложите опыты для распознавания каждого вещества?

3. При «затворении» строительного гипса (алебастра) к нему приливают воду из расчета 50%-70% взятой массы. Избыток воды снижает прочность вяжущего материала. Сколько воды потребуется для «затворения» 5т алебастра? Ответ: 2500т- 3500т.

4. При схатывании известковых вяжущих материалов одна из реакций идет между гидроксидом кальция и оксидом углерода (IV). Какой объем CO2 вступит в реакцию с 7,4т гидроксида кальция? Ответ:2240л.

5. Некоторые штукатурные растворы «затворяют» на аммиачной воде. Поступающая на стройку аммиачная вода имеет концентрацию 25%,а для «затворения» вяжущих

материалов требуется 6%-й раствор аммиака. Сколько литров воды надо прилить к 1кг 25%-й аммиачной воды, чтобы раствор стал 6%-м? Ответ: 3,16л.

6. Напишите формулы солей , применяемых в строительстве.

Сообщение учащихся: 

«Цемент с наполнителем дает бетон».

Бетон сейчас, несомненно, является важнейшим строительным материалом. Покрытия автострад, плиты, столбы, балки, конструкции современных жилых домов и промышленных построек выполнены большей частью из бетона.

Бетонные смеси различаются плотностью, прочностью и теплоизоляционными свойствами. Объединяет их то, что они все состоят из цемента и через некоторое

время после смешивания с водой затвердевают, поглощая влагу. В этом заключается отличие бетона от классического известкового раствора, затвердевание которого происходит под влиянием угольной кислоты с выделением воды.

Высококачественный портландцемент получают, обжигая смесь известняка, глины или мергеля и железистых отходов, например, доменных шлаков. Этот процесс протекает при температуре около 1450оС в огромной (длиннее 100м) вращающейся трубчатой печи. Важными компонентами портландцемента являются ди- и трехкальциевый силикат, трехкальциевый алюминат и четырехкальциевый аллюминатферрит. При затвердевании в результате реакции с водой образуются гидраты силикатов, которые аналогично силикатному гелю обволакивают наполнитель и способствуют образованию твердого как камень вещества.

Можно провести несколько опытов по затвердеванию бетона (различные прочностные свойства, зависящие от способа их получения, в особенности от добавки воды).

Сначала сделаем простую форму для получения цементных брусков. Для этого разделим плоскую коробку с помощью реек таким образом, чтобы получились одинаковые формы 1-2см в сечении, а длина их будет равна длине коробки. В отдельные зоны поместим следующие смеси: 1 часть портландцемента и 1,3,5 и 8 частей чистого песка;

1 часть портландцемента, 2 части песка и 2 части кирпичной крошки (измельчим кирпич);

1 часть портландцемента, 3 части песка и 2 кусочка стальной проволоки (старые вязальные спицы), которые нужно положить по обе стороны формы и постараться ввести их в бетон.

Перед заполнением форм добавим в смесь немного воды, чтобы получилась влажная, но рассыпчатая масса (как влажная земля). Этими смесями заполним формы и тщательно утрамбуем их деревянной лопаточкой. В течении следующих двух дней будем смачивать цемент из пульверизатора или лейки с мелкими отверстиями. Через два дня, постучав по форме, вытащим из неё застывшие пробы, положим их концы на края двух стульев, причём для большей точности подложим под бруски на равном расстоянии трехгранные напильники или другие имеющие грани металлические предметы. К середине бруска на прочной проволоке будем подвешивать груз, увеличивая его до тех пор, пока не появится излом. В другом опыте проверим прочность образцов при сжатии, ударяя по ним молотком или тонким зубилом.

Наконец, мы можем при получении образцов варьировать добавку воды и степень увлажнения во время отверждения. При испытании окажется, что бетон полученный

из исходной смеси высокой влажности или не увлажнявшейся при отверждении, значительно уступают в прочности.

Тепло- или звукоизоляционный газо- или пенобетон получают, добавляя в вязкую бетонную массу порошок карбида алюминия или кальция. Если одновременно добавить поверхностно-активное вещество, то получающиеся пузырьки газа будут образовывать особенно тонкую пену.

2 Контрольно – измерительные материалы.

Успешному усвоению учащимися знаний способствует не только организация учебного процесса, но и систематический и целенаправленный контроль преподавателя за выполнением заданий. Проверка уровня усвоения определенных знаний и умений направлена на их углубление и закрепление, а также подготавливает учащихся к осмыслению нового учебного материала, в процессе объяснения которого преподаватель постоянно опирается на пройденное, делает на него ссылки, подводит учащихся к выводам и обобщениям.

Проверка усвоения знаний и умений занимает определенное время на уроке. Оно определяется целями и содержанием урока, уровнем подготовленности учащихся. Среднее время, затрачиваемое на проведение контроля, составляет 10-15 минут, но может затягиваться до 15-20 минут. Это значительно сокращает время для проведения остальных этапов урока. Поэтому важно использовать для контроля времясберегающие методики проверки. Наряду с распространенным устным опросом, могут быть использованы тесты, карточки-задания, химические диктанты, задачи с производственным содержанием, ПЭТКО. Примеры различных типов контрольно-измерительных материалов по блоку «Химия в строительстве» приводятся ниже.

ПЭТКО – поливариантное экспресс-тестирование с конструируемым ответом. Автором данной методики является Т.Н Курдюмова. Представленный пример ПЭТКО адаптирован для применения в курсе химии в профессии строителя. Данная методика перспективна, т.к. в отличие от широко распространенных тестов с альтернативными ответами, среди которых правильный ответ можно угадать либо прийти к нему путем формально-логических операций, в ПЭТКО ответы являются конструируемыми, т. е. предполагают определенную мыслительную деятельность, анализ уже имеющейся информации, составление учащимися уравнений реакций, выполнение несложного расчета. Проведение ПЭТКО занимает обычно до 15 минут, можно проводить его в конце урока для того, чтобы синхронизировать окончание работы всех учащихся. Можно использовать ПЭТКО как итоговую контрольную работу, включив в него более сложные задания, охватывающие материал нескольких тем.

Приложение 1  

Примерный вариант ПЭТКО по теме «Неорганические вещества, применяемые в строительстве».

вопрос

        I                                                                                

          II

         III

         IV

         V

1 В строительном деле широко используется вещество. Напишите его формулу и посчитайте молекулярную массу.

негашеная известь

гашеная известь

мел

песок

алебастр

2 Напишите формулы соединений, входящих в состав:

цинковых белил

титановых белил

баритовых белил

антисептика для обработки стен

магнезиального цемента

3 В меднокупоросную грунтовку входит мел, сульфат меди, вода. Напишите уравнения реакций, если

в нее попал железный гвоздь

прилили соляную кислоту

грунтовку налили в оцинкованное ведро

ее поместили в алюминиевый таз

разбавили соляной кислотой

4 Для затворения каустического магнезита применяют соли. Напишите уравнения реакций получения этих солей.

МgCl2

MgSO4

FeSO4

MgCl2

FeSO4

5 Рассчитайте массовую долю

Mg в  асбесте Mg3H4Si2O9

Ba в краске литопон BaSO4+ZnS

Cu в «травянке»

CuSO4 5H2O

Ca в гипсе    CaSO42H2O

Si в жидком стекле            

Na2SiO3

6 Выход негашеной извести из известняка составляет 90%. Рассчитайте, какая масса негашеной извести может быть получено из  известняка массой

        2 т

        1 т

          4 т

           5 т

        6 т

Приложение 2  

Примеры карточек-заданий по теме «Неорганические вещества, используемые в строительстве».

Карточка-задание №1

1 Под клеевые краски поверхность стен обрабатывают медно-купоросной грунтовкой. Какое известное вам химическое соединение входит в ее состав? Опишите его. Заполните таблицу:

Химическая формула соли

Химическое название соли

В каком состоянии находится соль в растворе

Цвет раствора

От чего зависит цвет раствора

      2 Как обнаружить сульфат-ион в растворе антипирена, придающем древесине огнезащитные свойства?

Карточка-задание №2.

1 Жидкое калиевое стекло (силикат калия) используют в качестве связующего в силикатных красках, которыми защищают древесину от возгоранию. Напишите химическую формулу силиката калия.

2 Для промывки законченной поверхности стен или потолка используют раствор соляной кислоты с массовой долей 2%. Как приготовить 400 г такого раствора?

Карточка-задание №3.

1 В малярных работах используются неорганические пигменты. Приведите примеры пигментов. Какие химические соединения входят в их состав? От чего зависит цвет пигментов?

2 Раствор кальцинированной соды с массовой долей 5 % применяется в качестве обессмоливающего средства. Как приготовить такой раствор массой 300 г?

Карточка-задание №4.

1 Как распознать следующие вещества: гипс, мел, гашеную известь?

2 Для удаления старых набелов, в состав которых входит карбонат кальция, их промывают раствором хлороводородной кислоты с массовой долей 2-3%. Какие химические процессы при этом происходят? Напишите молекулярное и ионное уравнение реакции.

Карточка-задание №5.

1 Можно ли приготовить растворы, содержащие одновременно следующие соединения: медный купорос и каустик; гашеную известь и соляную кислоту; поваренную соль и соляную кислоту; кальцинированную соду и соляную кислоту? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

2 Как называется в строительстве реакция оксида кальция с водой? Напишите уравнение реакции.

Карточка-задание №6.

1 Почему в увлажненных помещениях для оштукатуривания стен нельзя применять известковые растворы?

2 При гашении 11,2 кг жженой извести выделилось 1254 кДж энергии. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

Карточка-задание №7.

  1. Какой кислотой лучше снимать известковые набелы: хлороводородной, серной, фосфорной, азотной? Ответ подтвердите уравнениями реакций, используя таблицу растворимости.
  2. Тестообразная смесь гидроксида кальция с водой применяется в строительстве для скрепления кирпичей и оштукатуривания стен. Напишите

уравнение реакции, характеризующей прцесс затвердевания («схватывания») гидроксида кальция. Какое количество оксида углерода (IV) потребуется для проведения этой реакции, если масса образовавшегося карбоната кальция составляет 20 кг?

Карточка-задание №8.

  1. С помощью каких реакций можно осуществить следующие превращения:

СаСО3СО2 Н2СО3К2СО3ВаСО3.

  1. Какова масса силиката кальция, получающегося при сплавлении карбоната кальция с массой 25 кг с оксидом кремния (IV) массой 10 кг?

Карточка-задание №9.

  1. Формулы силикатов принято писать в виде оксидов элементов, входящих в их состав. Напишите формулу стекла, если в его составе 18,43% оксида калия, 10,98% оксида кальция и 70,59% оксида кремния (IV).
  2. Используя учебники материаловедения и химии, составьте характеристику оксида кремния (IV) по следующему плану: формула, физические и химические свойства, применение в строительстве.

Карточка-задание №10.

  1. Определите массовую долю кристаллизационной воды в медном купоросе.
  2. Напишите формулы каустической, кальцинированной, кристаллической, питьевой соды. Сравните области применения этих веществ.

Карточка-задание №11.

  1. Могут ли подвергаться коррозии бетонные сооружения и водопроводные трубы под воздействием диоксида углерода и паров воды?
  2. В состав титановых белил входит оксид титана (IV). Рассчитайте, какое количество оксида титана (IV) образуется при окислении 62,8 кг оксида титана (II).

Карточка-задание №12.

  1. Баритовые белила содержат в своем составе сульфат бария. Какое количество сульфата бария получается при реакции нейтрализации серной кислоты массой 36 г с раствором хлорида бария массой 43 г? 
  2. Что представляют собой гипс, сода, поташ, известь, мрамор? Приведите их формулы, химические названия, перечислите области применения.

Карточка-задание №13.

 1     Железное ведро заполнили раствором медного купороса. Через некоторое время раствор стал светло-желто-зеленым. На стенках ведра образовались красные хлопья. Объясните данный процесс и подтвердите его электронно-ионным уравнением реакции.

  1. Раствор едкого натра с массовой долей 4% и массой 200 г  прореагировал со 150 г раствора фтористоводородной кислоты с массовой долей 5%. Какая получилась масса соли, являющейся антисептиком?

Карточка-задание №14.

  1. Состав карбида кремния: 30% углерода, 70% кремния. Найдите формулу этого соединения.
  2. Что такое бетон, железобетон? Где они применяются?

Карточка-задание №15.

  1. Асбест, широко используемый в строительстве как огнеупорный материал, имеет формулу 3MgO2SiO2H2O.Определите процентное содержание в нем кремния и магния.
  2. Какое свойство глины используется в производстве керамических изделий?

Карточка-задание №16.

  1. Портландцемент состоит из силикатов кальция, имеющих состав:а) СаО – 73,7%, SiO2 – 26,3%; б) СаО – 65,1%, SiO2 – 34,9%. Сколько молей оксида кальция приходится на 1 моль оксида кремния (IV) в каждом из этих соединений?
  2. В каких строительных работах применяется глина? Что образуется при смешивании глины с водой?

Карточка-задание №17.

  1. Как доказать, что в состав оконного стекла входит силикат натрия? Напишите уравнения реакции.
  2. Рассчитайте, какое количество гидроксида натрия нужно взять для получения жидкого стекла массой 250 кг?

Карточка-задание №18.

  1. Вычислите гидромодуль цемента (отношение в нем массы оксида кальция к массе остальных оксидов), имеющего состав: СаО – 66%, SiO2 – 21%, Al2O3 – 6%, Fe2O3 – 3,5%, MgO – 3,5%
  2. Даны образцы строительных материалов: кварцевого песка, гашаней извести, мела. Определите каждое из веществ.

Карточка-задание №19.

  1. При гашении извести в «пушенку» воды надо брать в количестве 70% от массы «кипелки». Рассчитайте, соответствует ли это количество тому, которое требуется по уравнению реакции.
  2. Что такое «известковая вода», «известковое молоко», «известковое тесто»?

Карточка-задание №20.

  1. При «затворении» строительного гипса (алебастра) к нему прибавляют воду из расчета 50-70% взятой массы. Избыток воды снижает прочность вяжущего материала. Сколько воды потребуется

                     для «затворения» 5т алебастра?

  1. Какие из перечисленных веществ можно использовать для устранения жесткости воды, содержащей гидрокарбонат кальция: а) поташ; б) азотная кислота; в) гидроксид калия; г)      хлорид бария? Дайте обоснованный ответ и напишите уравнения соответствующих реакций.

Приложение 3

Примерные тесты по теме «Неорганические вещества, используемые в строительстве».

1.Широко используемым вяжущим материалом является обычный цемент.В его состав входят следующие основные компоненты:

А) Ca(OH)2, SiO2, H2O

B) CaSO4, 5H2O, CaO

C) CaO, SiO2,Al2O3

D) MgCl2,MgO.

2. Главным сырьем промышленности строительных материалов являются......................., ....................., ....................... . Их основной состав можно выразить формулами ............,............,............. .

3. Важнейшими свойствами цемента являются:

1) прочность;

2) нерастворимость в воде;

3) морозоустойчивость;

4) звукопоглощаемость;

5) низкая теплопроводность;

6) электрическая проводимость.

Утверждение №.... является неверным.

4. Смесь цемента с песком и щебнем называют............, а материал, полученный введении в него каркаса из железных стержней.............. .

5. Для приготовления бетона, который применяют в фортификации и строительстве в зимнее время, используют:

1) глиноземный цемент;

2) магнезиальный цемент;

3) портландцемент;

4) пуццолановый цемент.

6  Список литературы

1  Е. И. Тупикин. Содержание курса химия для профессиональных учебных заведений: методические рекомендации. Москва НМЦ ПО 1994.

2    Я иду на урок химии  Книга для учителя  Москва «Первое сентября» 2000.

3.  Э.Гроссе, Х.Вайсмантель. «Химия для любознательных»,1974г

4. Энциклопедия для детей. Химия.  Издательский центр «Аванта+» 2000.

5. Б. Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Дрофа. 2002.

6. Н. Л. Глинка. Общая химия. Издательство «Химия». 1979.

7. Я. Л. Гольдфарб, Ю. В. Ходаков. Сборник задач и упражнений по химии». Москва.  «Просвещение». 1987.

8. Химия. Справочник абитуриента. Москва. 1999.

9. С. Н. Савицкий, М. П. Твердовский. Сборник задач и упражнений по неорганической химии. Москва.  «Высшая школа».1981.

10. Г. М. Чернобельская. Практические занятия и экспериментальные задачи по химии для ПТУ. Москва. «Высшая школа». 1989.

11. А. А. Ивлиев, А. А. Кальгин, О. М. Скок. Отделочные материалы / Учебник. Москва. ПрофОбрИздат. 2002.

12. А.А. Ивлиев, А. А, Кальгин. Реставрационные строительные работы. ПрофОбрИздат. 2001.

13. И. П. Журавлев, П. А. Лапшин. Штукатур. Мастер отделочных строительных работ./ Учебное пособие для учащихся учебных заведений НПО. «Феникс». 2003.

13. Материаловедение для отделочных строительных работ. «Академия». 2002.

14.Сборник контрольных работ и тестов по химии для 8-11 классов. Москва. «Просвещение». 2000.

15. Т. Д. Колпакова, А.Ю. Фальковская. Профессиональная направленность преподавания химии в средних ПТУ./ Методические рекомендации и учебные задания для учащихся. Москва. «Высшая школа». 1986.

16. Профессиональная направленность обучения химии в средних прфтехучилищах./ методические рекомендации. Москва. 1987.

17. Связь курса хими с предметами профессионально-технического и общеобразовательного циклов. / Методические рекомендации. Москва. «Высшая школа». 1980.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 11 классе "Решение задач с физическим содержанием"

   Это урок - семинар.Класс разбивается на 3 группы. Каждая группа получает задание разобрать и решить   определённую группу физических задач. Учащиеся при подготовке к семинару ...

Урок по алгебре в 10 классе "Применение производной в решениии задач с экономическим содержанием"

На уроке совершенствуются навыки исследования функций с применением производной.Условие рассматриваемых задач содержит информацию по конкретным экономическим ситуациям....

Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»

Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущ...

Урок решения задач с экономическим содержанием (эл.курс 9 класс)

   Цель:  1. научится анализировать реальные ситуации с помощью математического аппарата....

Конспект к уроку "Решение задач с биологическим содержанием"

Интегрированный урок математика+ природоведение.Цели урока: 1) Создать    условия     для    решения     задач...

Профессиональная направленности в преподавании химии через решение заданий с производственным содержанием

Статья об использовании задач с профессинальной напрвленностью на уроках химии...