Удивительный мир бактерий
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Окислительно-восстановительные реакции достаточно широко рассматриваются в школьных курсах химии. Для того, чтобы заинтересовать учащихся этой темой, расширить их знания, приблизить данное явление к жизни, а так же связать изучаемый на химии материал с биологическими знаниями, уместно показывать значение окислительно-восстановительных процессов в живой природе. Приведем пример интегрированного урока в 9 классе «Удивительный мир бактерий», рассчитанный на два часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_bakteriy.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ХИМИИ И БИОЛОГИИ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР БАКТЕРИЙ»

Мансурова Д.К., учитель высшей квалификационной  категории

МОУ СОШ №1 г.Альметьевск РТ

…этим бесконечно малым живым существам

 принадлежит бесконечно большая роль в природе

Луи Пастер

Цели урока:

  1. ознакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий как представителей прокариот;
  2. развивать умение составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  3. обобщить и расширить знания учащихся о роли окислительно-восстановительных реакций в живой и неживой  природе, в круговороте веществ;
  4. развивать умение сравнивать;
  5. показать связь химии и биологии;
  6. развивать интерес к окружающей среде.

Оборудование:  таблицы «Строение растительной и животной клетки», «Бактерии», Периодическая система химических элементов, учебник биологии для 9 класса, литература по теме, стенгазета «Бактерии в теле человека», рефераты, раздаточный материал с заданием, влажный препарат клубеньковых бактерий,  гербарии растений  из семейства бобовых.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация, изучение нового материала.

Учитель: По строению клетки все живые существа делятся на «безъядерные» организмы – прокариоты и «ядерные» - эукариоты.  Таким образом, в настоящее время выделяют два уровня клеточной  организации и соответственно два крупных типа клеток:  прокариотический и эукариотический.

Особенностями строения эукариотических  - животных и растительных клеток – мы уже знакомы.  В группу прокариот относятся все бактерии и сине-зеленые водоросли.  На этом уроке мы ознакомимся с представителями одной из этих групп.  Какие это организмы?  Подумайте: человек не в состоянии воспринять их ни одним из пяти  органов чувств: их нельзя увидеть невооруженным глазом, они существуют беззвучно, их не определишь на вкус, на ощупь, у них нет запаха. Они способны совершать необъяснимые превращения и удивительные действия. Они вездесущи, их бесконечное множество; нет на свете такой машины, которая в состоянии была бы подсчитать их число...

Они живут во всех трех стихиях – в воде, земле, воздухе. Для них не опасен ни вакуум космоса, ни абсолютный холод, ни смертельная для других живых существ доза радиации. Они умеют защищаться от истребительного  ультрафиолетового облучения.

О какой группе прокариот шла речь?

Ответ: Это – бактерии.

Учитель:  Тема нашего урока «Удивительный мир бактерий» (записываем).  Сегодня мы должны выяснить особенности строения и жизнедеятельности бактерий, значение их в круговороте веществ.

План изучения темы  (на доске):

  1. Многообразие формы бактерий.
  2. Особенности строения бактерий.
  3. Особенности жизнедеятельности бактерий. Хемосинтез.
  4. Роль хемотрофов в природе.

Учитель:  Удивительно многообразна форма бактерий, но преобладают палочковидные, шаровидные или кокковидные, веретеновидные, звездообразные. (Работа с учебником Мамонтова С.Г., Захарова В.Б. , Сонина Н.И.  «Биология», 9 класс, стр.123, рис.64).   Эти таинственные организмы, размеры которых колеблются от 1 до 10 – 15 мкм, живут и по отдельности и образуют скопления.

Используя таблицы «Бактерии», «Строение растительной и животной клетки», ребята, найдите главный признак, по которому различается бактериальная клетка от животной и растительной клеток.

 Ответы: Нет обособленного ядра.

 Учитель:  В чем же еще заключается особенность строения прокариот? Посмотрим рис.63 на стр. 123, прочитаем объяснение к рисунку, прочитаем стр.122 (последний абзац), стр.124 (первые два абзаца).

А сейчас постарайтесь самостоятельно заполнить таблицу (образец дается на доске):

Сравнительная характеристика

 прокариотической и эукариотической  клеток

№ п/п

Органоиды цитоплазмы

прокариоты

эукариоты

1

ядерная оболочка

2

хромосомы

3

ДНК (форма, расположение)

4

пластиды

5

рибосомы

6

ЭПС

7

комплекс Гольджи

8

митохондрии

Примечание. Знак «+» ставится, если в клетке имеется данный органоид.

Учитель: Почему бактерий относят к прокариотам?

Ответ:  Отсутствует ядро, ограниченное оболочкой.

Учитель: Где же хранится наследственная информация?

Ответ:  Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме.

Учитель: По своим физиологическим свойствам бактерии довольно разнообразны. Одни не могут жить без кислорода, другие погибают в его присутствии, третьи выживают в тех и других условиях.  Многие бактерии паразитируют в организме животных и растений, вызывая у  них  заболевания. Сравнительно недавно были открыты бактерии, паразитирующие на других бактериях.

Необходимую им энергию они получают в процессе дыхания, брожения или фотосинтеза.  

Некоторые бактерии в качестве источника энергии для получения питательных веществ способны использовать окислительно-восстановительные процессы; окисляя неорганические соединения, они получают энергию. Эту группу организмов называют хемотрофами (от греч. «хемо» - «химия») или хемолитотрофами (от греч. «литос» - «камень»). Часто эти бактерии называют и хемосинтезирующими. Процесс «бессолнечного» синтеза органических веществ в клетке бактерий, который получил название хемосинтез, был открыт в 1887 году русским микробиологом С.Н.Виноградским.

Чего стоят одни только железобактерии!

Ученик (сообщение): Железобактерии живут в водоемах, во влажных местах. Внешне довольно разнообразны, то похожи на тончайшие нити, то на красивое металлическое деревце. Это одноклеточные организмы. Каждая такая прокариотическая клетка в течение часа способна выделять железистый стебелек, в 3 раза превышающий длину самой клетки. На кончике такого стебелька и живет сама бактерия. Бактерия размножается делением надвое, и стебелек тоже делится на две веточки.

Учитель: В их клетках с участием ферментов происходит окисление двухвалентного железа в трехвалентное:

 FeCO3 + O2 + H2O → Fe(OH)3 + CO2 + Q.

Методом электронного баланса находим коэффициенты и получаем следующее уравнение:

4FeCO3 + O2 + 6H2O → 4Fe(OH)3 + 4CO2 + Q..

 В результате этой реакции бактерии черпают энергию для получения питательных веществ, а в это время происходит и  обогащение железной руды. Убедимся в этом,  вычисляя массовые доли железа в карбонате железа (II) и гидроксиде железа (III).

Деятельность серобактерий – одна из основных движущих сил круговорота серы в биосфере. Сера входит в состав ряда аминокислот и также представляет собой жизненно важный элемент. Находящиеся глубоко в почве и в морских осадочных породах соединения серы с металлами – сульфиды, элементарная сера переводятся микроорганизмами в доступную форму – сульфаты, которые и поглощаются растениями.

В серобактериях в анаэробных условиях происходит следующая окислительно-восстановительная реакция:

S +HNO3 + H2O →  H2SO4 + N2 + 109,2 кДж;

а в аэробных условиях:

S + O2 + H2O →  H2SO4 + Q.

Методом электронного баланса расставьте коэффициенты. Определите окислитель, восстановитель. (задания выполняются на доске и на местах)

Очень важную функцию связывания атмосферного азота выполняют азотфиксирующие бактерии.

Ученик (сообщение): азотфиксирующие бактерии или клубеньковые живут в корневой системе бобовых растений: гороха, фасоли, люпина, клевера, люцерны (показывает гербарии, демонстрирует влажный препарат клубеньковых бактерий).  Эти бактерии из атмосферного азота синтезируют нитраты. В растворенном виде эти соединения из почвы поступают в растения и используются для построения белков. Это свойство  азотфиксирующих бактерий широко применяется в севообороте сельскохозяйственных культур и в приусадебных хозяйствах.

Учитель: Деятельность этих  бактерий упрощенно дается по схеме:

3H2  +N2  =  2NH3 + 92 кДж.

Центральное место в круговороте азота в биосфере занимают нитрифицирующие бактерии. Их интенсивность свидетельствует о степени завершенности процессов минерализации в экосистемах. Конечным продуктом деятельности нитрифицирующих бактерий является азотная кислота, которая усваивается растениями в виде солей – нитратов.

Нитрифицирующие бактерии окисляют аммиак до азотной кислоты в две стадии. Первую стадию осуществляют бактерии рода нитрозомонас:

?NH3  +?О2  =  ?НNО2 + ?H2О + 660 кДж.

Азотистую кислоту окисляют до азотной бактерии рода нитробактер:

?HNО2  + О2  =  ?НNО3 + 158 кДж.

Методом электронного баланса расставьте коэффициенты. Определите окислитель, восстановитель. (задания выполняются на доске и на местах)

III. Выполнение самостоятельной  работы.

Учитель: I вариант. Молекулярный азот возвращается в атмосферу благодаря деятельности денитрифицирующих бактерий:

?НNО3 + ?Н2 →  ?N2 + ?Н2О+ 1120 кДж;

II вариант. Благодаря бактериям рода десульфовибрио  в толщах морей и океанов формируются слои, содержащие в высоких концентрациях сероводород:

?H2SO4 + ?H2 →  ?H2S +  ?Н2О+ 154 кДж;

Используя метод электронного баланса, составьте уравнения  этих окислительно-восстановительных реакций. Укажите восстановитель и окислитель.

Как видите, в результате окислительно-восстановительных процессов выделяется энергия. Эту энергию бактерии используют для синтеза нужных себе органических веществ. 

IV. А теперь обобщим  полученные знания:

1. бактерии – это отдельная группа прокариот, они не имеют обособленного ядра в цитоплазме;

2. в ходе эволюции бактерии приспособились использовать энергию окислительно-восстановительных реакций, этим объясняется одна из причин многообразия бактерий;

3. в природе хемосинтезирующие бактерии имеют важное значение.

V. Задание на дом: 1) прочитать § 25(учебник  биологии), ответить на вопросы (устно), 2) выполнить задание.

В организме человека избыток нитратов, попавших с пищей, приводит к отравлению. Это обусловлено высокой токсичностью нитритов, которые образуются из нитратов с участием кишечной палочки.  

Условно молекулярное уравнение этого процесса выглядит так:

HNO3  + Н2 =  HNO2 + H2O + Q,

Методом электронного баланса расставьте коэффициенты. Определите окислитель и восстановитель.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия – 9. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Яновская М. «А есть ли предел?..». – М.: Издание «Знание», 1969.
  4. Журнал «Химия в школе» №2, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."

Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...

Урок по теме "Удивительный мир бактерий"

Рассматриваются особенности строения бактерий, их многообразие, значение в природе и для человека....

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка : Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии

Методическая разработка по теме: Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии ...