«Трудная задача? Начнем по порядку…»
элективный курс (химия, 9 класс) по теме

Семёнычева Лариса Витальевна
Элективный курс «Трудная задача? Начнем по порядку...» предназначен для учащихся 9-го класса и носит предметно-ориентированный характер. Решение задач занимает в химическом образо¬вании важное место. Это один из приемов обуче¬ния, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии, и вырабатываются умения самостоятельного применения приобретенных знаний. Актуальность данного элективного курса в том, что он совершенствует умения учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными спосо¬бами их решения, углубляет знания учащихся. Обычно учащиеся решают задачи по образцу, предложенному учителем, и не пытаются сделать это нестандартными способами, по-своему. Решая задачу, они не осознают собственную деятельность, т. е. не понимают суть задачи и ход ее решения. Не всегда анализируют содержание задачи, проводят ее осмысление и обоснование. Часто неправильно используют химический язык, математические действия и обозначения физичес¬ких величин. На первое место при решении задач ставится получение ответа любым способом, а не объяснение хода решения. При решении хими¬ческой задачи не выделяют ее химическую часть и математические действия, не различают типы задач. Для тех, кто сможет преодолеть указанные недостатки, решение задач не будет вызывать осо¬бых трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_trudnaya_zadacha_nachnyom_po_poryadku.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя Образовательная Школа №12

Название элективного курса: «Трудная задача? Начнем по порядку…»

Секция: химия

9 класс, 17 часов

Семёнычева Лариса Витальевна

                                                                                                     учитель химии

                                                                                                     Ставропольский край

                                                                                                     Новоалександровский район

                                                                                                     г. Новоалександровска                                                                                      

                                                                                                     МОУ СОШ №12                                                                                     

 2012г

Пояснительная записка

Умение решать задачи есть искусство;

 приобретающееся практикой.

Д.Пойа

Элективный курс «Трудная задача? Начнем по порядку...» предназначен для учащихся 9-го класса и носит предметно-ориентированный характер.

Решение задач занимает в химическом образо вании важное место. Это один из приемов обуче ния, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии, и вырабатываются умения самостоятельного применения приобретенных знаний.

Актуальность данного элективного курса в том, что он совершенствует умения учащихся решать расчетные задачи, знакомит с различными спосо бами их решения, углубляет знания учащихся.

Обычно учащиеся решают задачи по образцу, предложенному учителем, и не пытаются сделать это нестандартными способами, по-своему.

Решая задачу, они не осознают собственную деятельность, т. е. не понимают суть задачи и ход ее решения. Не всегда анализируют содержание задачи, проводят ее осмысление и обоснование. Часто неправильно используют химический язык, математические действия и обозначения физичес ких величин. На первое место при решении задач ставится получение ответа любым способом, а не объяснение хода решения. При решении хими ческой задачи не выделяют ее химическую часть и математические действия, не различают типы задач. Для тех, кто сможет преодолеть указанные недостатки, решение задач не будет вызывать осо бых трудностей.

Цели курса. Расширить знания учащихся о способах решения расчетных задач по химии, сформировать умения рационально решать задачи, составлять и применять алгоритмы (последователь ность) действий при решении; устранять пробелы в знаниях, способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Задачи. Способствовать развитию содержа тельной и деятельной сторон мышления (знания и умения выполнять различные операции, действия); развивать логическое мышление, способность вы бирать оптимальный способ расчета; добиваться прочности знаний и умений, самостоятельности и активности учащихся.

В результате изучения элективного курса уча щиеся должны

знать:

  1. стандартный план решения расчетной хими ческой задачи;
  2. основные и дополнительные способы решения химических задач;
  3. графический метод решения химических задач;
  4. физико-химические величины и их еди ницы;
  5. формулы, применяемые при решении задач;

уметь:

  1. схематично записывать условие задачи;
  2. проводить анализ химической части задачи и ее решения;
  1. правильно использовать физико-химические величины и их единицы;
  2. грамотно оформлять решение;
  3. составлять и применять алгоритмы действий при решении;
  4. использовать основные способы решения химических задач (соотношение масс ве ществ, сравнение масс веществ, величину «количество вещества» и ее единицу «моль», составление пропорции, коэффициент про порциональности);
  5. использовать дополнительные способы реше ния задач (вывод алгебраической формулы и расчет по ней, закон эквивалентов);
  6. использовать графический метод решения химических задач;
  7. оперировать понятиями: относительная атом ная масса элементов, относительная молеку лярная масса вещества, моль, молярная масса вещества, молярный объем газообразных ве ществ, тепловой эффект химической реакции, молярная теплота образования и молярная теплота сгорания;
  1. применять закон Авогадро и его следствия, закон Гей-Люссака;
  2. использовать уравнение Менделеева-Кла пейрона;
  3. решать задачи по формулам веществ и по химическим уравнениям;
  1. определять содержание компонентов в смеси;
  1. определять молекулярную формулу вещества на основании массовых долей атомов элемен тов, а также по массе или объему исходного вещества и продуктов сгорания;
  2. решать комбинированные задачи рациональ ными способами.

Итак, в процессе решения задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний. Побуждая учащихся повторять пройденное, углублять и ос мысливать его, химические задачи способствуют формированию системы конкретных представле ний. Это необходимо для осмысленного воспри ятия последующего материала.

В процессе решения задач воспитываются трудолюбие и целеустремленность, развиваются чувство ответственности, упорство и настойчи вость в достижении поставленной цели; реали зуются межпредметные связи, показывающие единство природы, формируется мировоззрение учащихся.

Значительна роль задач в создании поисковых ситуаций, необходимых при проблемном обучении. Задачи незаменимы при проверке знаний учащихся и при закреплении учебного материала.

Умение решать задачи достигается одним пу тем - постоянными и систематическими упражне ниями. Курс рассчитан на 17 ч.

Программа курса

          Введение (1ч)

Знакомство с программой курса. Формирование понятий о двух сторонах химической задачи. План решения расчетной химической задачи. Химиче ская часть задачи. Графический способ анализа задачи и запись условия. Математическая часть задачи. Анализ полученного результата. Ответ и составление обратной задачи.

 

Тема 1. Химические понятия и физические величины, используемые при решении расчетных задач по химии (1 ч)

Относительная атомная масса элементов. Относи тельная молекулярная масса вещества. Моль - едини ца количества вещества. Молярная масса вещества. Молярный объем газообразных веществ. Тепловой эффект химической реакции. Молярная теплота об разования и молярная теплота сгорания. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.

   Тема 2. Виды расчетов при решении химических задач (1 ч)

Физические и математические формулы, приме няемые при решении химических задач. Расчеты по химическим формулам и химическим уравне ниям.

Тема 3. Расчеты с использованием первоначальных химических понятий (1ч)

Вычисление относительной атомной массы, массы атомов в единицах массы и в а. е. м. Вы числения, связанные с понятиями «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число структурных частиц». Нахождение форму лы вещества по отношениям масс элементов.

Тема 4. Расчеты по химическим формулам веществ (1 ч)

Определение массы химического элемента по массе сложного вещества. Расчет массы сложного вещества по известной массе простого вещества. Вычисление массовой доли элемента по формуле вещества, содержащего этот элемент (обратить внимание на определение питательной ценности удобрений).

          Тема 5. Расчеты по химическим уравнениям (2 ч)

Вычисления по химическим уравнениям масс или объемов веществ по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или получающихся в реакции веществ. Расчеты по тер мохимическим уравнениям. Вычисление продукта реакции, если одно из реагирующих веществ, взято в избытке. Определение массовой, объемной или мольной доли выхода продукта реакции, от теоре тически возможного. Вычисление массы продукта реакции, полученного из вещества, содержащего примеси.

          Тема 6. Способы выражения состава растворов (1 ч)

Вычисление массовой доли  растворенного ве щества в растворе и массы растворенного вещества m (в-ва) по формуле W =  m(в-ва) / m(р-ра). Правило сме шивания растворов с использованием диагональной схемы. Молярная концентрация растворов.

Тема 7. Расчеты с использованием газовых законов (2 ч)

Вычисление массы и объема газов по известному количеству вещества. Вычисление относительной плотности газов. Расчет объемных отношений газов по химическим уравнениям. Вычисление по химиче ским уравнениям объема газов по известному коли честву вещества одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ.

Тема 8. Расчеты, связанные с определением массовой доли растворённого    вещества в растворе. (2 ч)

Массовая доля растворенного вещества в растворе величина, равная отношению массы растворенного вещества к массе раствора. Массовая доля выражается в долях единицы или в процентах

       Тема 9. Определение молекулярной формулы вещества на основании массовых          долей атомов элементов (1 ч)

Относительная атомная масса это безразмерная величина. Относительная молекулярная масса численно равна сумме атомных масс. Массовая доля элемента, эта величина выражается в % или долях единицы.

Тема 10. Определение молекулярной формулы вещества по массе или объему исходного вещества и продуктов горения (1 ч)

Относительная атомная и молекулярная формулы веществ. Количество вещества, молярный объем.

Тема 11. Решение комбинированных задач рациональными способами (2 ч)

Применение знаний и умений. Выбор рацио нального способа решения задачи в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося.

Итоговое занятие (1 ч)

Зачет (способы решения расчетных задач: ре шение одной задачи разными способами). Защита проектных работ. Оформление Стенда «Способы решения расчетных задач».

Демонстрации.

Латинский и греческий ал фавиты, обозначения физических величин и их единиц, значения фундаментальных физических постоянных, взаимосвязь между физическими величинами, относительные молекулярные массы неорганических соединений, массовые доли кис лот и оснований в водных растворах, плотность водных растворов некоторых кислот, оснований, солей при 20 °С.

Темы проектных работ

Составление сборников расчетных задач для учащихся по теме «Повседневная химия в задачах» (с решениями). Содержание по главам:

  1. Химия чистит, стирает, убирает.
  2. Сам себе мастер.
  3. Домашняя аптечка.
  4. Химия и красота.
  5. Химия на кухне.
  6. Садовая химия.
  7. Химия и окружающая среда.
  8. Химический музей.
  9. Метая и дробя (взрывчатые вещества).
  10.  Двигатель цивилизации (источники энер гии).

Учебно-тематический план

Название темы

Количе ство часов

Виды де ятельности

Введение

1

Лекция. Выбор тем проектных работ

Тема 1. Химические по нятия и физические ве личины, используемые при решении расчетных задач по химии

1

Лекция.

Тема 2. Виды расчетов при решении химиче ских задач

1

лекция

Тема 3. Расчеты с использованием первоначальных химических понятий.

1

Алгоритмы решения задач. Опорный конспект

Тема 4. Расчеты по химическим формулам веществ.

1

Решение

задач

различными

способами

Тема 5. Расчеты по химическим уравнениям

2

Тема 6. Способы выражения состава растворов.

1

Тема 7. Расчеты с использованием газовых законов

1

Тема 8. Расчеты, связанные с определением массовой доли растворённого вещества в растворе.  

2

Тема 9. Определение молекулярной формулы вещества на основании массовых долей атомов элементов.

1

Тема 10. Определение молекулярной формулы вещества по массе или объёму исходного вещества и продуктов горения

1

Тема 11. Решение комбинированных задач рациональными способами

2

Итоговое занятие

1

Зачет: защита проектных работ. Оформление стенда «Способы решения расчетных задач»

Всего

17

Литература

  1. М. А. Ахметов Решение типовых задач М: Изд-во «Химия» 1998
  2. Н. И. Берман Решение типовых задач. М: Изд-во МГУ, 1996.
  3. Староста В.И. Как обучать осмысленному решению расчетных задач. Химия в школе, 2002, № 10, с. 53-58.
  4. Тишкова Н.В. Об изучении материала укруп ненными дидактическими единицами. Химия в школе, 2005, № 4, с. 54-55.
  5. Шишкин Е.А. Пути решения расчетной за дачи. Химия в школе, 2005, № 4, с. 46-53.
  6. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В. А. На чала химии: современный курс для поступающих в вузы. М.: Экзамен, Оникс 21 век, 2001, 719 с.
  7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии. М.: Экзамен, Оникс 21 век, 2001,542 с.
  8.  В. Н. Чернышова. А. С. Егоров. Химия пособие – репетитор. Ростов-на-Дону «Феникс», 1997.
  9. Г. П. Хомченко. И. Г. Хомченко Сборник задач по химии для поступающих в вузы, М: «Новая Волна», 2005
  10.  И. Г. Хомченко Сборник задач по химии для средней школы, М: «Новая Волна», 2003
  11. Антонов О.В., Константинова М.В. Решение задач по уравнениям химических реакций. Химия в школе, 2005, № 7, с. 50-51.
  12. ХамитоваА.И., ПоловнякВ.К, Яблочкина Т.К. О математических методах решения химических задач. Химия в школе, 2002, № 6, с. 32-35.
  13. Кондрашин В.Ю., Немчинова Е.В. Решение задач с нестандартным содержанием. Химия в школе, 2005, № 7, с. 52-57.
  14.  Архангельская О.В., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку... Химия в школе, 2003, №2, с. 51-55.
  1. Беляев Н.Н. О рациональных приемах рас чета массы раствора. Химия в школе, 2003, № 9, с. 54-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Сценарий акции НАЧНИ С СЕБЯ

Сценарий проведения районной акции «Начни с себя» (профилактика употребления наркотиков и ПАВ»)...

Темы начно-исследовательских работ по английскому языку

Одним из мощных средств повышения мотивации к учению является научно- исследовательская деятельность учакщихся. В этом году стартовал новый этап работы. мы сребятами выяснили, что им интересно и сформ...

Программа курса «Трудная задачка? Начнем по порядку…»(34ч)

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий.Цель курса: зак...