Профориентация на занятиях химии в строительном колледже
статья по химии по теме

Только усвоение междисциплинарных знаний на уровне их активного применения позволяют осознано овладеть избранной профессией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientaciya_na_himii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентация на занятиях химии в строительном колледже.

Плужникова О.В.

В пору студенчества облик каждого молодого человека постепенно становится все более определенным, все яснее выступают те его индивидуальные особенности и качества, которые в своей совокупности представляют личность.

Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Овладение профессией начинается с профессионального самоопределения. Уже абитуриенты должны вполне определенно решить для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющихся знаний, своих психологических и психофизиологических ресурсов.

У студентов же учебная мотивация складывается из оценки различных аспектов учебного процесса (его содержания, форм, способов организации) с позиции их личных индивидуальных потребностей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Известно, что учебная деятельность полимотивированна, так как процесс обучения совершается для учащихся не в личном вакууме, а в сложном взаимопереплетении социально-обусловленных процессов.

Поэтому основной проблемой любого профессионального образования является переход от активно осуществляющейся учебной деятельности студента к усваиваемой им профессиональной деятельности.

С позиции общей теории деятельности такой переход идет прежде всего по линии трансформации познавательных мотивов студента в профессиональные мотивы специалиста. Ведущими в общем мотивационном синдроме учения для студента являются познавательные и профессиональные мотивы, взаимообусловленное развитие которых составляет динамику познавательных и профессиональных мотивов обучаемых.

В последние годы школьники все чаще относят химию к числу нелюбимых и трудных предметов. Что же говорить об абитуриентах системы среднего профессионального образования! Результаты входного контроля  показывают низкий уровень знаний студентов по химии. Многие не только не умеют решать задачи, писать уравнения химических реакций, но даже не знают символы химических элементов. 

На общеобразовательный курс химии в ссузах отводится меньшее количество часов по сравнению с общеобразовательной школой. Но несмотря на разное общее  количество часов, которое выделяется на изучение всего курса химии, номенклатура подавляющего большинства тем и их содержание в большинстве случаев оказываются одинаковыми в этих двух типах учебных заведений. Однако, обучение химии в учреждениях СПО, в отличие от общеобразовательной школы, должно включать профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии. Его назначение состоит в том, чтобы приблизить содержание курса химии к потребностям учащихся, сформировать положительную мотивацию к изучению данного предмета и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной. Согласно концепции научения Л.Б. Ительсона, для того чтобы новые знания усваивались учащимся, он должен «видеть» («чувствовать») их полезность.

Каковы же пути совершенствования содержания и структуры общего образования в средних специальных учебных заведениях, усиления его роли в качестве базы для будущей профессиональной подготовки?

Хотелось бы поделиться своим опытом решения этой проблемы.

Саратовский государственный колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений готовит специалистов среднего звена по следующим техническим специальностям:

270803 «Строительство и эксплуатация инженерных сооружений»

270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

190629 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»

        Студентов нашего колледжа в зависимости от профиля получаемой технической специальности можно подразделить на две группы:

«строители»

«механики»

Химия, наряду с другими общеобразовательными дисциплинами, изучается студентами на первом курсе в течение одного семестра на основе примерной программы (на базе основного общего образования). На изучение вопросов общей, неорганической и органической химии в соответствии с учебным планом колледжа выделяется 78 часов. Анализ квалификационных характеристик и содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин по выявлению межпредметных связей с химией показал, что многие химические понятия, термины и законы являются базовыми для изучения таких дисциплин, как «Строительные материалы и изделия»,  «Техническая механика», «Материаловедение», «Строительные машины», «Инженерная геология», «Строительные конструкции», «Электротехника», «Эксплуатационные материалы».

Таким образом, знания получаемые студентами при изучении химии на первом курсе, должны служить в дальнейшем фундаментом для овладения знаниями по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Однако примерная программа по химии не позволяет достичь этого, т.к. в ней не всегда учитывается содержание специальных дисциплин имеющих межпредметные связи с химией. К тому же того количества часов которое выделяется на изучение курса химии явно недостаточно для полного раскрытия значения отдельных вопросов химии для будущей профессиональной деятельности. Поэтому многие студенты вообще не понимают, зачем им нужно изучать химию, и где они могут применить полученные знания и умения в своей будущей практической  деятельности. Также существенно затрудняет и обедняет изучение химии отсутствие специального учебника и учебно-методических пособий по предмету.

Отсюда как следствие, вывод: действующие программы курса химии и отсутствие специальных учебников не позволяют сформировать у студентов строительного колледжа достаточно глубокие и прочные знания по химии, которые могли бы стать базой для лучшего усвоения специальных дисциплин на старших курсах обучения.

Всвязи с этим вытекает необходимость:

определения базового содержания курса химии, учитывающего прикладную направленность предмета за счет уменьшения второстепенных химических знаний и увеличения объема профессиональнозначимых тем и вопросов;

разработки дифференцированного курса химии, учитывающего специфику колледжа и отдельных специальностей, получаемых в нем;

создания учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для преподавателей), позволяющего существенно усовершенствовать изучение курса химии и повысить эффективность этой дисциплины в подготовке специалистов среднего звена.

Отбор содержания курса химии проводился на основе анализа содержания взаимосвязанных специальных и общепрофессиональных дисциплин, квалификационных характеристик, изучения уровня знаний учащихся и выпускников с выделением тех знаний, которые действительно необходимы в профессиональной деятельности и повседневной практике, экспертной оценки преподавателей спецдисциплин. Поскольку в основу построения курса химии закладывалась идея его профессионализации, то принимались во внимание компоненты как курса химии, так и дисциплин специального и общепрофессионального циклов.

На основе отобранного содержания курса химии были разработаны две рабочие программы, соответственно профилю специальностей, получаемых в колледже. Основные отличия этих программ состоят в следующем: в них учитывается содержание специальных и общепрофессиональных дисциплин, имеющих межпредметные связи с химией; наибольший акцент делается на прикладную направленность предмета за счет увеличения объема профессионально значимых тем. Разработанные программы полностью обеспечивают реализацию среднего химического образования и позволяют подготовить студентов к восприятию соответствующих разделов специальных дисциплин.                

Программы являются важнейшим, но далеко не единственным средством усиления профессиональных функций химической подготовки. Формированию взаимосвязанной системы химических знаний и профессионально значимых умений в процессе обучения химии способствуют: систематическое создание целенаправленных проблемных ситуаций; использование межпредметных познавательных задач и заданий; профессионально направленных демонстрационных и лабораторных опытов; дидактических игр, имитирующих базисные элементы будущей профессиональной деятельности; заданий для самостоятельной работы, предусматривающих выявление областей применения изучаемого объекта в профессиональной деятельности; демонстрация профессионально значимых объектов (образцов, материалов, инструментов и т.п.); требования к студентам сопровождать ответы показом соответствующих наглядных пособий профессионального значения, примерами, связанными с профессиональной деятельностью, иллюстрацией естественнонаучного материала, примерами профессионального характера.

         Специализации химии в ссузах также способствуют различные формы внеурочной работы: предметные недели, экскурсии на базовые предприятия, конференции, олимпиады, викторины, общественные смотры знаний, конкурсы плакатов и газет и т.п. Опыт показывает, что вынесение за пределы урока профессионально значимых вопросов по предмету, отдельных опытов повышает интерес учащихся к данному предмету.

Таким образом, важнейшими условиями совершенствования общей и общепрофессиональной химической подготовки учащихся являются реализация взаимосвязи химических, общепрофессиональных и специальных знаний, а также учет реальных учебных возможностей учащихся. Ибо только усвоение междисциплинарных знаний на уровне их активного применения позволяет осознанно овладеть избранной профессией.

Список используемой литературы:

1. Курамшин И.Я., Морозова Г.Н., Казанцева Л.А. Курс химии в средних специальных учебных заведениях // Специалист, 1992, №1, №2.

2. Илькевич Б.В. Профессионально-мотивирующая подготовка специалистов// Специалист, 2005, №7.

3. Кузейкина Э.В., Штремплер Г.И. Формирование мотивации и интереса первокурсников к изучению химии // СПО, 2006, №12.

4. Болдырева О.В., Овчинников Ю.И., Штремплер Г.И. Место химии в обучении студентов строительного колледжа // Специалист, 2006, №9.

5. Болдырева О.В., Штремплер Г.И. О проблемах обучения студентов строительного колледжа основам химии // Методология и практика школьного химического образования в свете развития знаний о природе и обществе (материалы региональной научно-практической конференции). – Казань: Диалог-компьютерс, 2005.

6.  Болдырева О.В., Штремплер Г.И. Курс химии как общеобразовательный предмет и база для изучения специальных дисциплин в строительном колледже // Естественнонаучное образование: методология, теория и методика: Сборник материалов V международного методологического семинара, 22-24 ноября 2005 года, Выпуск 4, Часть 2 Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2005.

7. Болдырева О.В., Штремплер Г.И. Проблемы обучения химии в строительном колледже и пути их решения // Проблемы качества подготовки специалистов среднего звена, пути их решения: Сборник научно-методических статей. – Саратов, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ХИМИИ

Опыт работы по реализации компетентностного подхода на занятиях химии....

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Влияния личности педагога на формирование эстетической культуры в Ковылкинском строительном колледже

Эстетическое воспитание, явля­ясь в образовательном пространстве колледжа путеводной звездой, раскроет в современной молодежи творческий потенциал, расширит горизонты в по­знании мировой культуры, отр...

«Реализация индивидуального подхода на занятиях по физической культуре . Из опыта работы Белгородского строительного колледжа»

Индивидуальный подход на занятиях тесно связан с методикой проведения занятий. Преподавателю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенност...

Конспект внеурочного занятия "Химия - страна чудес"

На протяжении долгих веков развития  химической науки , она была связана с попытками человека приоткрыть завесу тайн различных превращений веществ , их свойства и строения.Химическое искусство во...

Парад Российского студенчества 2019.Студенты Нижневартовского строительного колледжа на всероссийском посвящении в студенты

14 сентября 2019 года по всей России прошел парад российского студенчества. Вчерашние абитуриенты, одетые в корпоративные куртки своих учебных заведений, громко скандируя кричалки и лозунги своих учеб...

КТП по биологии для обучающихся первого курса Омского строительного колледжа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на _______2023_______ / ____2024_________ уч.год по специальностям:08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборуд...