ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «ЭКСКУРСИЯ В ХИМИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
план-конспект по химии по теме

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УЧЕБНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ КАК  СРЕДСТВО 

ФОРМИРОВАНИЯ  ЦЕЛОСТНОЙ  ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ  КАРТИНЫ  МИРА.

ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ

«ЭКСКУРСИЯ  В  ХИМИЧЕСКИЙ  МУЗЕЙ»

ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ  (3-4  КЛАССОВ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_muzey.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №13

Ленинского района города Воронежа

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УЧЕБНЫЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ КАК  СРЕДСТВО  

ФОРМИРОВАНИЯ  ЦЕЛОСТНОЙ  ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ  КАРТИНЫ  МИРА.

ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ

«ЭКСКУРСИЯ  В  ХИМИЧЕСКИЙ  МУЗЕЙ»

ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ  (3-4  КЛАССОВ)


РАЗРАБОТАЛИ:

                                                                                                                                                                                   УЧИТЕЛЯ  ХИМИИ

                                                                                                                                                                                    Пригородова  Н.В.

                                                                                                                                                                                    Капранова  И.В.

                                                                                                 

2011  год

План:

  1. Пояснительная записка
  2. Введение
  3. Театрализованное представление
  4. Литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Предлагаемое внеклассное мероприятие разработано в плане подготовки к предметной неделе по химии и представляет собой театрализованное представление, в котором участвую учащиеся 10-го химико-биологического класса. Оно предназначено для учащихся начальной школы(3-4класс), которые во время представления будут не пассивными слушателями, но и активными участниками.

Образовательные цели мероприятия: расширение мирровозренчиских знаний и кругозора учащихся начальной школы,, ознакомление с одной наук о природе – химией, дополнить ранее полученные на уроках природоведения знания о веществах и явлениях, получения знаний о веществах, используемых в быту и правила общения с ними.

Развивающие цели: помощь учащимся в определении интересов к той или иной области знаний, развивать познавательный интерес к наукам об окружающем мире, любовь к научным исследованиям, память, внимание, наблюдательность, творческую активность.

Воспитательные цели: воспитывать чувство гордости, за достижения российской науки, добросовестное отношение к учению, желание учиться активно, с интересом, создание атмосферы творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.

                           

                                                   Введение

Кем бы ни стал сегодняшний ученик в будущем – историком, журналистом, переводчиком, - в своей повседневной жизни он будет иметь дело с различными материалами, окажется свидетелем, а возможно и участником новых достижений во многих отраслях человеческой деятельности, которые будут связаны с появлением новых веществ или использованием уже известных. Как создаются эти вещества, какими свойствами обладают, какие процессы лежат в основе их получения, почему применяют так, а не иначе? На все эти вопросы отвечает химия.

В ходе работы над данным мероприятием мы постарались учесть следующие аспекты: психологические особенности учащихся младших классов и.  А также уделить внимание не столько теоретическим вопросам, сколько прикладному характеру химии, используя исторические факты и жизненные ситуации.

Возможно, данный материал поможет изменить скептическое отношение младших школьников к химии на удивление. Возможно, у них появится ощущение радости от понимания места химии в жизни каждого человека.

Театрализованное представление:

Действующие лица: - Ведущий экскурсовод, Домовой музейный, домовенок музейный, ученый – алхимик.

Подготовка начинается за 3, 4 недели до представления. В инсценировке участвуют учащиеся старших классов (10, 11 класс). Старшеклассники вместе с учителями готовят презентацию и костюмы.

        Оформление кабинета: За несколько дней до представления размещается афиша – приглашение. Кабинет должен быть оснащен компьютером и мультимедийной техникой.

        В день представления учащимся 4 – х  классов вручаются билеты – приглашения.

Представление начинается:

Ведущий экскурсовод (слайд1и2):

С чего начинается увлечение химией – наукой, полной удивительных загадок, таинственных и непонятных явлений? Очень часто с химических опытов, которые сопровождаются красочными эффектами «чудесами». Некоторые опыты настолько удивительны, что рассказам химиков о них не верят, пока не убедятся воочию в правоте сказанного. В сущности, любые химические превращения веществ всегда поражают воображение, но среди них есть чемпионы по необычности, достойные экспонаты химического музея. Итак, начинаем экскурсию. Я приглашаю вас в зал «Истории химии» (На экране появляется название зала) - слайд3

(На сцене появляется ученый – алхимик) - слайд;

Здравствуйте ребята! Я ваш гость – алхимик! Алхимия – древнейший прообраз химии. Ребята, вы знаете, кто такие алхимики и чем они занимались? (Ответы детей.)

(Сначала ребята рассказывают известные им сведения, затем алхимик говорит):

Они проводили исследования, чтобы превратить неблагородные металлы в благородные, например, свинец в серебро, ртуть в золото. Несмотря на то, что эти идей были ложными и невыполнимыми, этот период алхимии были небесполезными для развития химической науки.

(Опыт: реакция «серебряного зеркала») - слайд5и6

От «алхимического периода» новая химия унаследовала ряд названий веществ, лабораторных операций, посуды, приборов. В первом зале нашего музея мы познакомимся с лабораторной посудой и правилами поведения в химической лаборатории.

(На столе стоят образцы химической посуды: реторта, колбы, пробирки, спиртовка, склянки с растворами веществ.)

О, правила это самое главное! Но где, же мой свиток?1. Наверное, в хранилище! Сейчас я его принесу! (уходит.)

(На сцене появляются Домовые)

Домовенок:

Ой, баночки! Ой, скляночки! (Читает стихотворение и трогает руками посуду на столе.)                                                

                                                       Кто любит химию учить,

                                                       Тот поступает мудро.

                                                       Любое чудо сотворить

                                                       Совсем тогда не трудно.

(Домовой останавливает его.)

Домовой:

Нет, Домовеночек, ты забыл, о чем я учу тебя с детства! Мы, хранители химического музея, должны соблюдать правила! Послушай их еще раз! Читает правила ТБ на экране. На экране  появляются правила ТБ.) слайды-7-11

                                                         При работе с веществами

                                                          Не берите их руками

                                                          И не пробуйте на вкус.

                                                          Реактивы не арбуз:

                                                          Слезет кожа с языка

                                                          И отвалится рука.

                                                          Задавай себе вопрос.

                                                          Но не суй в пробирку нос,

                                                          Будешь кашлять и чихать,

                                                          Слезы градом проливать.

                                                          Помаши рукой ты к носу –

                                                          Вот ответ на все вопросы.

                                                          С веществами неизвестными

                                                          Не проводи смешивания неуместные:

                                                          Незнакомые растворы ты с друг другом не сливай,

                                                          Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай.

(Алхимик возвращается грустный.)

Алхимик:

Где же этот свиток?!

(Увидел Домовых, обрадовался.)

Здравствуйте, мои дорогие друзья. Вы как всегда пришли на помощь! Давайте вместе познакомим ребят с лабораторной посудой! (Показывает посуду, на экране появляются фото с названиями)- слайд12-14

А теперь опыт!

(«Вулкан». На подставку насыпают горкой кристаллы бихромата аммония (NH4)Cr2O7  оранжевого цвета и поджигают. Под подставку кладут большой лист бумаги для сбора «вулканического пепла»)- слайд15 - 17

Ведущий:

Нам пора посетить следующий зал. Он имеет красивое название «Водяные чудеса».

(Название на экране) – слайд18    

Домовой:

Вы, наверное,  догадались о каком веществе пойдет речь?                                          

                                                            А ну, скорей снимите шляпу!

                                                            Я дочь космического папы,

                                                            И вездесуща и легка, -

                                                            Я лед, я пот, я – облака.

                                                            Я иней, чай, бульон, туман.

                                                            Река, ручей и океан.
                                                           Когда я злюсь, то закипаю;

                                                            Когда мороз – я застываю.

                                                                                              (вода).

Домовенок:

Давай поиграем в вопросы и ответы. Я буду их задавать, а вы отвечать! (На экране появляются вопросы.)

        1 вопрос: «В огне не горит, а воде не тонет». (Лед)

        2 вопрос: «Без рук и ног, а с горы бежит». (Водопад)

        3 вопрос: « Всю зиму смирно лежит, а весной убежит». (Снег)

        4 вопрос: «Кругом вода, а с питьем беда». (Морская вода)

        5 вопрос: «Что растет вверх ногами». (Сосулька).

(Призы, тем, кто отвечал – шоколадные монет.) слайды 19-24

Алхимик:

Я покажу вам замечательный опыт.

(На сцену выходят ученики со стаканчиками.) слайд25

1 ученик:

Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2 ученик:

Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3 ученик:

Ой, а я люблю с сиропом, только чтоб чуть, чуть, немного.

4 ученик:

Братцы, мне нужна корова, молочка хочу парного!

Домовенок:

        (Наливает каждому в стаканчик жидкости (растворы): вода,

                                                                                             Na2CO3  карбонат натрия,

                                                                                             Na2CO3 карбонат натрия,    

                                                                                            BaCl2  хлорид бария) слайд26

Вы, ребята пить хотите?

В колбе сказочная жидкость,

Чудеса нам по плечу!

Я ведь химию учу!

Подставляйте–ка стаканы!

Опыт точно проведем!

Вот вода, вот газировка,

вот парное молоко.

Получилось очень ловко,

А секрет узнать легко.

Домовой:

Стоп, ребята погодите

Чтобы не было беды

Вы, пожалуйста, не пейте

Ни сиропа, ни воды,

В нашем строгом кабинете

Есть серьезные запреты

Все запомните, друзья:

там ни пить, ни есть нельзя.

(Опыт:  Чудо первое свершилось!

              Что в стаканах находилось?

              А ответ совсем простой –

              Первый был стакан пустой!

              Во втором стакане сода!

              В третьем – с ней метилоранж!

              А в четвертом – бария хлорид!) слайд27

Ведущий:

Переходим в следующий зал: «Безопасная химия». (На экране появляется название зала) слайд28

Домовой:

В кухне, в ванной комнате или в аптечке можно найти несколько веществ – нужных и полезных, Все это химические вещества с интересными свойствами.

Домовенок:

Дорогой алхимик! Давай, скорее, познакомим ребят с этими веществами.

(На столе стоят образцы веществ: питьевая сода, лимонная кислота, мел, йодная настойка, поваренная соль, сахар.) слайд29-32

Алхимик демонстрирует опыт «Сахар горит огнем»:

Если взять кусочек сахара – рафинада и попытаться его поджечь, то опыт закончится неудачей – сахар не загорится. Совсем другая картина предстанет, если этот кусок сахара сначала посыпать сигаретным пеплом  (зрителям не сообщается, а затем поднести к пламени спички – сахар быстро загорится ярким синим пламенем и быстро сгорает.

(Домовой берет в руки питьевую соду и обращается к алхимику.)

Домовой:

Дорогой ученый, что это за вещество?

Алхимик:

Это питьевая сода. Используя ее и еще одно вещество лимонную кислоту (демонстрация) можно приготовить домашний «шипучий напиток».

(Демонстрация опыта: «В стакане холодной воды растворяют примерно половину чайной ложечки питьевой соды и ложку сахара. Затем насыпают треть чайной ложки лимонной кислоты и перемешивают содержимое. Вскоре начинается обильное выделение пузырьков углекислого газа – лимонад готов.)слайд33

Сейчас трудно поверить, что йод долго не находил никакого применения в медицине. В быту мы используем спиртовой раствор йода, а сам по себе йод твердое вещество (демонстрация). Современная йодная настойка, кроме йода содержит еще и другие компоненты. А вот раствор йода в химии помогает определить наличие крахмала в продуктах питания.

Домовенок:

Этот опыт могу продемонстрировать и я. (Демонстрация: кусочек белого хлеба, пипетка, раствор йода) слайд34

Экскурсовод:

Наша экскурсия подошла к концу. Мы очень рады видеть вас в нашем необычном музее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Домовенок (слайды35-37):

Подождите!!! Я хочу напомнить ребятам, что избежать неприятных неожиданностей поможет соблюдение 3 – правил. (На экране появляются правила.)

  1. Не надо экспериментировать дома с незнакомыми веществами.
  2. Прежде чем выполнять опыт, надо внимательно прочесть его описание.
  3. Надо быть осторожным, выполнять опыты с учителем (взрослым человеком).

Домовой:

А теперь действительно пора прощаться.

(Ведущий, домовые, алхимик поют песню) – слайды38-40

                                                                  Химия – всех царица наука,

                                                                  Химия всех важней,

                                                                  Синтез различных компонентов

                                                                  Это подвластно ей.

                                                                  Может помочь в беде больному

                                                                  И чудо сотворить.

                                                                  Может согреть зимой холодной –

                                                                  Нам без нее не жить.

Литература:

  1. Быканова Т.А.,Москалева И.С., Быканов А.С. Химия…Химия?Химия! Пособие.- Воронеж. ВИПИКРО,2003.
  2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся,учителей и родителей. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2002.
  3. СтепинБ.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Бочарова С.В. Предметная неделя в школе. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...