Рабочие программы по химии
рабочая программа по химии (7,8,10,11 класс) по теме

В данном материале представлены методические разработки рабочих программ по химии для 7 (пропедевтический курс), 8, 10 и 11 классов, составленные на основе авторских программ по химии  для общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предполагают использование УМК этого же автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_himii_umk_o.s._gabrielyana.rar64.49 КБ

Предварительный просмотр:

               Пояснительная записка

     

              Содержание рабочей программы направлено на достижение следующей цели:

формирование предметных знаний, умений и навыков (в первую очередь расчётных и экспериментальных), на которые недостаточно времени при изучении курса химии основной школы и  осуществление подготовки обучающихся к изучению нового учебного предмета;

               Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. актуализировать химические знания обучающихся, полученные на уроках природоведения/естествознания, биологии, географии, физики и сформировать на основе этого общие представления о новом учебном предмете «Химия», показать его взаимосвязь с различными областями естествознания и математики;
  2. интегрировать на основе учебной дисциплины «Химия» знания по предметам естественного цикла основной школы и показать значимость этого предмета для успешного освоения естественнонаучных дисциплин;
  3. создать положительную познавательную мотивацию к изучению нового предмета;
  4. показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития науки химии;

        Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна.

             Выбор данной программы обусловлен тем, что она представлена в качестве пропедевтического курса к уже используемой в основной и средней школе образовательной линии, разработанной тем же  авторским коллективом под руководством О.С. Габриеляна. Так как курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом и его изучение является исключительно инициативой администрации образовательного учреждения, в неё не включены сведения, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по химии для основной школы.

            Курс состоит из четырёх частей. Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» - позволяет расширить и систематизировать химические знания обучающихся, уже полученные при изучении таких дисциплин, как природоведение, биология, география, физика, сформировать представления о новом учебном предмете «Химия» и показать его роль в системе естествознания. Учебный материал второй темы курса - «Математика в химии» - позволяет совершенствовать умения, необходимые при решении химических задач, для которых недостаточно времени в курсе химии основной школы. Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» - дополняет сведения обучающихся об известных им физических и химических явлениях. В четвёртой теме – «Рассказы по химии» - интересно и занимательно повествуется об учёных-химиках, удивительном мире химии, открытиях, реакциях и веществах.

           Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения, повышение роли самостоятельной работы обучающихся,  развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и др.

          Рабочая программа  предусматривает внесение следующих  изменений в авторскую программу: 

1). Допускается обоснованное изменение последовательности изучения вопросов и количества учебных часов на их рассмотрение в пределах

    выделенного лимита времени.

2). По своему усмотрению, а также исходя из возможностей кабинета химии, учитель может изменять структуру представленного

    в программе практикума.

 

     Место курса «Химия» в базисном учебном плане

 На изучение пропедевтического курса химии отводится 1 ч в неделю, всего 34 ч, или, что более эффективно, 2 ч в неделю, всего 68 ч.   Количество часов, выделенное на изучение курса химии в 7 классе, зависит от возможностей учебного заведения и специфики его учебного плана.

Содержания программы

№ темы в курсе

Раздел, тема курса

Содержание

        

Требования к уровню подготовки

Кол-во часов на изучение темы

Кол-во к/р, л/р, п/р по теме

общеучебные умения и навыки

предметные умения и навыки

1

2

3

4

Химия в центре естествознания

Математика в химии.

Явления, происходящие с веществами

Рассказы по химии

Химия как часть естествознания.

Предмет химии.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Моделирование.

Химические знаки и формулы.

Химия и физика.

Агрегатные состояния веществ.

Химия и география.

Химия и биология.

Качественные реакции в химии.

Относительные атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элемента в сложном веществе.

Чистые вещества и смеси.

Объёмная доля газа в смеси.

Массовая доля вещества в растворе.

Массовая доля примесей.

Разделение смесей.

Дистилляция, или перегонка.

Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций.

Признаки химических реакций.

Выдающиеся русские учёные-химики М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров и др. по выбору обучающихся ( ученическая конференция). Открытие, получение и значение некоторых (по выбору обучающихся) химических веществ (конкурс сообщений). Изучение химических реакций (конкурс ученических проектов).

Самостоятельно выбирать алгоритм действий; формулировать проблемные вопросы;  определять объект анализа; качественно и количественно описывать объект;  выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;  формулировать проблемные вопросы; уметь доказывать и опровергать; формировать программу эксперимента; устанавливать межпредметные связи;

Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; самостоятельно подбирать алгоритм действий; организовывать деятельность в группах и парах; оценивать свою работу и работу других людей;  вырабатывать общее решение;

Определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности; самостоятельно подбирать алгоритм действий; организовывать деятельность в группах и парах; формировать программу эксперимента; качественно и количественно описывать объект; формулировать проблемные вопросы; оценивать свою работу и работу других людей;  вырабатывать общее решение;

Подбирать и группировать материал по определённой теме; создавать тексты различных типов; владеть различными способами изложения текста; владеть приёмами риторики; выступать с сообщениями по теме; уметь выслушивать выступление другого; формировать программу эксперимента; вырабатывать общее решение;

Знать:

естествознание – комплекс наук о природе; положительное и отрицательное воздействие человека на природу;

предмет химии; физические тела и вещества; свойства веществ; применение веществ на основе их свойств; лабораторное оборудование; правила техники безопасности;

наблюдение как основной метод познания окружающего мира, условия проведения наблюдения; гипотеза; эксперимент; вывод; строение пламени; лабораторное оборудование; модель, моделирование, особенности моделирования в географии, физике, биологии, химии;

химический элемент; химические знаки, их  обозначение, произношение; химические формулы веществ; простые и сложные вещества; индексы и коэффициенты; качественный и количественный состав вещества;

понятия «атом, молекула, ион»; строение вещества; кристаллы, кристаллические решётки; вещества молекулярного и немолекулярного строения;

физические и химические явления; газообразные, жидкие, твёрдые, аморфные вещества;

строение Земли; литосфера; минералы и горные породы;

химический состав живой клетки: неорганические и органические вещества; биологическая роль воды в живой клетке; фотосинтез; хлорофилл, биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов; некоторые качественные реакции;

Уметь:

давать определения понятий « химия, вещество, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, химическая формула, атом, молекула, ион»; характеризовать роль химии среди естественнонаучных дисциплин; различать простые и сложные вещества; читать и комментировать химические формулы; проводить и описывать наблюдения, эксперименты, моделировать явления, процессы; осуществлять отдельные качественные реакции;

Знать:

понятия: относительная атомная масса элемента; молекулярная масса;

массовая доля химического элемента; чистые вещества; смеси, гетерогенные и гомогенные смеси; газообразные, жидкие и твёрдые смеси;

 доля вещества в смеси (растворе);

концентрация; растворитель и растворённое вещество; массовая доля примеси;

Уметь:

определять относительную атомную массу х.э. по ПСХЭ Д.И. Менделеева; находить относительную молекулярную массу по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество х.э.; рассчитывать массовую долю х.э. по формуле вещества; находить формулу в-ва по значениям массовых долей образующих его элементов; различать чистые вещества и смеси, гетерогенные и гомогенные смеси, приводить примеры газообразных, жидких и твёрдых смесей; определять объёмную долю газа в смеси по его объёму и наоборот; рассчитывать массовую долю в-ва в растворе, массу растворённого вещества по массе раствора и массовой доле растворённого вещества; вычислять массовую долю примеси в образце исходного вещества и массу основного вещества по массе вещества, содержащего определённую массовую долю примесей;

Знать:

некоторые простейшие способы разделения смесей;

сущность процессов дистилляции, перегонки, кристаллизации;

понятие «химическая р-ция», условия протекания и прекращения х.р.;

основные признаки х.р.;

Уметь:

характеризовать способы и технику разделения смесей, сущность х.р., признаки х.р.; разделять предложенные смеси, пользоваться лабораторным оборудованием и соблюдать правила ТБ при выполнении опытов по разделению смесей;

Знать:

какой вклад внесли в развитие химической науки русские учёные-химики; некоторые сведения об открытии, способах получения и применения наиболее важных веществ; способы и условия проведения конкретных (предложенных учителем или по выбору обучающихся) х.р.;

Уметь:

проводить простейшие химические опыты, объяснять сущность проделанных х.р.,  пользоваться лабораторным оборудованием и соблюдать правила ТБ при выполнении опытов;

Не менее 11

Не менее 8

Не менее 8

Не менее 3

П.р.1П.р.2

П.р.3

П.р.4

П.р.5

П.р.6


  
  

Рабочая программа ориентирована на использование

     учебника: Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. Пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – 5-е изд.,

                       стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 159;

     методического пособия для учителя: Габриелян О.С. Методическое пособие к пропедевтическому курсу О.С. Габриеляна,

                                                                        И.Г.Остроумова, А.К. Ахлебинина «Химия. Вводный курс. 7 класс»: методическое пособие /

                                                                        О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева.- М.: Дрофа, 2007. – 203;

     дополнительной литературы для учащихся:

  1. Габриелян О.С. Химия. 7 класс: рабочая тетрадь к учебному пособию О.С.Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс» /        О.С. Габриелян, Г.А. Шипарева. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.-107 с.;
  2. Габриелян О.С. Химия. 7 класс. Практикум к учебному пособию  О.С.Габриеляна и др. «Химия. Вводный курс. 7 класс» :

    О.С. Габриелян, И.В. Аксёнова. – М.: Дрофа, 2010.-75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....