"Кислоты вокруг нас"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Бушмакина Наталья Николаевна

полный конспект вводного урока по химии "Кислоты вокруг нас" 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka..doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОС с УИОП пгт Уни

Открытый урок « Кислоты вокруг нас».

Учитель химии Бушмакина Наталья Николаевна

 

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, присаживайтесь, пожалуйста!

  1. Целеполагание.

Давайте вспомним, какую тему мы изучаем?

Основные классы неорганических соединений!

Какие классы мы уже изучили?

Оксиды!

А что такое оксиды?

Это сложные неорганические соединения, состоящие из 2-х химических элементов, один из которых кислород, с валентностью – 2.

Основания.

Что такое основания?

Это сложные неорганические соединения, в состав которых входит атом металла и гидроксо-группа.

А вот с какими мы познакомимся сегодня веществами, давайте узнаем с помощью загадки:

                     Лакмус будет в них краснеть

                     Растворяться цинк и медь

                     А мелок в них посмотрите

                     В миг пускает пузыри

                      И опасны для работы

                      Эти жгучие ………….

                                                            ( кислоты).

Действительно мы с вами начнем знакомиться с классом кислот.

Давайте попробуем поставить перед собой цель на этот урок.

Цель урока: познакомиться с классом кислот.

Давайте составим план урока:

  1. Где можно встретить кислоты.
  2. Кислоты бывают…
  3. Кислота – что это….
  4. Как обнаружить кислоту.
  5. Для чего нужны кислоты.
  6. Чтоб с кислотой без опаски общаться…..

Ребята вспомните, пожалуйста, где вы встречались с кислотами раньше? Что слышали о понятии кислота? Какие ассоциации возникли со словом кислота? Назовите кислоты какие вы знаете?

Перечисляют кислоты:

Уксусная, молочная, яблочная и т.д.

Как вы думаете, почему кислоты именно так названы?

Да, действительно первые кислоты, которые были изучены учеными, были кислыми на вкус.

Кислот на сегодняшний день известно очень много. И все они очень разные, и совершенно не кислые на вкус.

С кислотами вы встречаетесь каждый день, не замечая этого. Давайте посмотрим, где можно встретить кислоты.

(собранная коллекция веществ в составе которых имеются кислоты).

                   Если ты проглотил  аскасбинку

                   Твой организм получил витаминку,

                   Она закрывает болезням врата-

                    Аскорбиновая кислота!

Вы простудились - болит голова,

Вас аспирин выручает всегда.

Ну и бесспорно полезен лимон.

Кислотою лимонною наполнен он.

                       Жуйте лимон, если горло болит,

                       Сок чудотворный вас исцелит.

Яблоко ешь – кислый вкус, красота,

В яблоке – яблочная кислота.

Яблочный уксус по ложке пейте,

Вы обязательно похудеете

                         Уксус столовый на кухне хранится-

                          Для консервации он пригодится

                          Но и компресс из него помогает,

                          Быстро он жар при простуде снижает.

Фрукты и овощи, щавель, крапива

Содержат кислоты это не диво.

                                Есть в муравьях и крапиве невинная,

                                С пользой для нас кислота муравьиная

                                 Жжет она кожу, но есть в ней и прок-

                                Ваш ревматизм она вылечит в срок.

 Лучше не жуйте косточки вишни,

Косточки сливы – это все лишнее.

Будет вам плохо – диагноз такой

Отравились синильной вы кислотой.

                                  Думаю, что не приукрашу

                                   Если хвалить буду я простоквашу

                                   Есть в ней молочная кислота –

                                   Молодость ваша и красота.

Вот сколько кислот нас окружает!

Кислоты, которые мы перечислили, практически все связаны с живыми организмами. Они получаются либо при жизнедеятельности микроорганизмов (молочная,), либо входят в состав растений ( щавелевая, лимонная). А мы с вами говорили , что органические вещества изучает органическая химия и соответственно кислоты эти будут органическими.

А раз есть органические кислоты, значит должны быть и …?

- неорганические кислоты.

Мы должны будем их изучить более подробно, т. к. мы изучаем неорганическую химию.

Кислоты бывают органические и неорганические.

Неорганических кислот тоже очень много, основные мы должны знать очень хорошо. Давайте их запишем в тетради:

Серная кислота – H2SO4

Азотная кислота- HNO3

Соляная кислота - HCl

Угольная кислота – H2CO3

Фосфорная кислота – H3PO4

Борная кислота – H3BO3

Плавиковая кислота - HF

         

Названия кислот у всех свои, поэтому их нужно знать!!

В 1756 году М.В. Ломоносов предложил, что кислоты – это вещества, содержащие только кислород.

В чем он был неправ?

Давайте попробуем выделить, что- то общее между этими веществами, почему их выделяют в один класс? И тем самым дадим определение классу кислот.

У них у всех есть атом водорода! Тогда можно сказать.

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

 В 1814 году Дэви Г. высказал мнение, что атом водорода- необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.

Ну и давайте посмотрим, где же мы можем встретить неорганические кислоты, и что они из себя представляют.

Доклад о кислоте (H2SO4):-3мин.

                         Если она где то прольется

                          Лишь чернота вокруг остается

                          Она королевой себя считает

                          Такие поступки себе позволяет.

Давайте узнаем, что это за кислота- королева!

Плавиковая кислота единственная кислота, способная растворять стекло!

«Кислота Мурия»

Соляная кислота- доклад!-3 мин.

Опыт: газированная вода с соляной кислотой.

Азотная кислота наша

Угольная кислота-

Содержание кислоты в газированных водах.

Теперь вы уже имеете первые представления о кислотах, поэтому очень прошу обращаться с ними осторожно, применять свои знания в жизни, думать о своем здоровье.

А как можно определить кислоту, какие вещества нам помогут?

- Индикаторы.

Практическая работа:

На столах у вас, есть разнообразные кислоты, давайте убедимся, что индикаторы нам помогут их узнать.

Работа в парах, заполнение таблиц.

кислоты

кислоты

лакмус

метилоранж

фенолфталеин

Лимонная кислота

Сегодня на уроке мы начали изучать класс кислот, на следующем уроке продолжим. Запишите домашнее задание

Давайте сделаем вывод по уроку.

Выберите из предложенных веществ только кислоты.

Ну и давайте ответим на вопросы.

                 Чтоб с кислотой без опаски общаться,

                 Надо бы знать как с ней обращаться

                 Стоит совет вам хороший дать

                  Свойства кислот продолжать изучать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кислоты вокруг нас"

технологическая карта урока...

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...

Технологии деятельностного типа . Технологическая карта урока химии на тему: «Кислоты вокруг нас».

В условиях современной школы необходимо создавать систему обучения, которая, используя лучшие традиции мировой педагогической теории и практики; учитывает индивидуальные особенности обучающихся и обес...

презентация "кислоты вокруг нас"

представлены различные органические кислоты, которые содержаться в живых организмах, показана роль кислот...

Карбоновые кислоты вокруг нас

Открытый урок по органической химии в 10 классе (базовый уровень) с приложениями...

презентация по теме"Кислоты вокруг нас"

Презентация, которая может быть использована при изучении нового материала на уроках, а также при проведении внеклассных мероприятий...

Кислоты вокруг нас. 8 класс.

Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.Методы: частично- поисковый, исследовательский,  объяснительно- иллюстративный, с использованием  обучающих структур Сингапурской т...